ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-36/2022 от 18.01.2022 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

дело № 2-1-36/2022

УИД: 73RS0009-01-2021-001510-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун Ульяновской области 18 января 2022 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Жучковой Ю.П.,

при секретаре Пресняковой Е.С.,

с участием представителя Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Сапаровой Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, поданным в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц, к Областному государственному казенному предприятию «Ульяновский областной водоканал», администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о возложении обязанностей разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для установления зон санитарной охраны, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГКП «Ульяновский областной водоканал», администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о возложении обязанностей в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для установления зон санитарной охраны, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно постановлению главы администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 02.03.2021 №13 в реестре муниципального образования находятся 8 артезианских скважин, расположенных в р.п. Языково Карсунского района по адресам: <адрес>. Данные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основании договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 02.03.2021 №65 переданы во временное владение и пользование ОГКП «Ульяновский областной водоканал», которое осуществляет использование переданных ему 8 артезианских скважин для предоставления услуг по водоснабжению на территории указанного муниципального образования. В нарушение требований федерального законодательства на 8 артезианских скважин, расположенных по вышеназванным адресам, проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения не получены. В связи с тем, что уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены. Несоблюдение возложенных законом обязанностей по организации и соблюдению мероприятий режима зон санитарной охраны нарушает интересы РФ, а также населения Ульяновской области, в связи с угрозой снижения качества и безопасности питьевой воды, несоблюдение требований об организации зон санитарной охраны первого пояса водозабора создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболевания населения. На основании изложенного, ссылаясь на пункты 1.4, 1.5, 2.2.1.1., 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002), ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», просит суд обязать ОГКП «Ульяновский областной водоканал», администрацию МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по адресам: <адрес>, р.<адрес>, и получить на них эпидемиологические заключения; представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по указанным адресам, для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области; представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по вышеназванным адресам, для постановки на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель истца помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сапарова Р.Х. исковые требования поддержала по доводам. Изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ОГКП «Ульяновский областной водоканал в судебное заседание не явился, о его времени и месте был извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления, на ОГКП «Ульяновский областной водоканал» такая обязанность законодательством не возложена.

Представитель ответчика администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, суду сообщил, что исковые требования не признает, так как объекты водоснабжения переданы ОГКП «Ульяновский областной водоканал» по договору аренды от 15.07.2021 №66.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке участников процесса.

Суд, выслушав представителя истца Сапарову Р.Х., изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что постановлением главы администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 02.03.2021г. №13 в казну данного муниципального образования включены 8 артезианских скважин, расположенных в р.<адрес> по адресам: <адрес>.

На основании договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 02.03.2021 №65 указанные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения переданы во временное владение и пользование ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от неготивного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее закон № 52-ФЗ) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

В соответствии со ст. 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 1.2.1.41110-02» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.5-1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) охрана водных объектов, находящихся, в том числе, в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Водного кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация водоотведения и водоснабжения населения.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ст. 38 Устава МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области к полномочиям администрации поселения, наряду с другими, относятся организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводу администрации, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, должна быть возложена на администрацию как на орган местного самоуправления обладающий полномочиями собственника в отношении указанных объектов.

Довод ответчика Администрации МО «Языковское городское поселение» в части того, что объекты водоснабжения переданы ОГКП «Ульяновский областной водоканал» по договору аренды от 15.07.2021 №66, в связи с чем обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должна быть возложена на ОГКП «Ульяновский областной водоканал» является несостоятельным.

Так, из пунктов 1.1, 3.1.1. договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 02.03.2021 №65, заключенного между администрацией МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал», следует, что арендодатель был обязан предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование объекты водоснабжения и водоотведения со всеми принадлежностями и всей имеющейся документацией, относящейся к передаваемому имуществу.

Согласно справке администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 10.09.2021 №73-ИОМСУ-0501/129исх, проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отношении переданных в аренду артезианских скважин не имеется.

Исходя из изложенного, арендодателем администрацией МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области данные условия договора исполнены не были, то есть арендатору ОГКП «Ульяновский областной водоканал» не были разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не были приняты меры к установлению границ зон санитарной охраны, а также к представлению в орган в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, для их постановки на государственный кадастровый учет.

Учитывая изложенное, исковые требования к ответчику Администрации МО «Языковское городское поселение» подлежат удовлетворению, в части требований к Областному государственному казенному предприятию «Ульяновский областной водоканал», следует отказать.

На основании ст. ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по адресам: <адрес>, р.<адрес>, и получить на них эпидемиологические заключения.

Обязать администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по адресам: <адрес>, р.<адрес>, для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 8 артезианских скважин, расположенных по адресам: <адрес>, р.<адрес>, для постановки на государственный кадастровый учет.

В удовлетворении исковых требований к ответчику Областному государственному казенному предприятию «Ульяновский областной водоканал», отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ю.П. Жучкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 января 2022 года.