ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-367/19 от 30.08.2019 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-367/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 августа 2019 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее ТУ Росимущества в Ульяновской области) обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду. В обоснование иска указано, что в федеральной собственности находятся объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду, которые не включены в специализированный жилой фонд Российской Федерации. Согласно с. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Статьей 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы самоуправления городского, сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

17 апреля 2019 года ТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в адрес Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о принятии в муниципальную собственность МО «Майнский район» Ульяновской области вышеуказанного жилого фонда. 27 мая 2019 года письмом Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области отказалась от принятия жилых помещений в муниципальную собственность.

Пункт 4.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области предоставляет Управлению полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа. МТУ Росимущества просило обязать Администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду:

1. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

2. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

3. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

4. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

5. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

6. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

7. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

8. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

9. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

10. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

11. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

12. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

13. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

14. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

15. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

16. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

17. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

18. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

19. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

20. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

21. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

22. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

23. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

24. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

25. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

26. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

27. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

28. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

29. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***.

В судебном заседании представитель истца Исхакова Э.И. поддержала исковые требования, дополняя, суду пояснила, что в соответствии с приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 03.03.2017 № ДП-07/7717 «О предоставлении информации», распоряжением Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области от 01.04.2019 № 137-р «О создании рабочей комиссии по инвентаризации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации» рабочей комиссией проведена инвентаризация объектов федерального имущества согласно приложению № 1 распоряжения от 01.04.2019 № 137-р. При фактическом осмотре имущества, результатам анализа документов, полученных рабочей комиссий, составлены акты инвентаризации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Комиссией установлено, что часть жилых помещений используется по назначению, четыре помещение переданы по договорам социального найма гражданам, в основном квартиры находятся в состоянии, не пригодном для проживания. Однако данные обстоятельства не освобождают Администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области принять объекты недвижимости в муниципальную собственность. Исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Петров А.Н. в судебном заседании, не соглашаясь с исковыми требованиями, просил в удовлетворении иска отказать. Не смотря на то, что наименование спорного имущества отвечает полномочиям органов местного самоуправления, установленным ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в составе имущества, которое истец предлагает передать в муниципальную собственность, имеются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в количестве 16 квартир, т.е. двухэтажный дом с двумя подъездами, а также квартиры, в двухквартирных жилых домах. Более того, на основании заявления ФИО4, являющейся нанимателем ***, расположенной по адресу: ***, межведомственная комиссия от 11 сентября 2018 года приняла заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Распоряжением руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области № 156-р от 12 апреля 2019 года жилое помещение, расположенное по адресу: ***, признано непригодным для проживания. Какая-либо техническая документация на жилые помещения, а также сведения о лицах, зарегистрированных в данных жилых помещениях, отсутствует. При отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на принятие имущества, при отсутствии дальнейшей финансовой возможности по эксплуатации, техническое состояние передаваемых помещений исключает возможность их использования в качестве объектов муниципального жилищного фонда в рамках полномочий органа местного самоуправления в сфере жилищного законодательства. Исполнять полномочия по предоставлению нуждающимся жилых помещений посредством владения имуществом, не пригодным для этих целей, невозможно.

Представитель привлеченного по делу в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Ивахин С.В. поддержал доводы представителя ответчика Петрова А.Н. и просил в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, вышеуказанным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд относится к муниципальной собственности.

Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, в федеральной собственности может находиться только специализированный жилой фонд.

Объекты недвижимости, указанные в исковом заявлении, относятся к жилому фонду и находятся в федеральной собственности, в специализированный жилой фонд Российской Федерации не включены. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости, сторонами не оспариваются.

Из актов инвентаризации, представленных по каждому объекту жилого фонда, усматривается, что результаты осмотра составлены на основании информации, полученной при фактическом осмотре имущества, а также по результатам анализа документов, полученных рабочей комиссией по инвентаризации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Изложенные в актах инвентаризации сведения о фактическом использовании (неиспользовании) объекта, имеющихся договорах найма между ОНО ОПХ «Новоанненковское» и гражданами (жилое помещение по адресу: ***; жилое помещение по адресу: ***; жилое помещение по адресу: ***; жилое помещение по адресу: ***), состоянии каждого объекта, подтверждаются фотоматериалами объектов, сведениями о регистрации граждан в жилых помещениях, договорами социального найма, ответчиком не оспариваются.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом от 17 апреля 2019 года *** обратилось в адрес Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о принятии в муниципальную собственность вышеуказанного жилого фонда.

Письмом от 27 мая 2019 года № 420 Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области отказалась от принятия жилых помещений в муниципальную собственность.

Вместе с тем, спорные объекты недвижимости относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (приложение № 3), в связи с чем, на органы местного самоуправления должна возлагаться обязанность по его принятию.

В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению № 3020-1.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (статья 18 Закона № 1541-1).

В связи с приведенными правовыми нормами спорные объекты, в силу прямого указания закона, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Доводы представителя ответчика о нецелесообразности передачи аварийных объектов, находящихся в непригодном для использования состоянии, а также на невозможность использования указанных объектов для решения вопросов местного значения, отсутствии денежных средств на ремонт и восстановление объектов недвижимости, судом отклоняются.

Само по себе отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием указанного объекта в муниципальную собственность, его содержание и ремонт, не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества. В соответствии с положениями Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.

То обстоятельство, что часть объектов недвижимости находятся, по сути, в аварийном состоянии, не пригодном для проживания, что не отрицается истцом и подтверждается материалами дела (актами инвентаризации, фотоматериалами), а также представленные стороной ответчика акт обследования Межведомственной комиссией за *** от 11 июля 2018 года жилого помещения по адресу: ***, Заключение о непригодности данного объекта для проживания, Распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** и ****** от 12 апреля 2019 года «О признании жилого помещения непригодным для проживания граждан» по смыслу положений жилищного законодательства не влечет исключение данных жилых помещений из муниципального жилищного фонда.

Действующее законодательство не ставит в обязанность Администрации принять объект в муниципальную собственность в зависимости от состояния объекта. Нежелание принять его в муниципальную собственность само по себе не может служить основанием для отказа в иске.

Тот факт, что четыре спорных объекта недвижимости обременены договорами социального найма, не свидетельствует о незаконности заявленных требований. В силу положений статьи 675 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма (статья 64 ЖК РФ), что свидетельствует о соблюдении при передаче квартир положений статей 14 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ о выполнении функций органов местного самоуправления по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями и выполнении иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

С учетом изложенного, суд считает требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду, вполне обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду:

1. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

2. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

3. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

4. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

5. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

6. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

7. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

8. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

9. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

10. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

11. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

12. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

13. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

14. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

15. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

16. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

17. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

18. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

19. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

20. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

21. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

22. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

23. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

24. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

25. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

26. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

27. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

28. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***;

29. Жилое помещение: квартира, кадастровый ***, адрес: ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева