УИД 73RS0011-01-2022-000734-47 Дело № 2-1-378/2022 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Майна 11 октября 2022 года Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Копылова И.Н., при секретаре Воржецовой Л.А., с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасова А.С., представителя ОГКУСЗН Ульяновской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в интересах и от имени ФИО2, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, отделению ОГКУСЗН Ульяновской области по Майнскому району, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным решения о назначении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг в размере 14300 рублей, возложении обязанности назначить меру социальной поддержки в виде компенсации в размере 48000 рублей, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее ОГКУСЗН Ульяновской области), отделению ОГКУСЗН Ульяновской области по Майнскому району, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» о признании незаконным решения о назначении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг в размере 14300 рублей, возложении обязанности назначить меру социальной поддержки в виде компенсации в размере 48000 рублей, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг. В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района на основании обращения ФИО2, являющейся педагогическим работником, проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего предоставление отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде возмещения денежных затрат на оплату твёрдого топлива. Проведенной проверкой установлено, что ФИО2 согласно записи из трудовой книжки принята на работу в МКОУ «Гимовская СШ» учителем математики второй квалификационной категории. ФИО2 проживает в жилом доме (жилая площадь: 60 м2), расположенном по адресу: ***, неподключенном к центральному отоплению. 03.06.2022 ФИО2 через МФЦ было подано заявление о назначении денежной компенсации расходов, связанных с приобретением твёрдого топлива и оплатой услуг по его доставке. В качестве подтверждающих документов ФИО2 представлена квитанция о приобретении твердого топлива *** от 12.05.2022 о покупке 20 м3 дров по цене 2 250 руб. за 1 м3 на сумму 45000 руб. с доставкой на сумму 3000 руб. Общая сумма понесенных затрат составила 48000 руб., из которой 3000 руб. за доставку. По результатам рассмотрения данного заявления департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ФИО2 назначена мера социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг в размере 14 300 руб. (решение от 06.06.2022 ЛД 0730900000020677). При назначении денежной компенсации в указанном размере уполномоченный орган необоснованно руководствовался приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 16.11.2018 № 06-205, на основании которого максимальная розничная цена на твёрдое топливо, реализуемое гражданам, составляет 565 руб. за плотный кубометр, поскольку данный нормативный правовой акт регламентирует правоотношения, возникающие в сфере тарифного регулирования, а не социального обеспечения и социального обслуживания. Законодательство, регулирующее вопросы назначения вышеупомянутой меры социальной поддержки, не связывает её назначение и определение размера денежной компенсации с установленными розничными ценами на твёрдое топливо. Таким образом, ФИО2 подлежит возмещению 100 процентов фактически понесенных затрат на приобретение твёрдого топлива и его доставку, то есть 48000 рублей. Учитывая то, что ФИО2 фактически выплачена сумма в размере 14300 рублей, взысканию подлежат денежные средства в размере 33 700 руб. В судебном заседании помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасов А.С. заявленные требования поддержал. Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представитель ответчика – Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске ФИО3 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие. В представленных возражениях с иском не согласилась, указав следующее. 03 июня 2022 года ФИО2 обращалась с заявлением о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 № 485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. В соответствии с приказом Министерства развития конкуренции и экономического развития Ульяновской области от 16.11.2018 *** установлена максимальная розничная цена на твердое топливо, реализуемое гражданам: дрова одно – и двухметровые лиственных и хвойных пород – 565 рублей за плотный кубометр. Расчет размера денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива произведен ОГКУСЗН Ульяновской области в соответствии с представленными документами следующим образом: 20 куб.м.*565 руб. = 11300 руб. + 3000 руб. (доставка) = 14300 руб. В удовлетворении исковых требований просила отказать. Представитель ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие. В представленном отзыве указал, что в компетенцию УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» решение вопроса о назначении ФИО2 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг не входит. Полномочия по назначению мер социальной поддержки населению возложены на ОГКУСЗН Ульяновской области. УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства только в случае назначения мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области. Представитель ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования на признала, представила доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. В возражениях представитель ОГКУСЗН Ульяновской области ФИО4 указала, что 03 июня 2022 года ФИО2 подано заявление о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива. Представлена квитанция о приобретении топлива № 17 от 12.05.2022, из которой следует, что приобретено 20 куб. м. дров по цене 2250 рублей за 1 куб. м. на сумму 45000 рублей, и указана сумма транспортных услуг по доставке топлива – 3000 рублей. В соответствии с приказом Министерства развития конкуренции и экономического развития Ульяновской области от 16.11.2018 №06-205 установлена максимальная розничная цена на твердое топливо, реализуемое гражданам: дрова одно – и двухметровые лиственных и хвойных пород – 565 рублей за плотный кубометр. В соответствии с представленной квитанцией назначена компенсация за приобретение твердого топлива: 20 куб.м.*565 руб. = 11300 руб. + 3000 руб. (доставка) = 14300 руб. В удовлетворении исковых требований просила отказать. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, индивидуальный предприниматель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что действительно на основании накладной *** от 12 мая 2022 года продал ФИО2 колотые дрова в количестве 20 куб. м. по цене 2250 рублей за 1 куб.м., на общую сумму 45000 рублей. Стоимость доставки дров в *** составила 3000 рублей. Заслушав помощника прокурора Веткасова А.С., представителя ОГКУСЗН Ульяновской области ФИО1, третье лицо ИП ФИО5, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ФИО2, *** года рождения, являлась педагогическим работником. 31 мая 2022 года уволена из МКОУ «Гимовская средняя школа» на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с выходом на пенсию. Дом, расположенный по адресу: ***, в котором проживает ФИО2, имеет печное отопление. 03 июня 2022 года ФИО2 обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (Майнский район) с заявлением ****** о назначении денежной компенсации расходов, связанных с приобретением твердого топлива и оплатой услуг по его доставке. Одновременно с заявлением ФИО2 были представлены копия паспорта, копия трудовой книжки, справка о печном отоплении, накладная *** от 22 мая 2022 года и кассовый чек, подтверждающие расходы на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по его доставке в сумме 48000 рублей. Согласно ч. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании») педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Категории лиц, имеющие право на получение мер социальной поддержки и меры социальной поддержки во исполнение вышеуказанного федерального закона установлены Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических и некоторых других категорий работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области» (далее Закон №167-ЗО). Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 вышеуказанного закона меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам, а также руководителям образовательных организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений образовательных организаций и их заместителям (далее - руководители и иные работники образовательных организаций), проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области и работающим в образовательных организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей. Указанные педагогические работники, руководители и иные работники образовательных организаций, которые достигли возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо которым в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно назначена страховая пенсия по старости, имеют право на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки, если общий стаж работы таких педагогических работников в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и по состоянию на день достижения ими указанного возраста либо на день досрочного назначения им страховой пенсии по старости соответственно они пользовались (имели право пользоваться) мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей. В соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Закона №167-ЗО денежная компенсация расходов на оплату приобретаемого твердого топлива и транспортных услуг по его доставке предоставляется лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона и проживающим в жилых помещениях с печным отоплением, в размере 100 процентов произведенных расходов. В силу пунктов 3.1-3.3 Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения педагогическим работникам, работающим и (или) проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.06.2010 № 171-П (далее – Постановление № 171-П) педагогическим работникам, имеющим право на получение денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и приобретшим его за собственные средства, производится выплата денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива исходя из стоимости твердого топлива и стоимости транспортных услуг по его доставке. Предоставление педагогическому работнику денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива осуществляется территориальными органами на основании: - заявления о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива с указанием состава семьи и способа перечисления (доставки) денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива; - документов, подтверждающих фактические расходы педагогического работника на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по его доставке, выданных организациями и (или) индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, оказывающими коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, осуществляющими поставку твердого топлива. При расчете суммы денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива учитываются расходы на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по его доставке, понесенные педагогическим работником за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения им права на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива), подтвержденные документами, указанными в пункте 3.2 настоящего Порядка. Данный порядок не содержит требований о применении при расчете компенсации установленных на приобретение твердого топлива тарифов. Из содержания вышеуказанный правовых актов следует, что педагогическим работникам предоставляется денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и стоимость транспортных услуг по его доставке в размере 100 процентов фактически произведенных расходов исходя из стоимости твердого топлива и стоимости транспортных услуг по его доставке. Решением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области *** ФИО2 назначена денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг в сумме 14300 рублей. Вышеуказанным решением ФИО2 произведен расчет денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг с применением предельных розничных цен на твердое топливо, установленных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 16.11.2018 №06-205, из расчета стоимости 565 рублей за один плотный кубометр. Таким образом, решением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области *** ФИО2 назначена денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг без учета фактически произведенных ей расходов, с применением при расчете компенсации предельных розничных цен на твердое топливо, в связи с чем оно является незаконным. В силу изложенного, суд считает исковые требования прокурора Майнского района о признании решения Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области *** о назначении ФИО2 денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 14300 рублей незаконным, о возложении на Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязанности назначить ФИО2 денежную компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 48 000 рублей. Поскольку в соответствии с п. 3.3.1.9 Устава УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» учреждение осуществляет реализацию бюджетных и иных средств в соответствии с законодательством, направляемых Учредителем на оказание мер социальной поддержки населения, на него после назначения следует возложить обязанность выплатить ФИО2 денежную компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 33 700 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в интересах ФИО2 удовлетворить. Признать решение Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области *** от 06.06.2022 о назначении ФИО2 денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 14300 рублей незаконным. Обязать Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области назначить ФИО2 денежную компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 48 000 рублей. Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» после назначения выплатить ФИО2 денежную компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг педагогическим работникам в сумме 33 700 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области. Судья И.Н. Копылов Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2022 года. |