ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-388/17 от 25.09.2017 Козельского районного суда (Калужская область)

Дело №2-1-388/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Козельск 25 сентября 2017 года

Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего Груздова С.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1 - по доверенности ФИО2,

при секретаре судебного заседания Апросиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Козельска гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о заключении договора социального найма жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ) в лице отделения (территориального г.Калуга), с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В обоснование требований истец указал, что в 1973 году на основании ордера, его матери ФИО3 была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, он был вселен в жилое помещение в несовершеннолетнем возрасте, в качестве члена ее семьи, зарегистрирован по месту жительства; ФИО3 умерла в 1996 году; до настоящего времени он проживает в спорной квартире, производит оплату услуг по ее содержанию; в ноябре 2016 года он обратился в ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение, однако ответчик отказал в этом со ссылкой на то, что переоформление ордера на договор социального найма не представляется возможным.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, считает незаконным отказ ответчика с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение незаконным, поскольку квартира, в которой он проживает, относится к государственному жилищному фонду, к специализированному жилищному фонду не относится, в установленном порядке истец несет бремя его содержания, выполняя функции нанимателя.

Представитель ответчика - Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориального г.Калуга), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве в удовлетворении требований просил отказать, считая их необоснованными.

Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве в удовлетворении требований просил отказать, по доводам в нем изложенным.

Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении в удовлетворении требований просил отказать.

Третьи лица ФИО4, ФИО5 будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, на основании ордера от 20 июня 1973 года, была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 13 июля 1990 года в спорном жилом помещении по месту жительства зарегистрирован сын нанимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой абонентского пункта № 8 обособленного подразделения «Тверской ООО «ГУЖФ» от 20 сентября 2016 года, поквартирными карточками, лицевым счетом , доказательств, свидетельствующих об обратном стороной ответчика не представлено.

19 мая 1996 года ФИО3 умерла.

Также судом установлено, что договор найма жилого помещения с ФИО3, а после ее смерти с кем-либо из членов ее семьи не заключался.

В ноябре 2016 года истец ФИО1 обратился к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г.Калуга) с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Письмом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г.Калуга) от 06 декабря 2016 года ФИО1 отказано в заключении договора социального найма со ссылкой на то, что у ответчика права и функциональные обязанности позволяющие переоформить ордер на договор социального найма отсутствуют.

Как видно из передаточного акта от 13 мая 2013 года войсковая часть 61683 передала в оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании обращения войсковой части 61683 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (Росимущества) издано распоряжение от 31 августа 2007 года № 486-р «О включении жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда».

Согласно названному распоряжению, в состав специализированного жилищного фонда включены жилые помещения с отнесением к служебным жилым помещениям в жилых домах, находящихся в оперативном управлении войсковой части 61683, расположенных в <адрес>.

При этом <адрес> к служебным жилым помещениям не отнесена.

Из ответа архивного отдела администрации муниципального района «Козельский район» от 08 августа 2017 года видно, что в постановлениях администрации МО «Город Козельск» за 2000-2005 годы постановление о включении <адрес> в служебные жилые помещения отсутствует.

Таким образом, учитывая статус жилого помещения, являющегося государственным, не отнесенным к специализированному жилищному фонду, суд приходит к выводу о том, что пользование спорным жилым помещением его нанимателем происходит на условиях договора социального найма.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального

жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со статьей 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Также же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В связи с изложенным и по причине смерти нанимателя жилого помещения ФИО3, истец вправе заявлять требования о заключении с ним договора социального найма.

Пунктами 1 и 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который свои функции осуществляет через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности через федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Положением о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации №1888 от 23 декабря 2010 года, определены основные задачи и функции Департамента, в том числе по организации предоставления

жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Из Положения об отделении (территориальное, г. Калуга) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом начальника ФГКУ «Западрегионжилье» от 22 декабря 2014 года №01-05/106, следует, что основной задачей отделения является организация работы по заселению военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации (п.2.1 Положения), в том числе осуществляет функции по заключению, внесению изменений, расторжению договоров социального найма жилых помещений (п.2.2.11 Положения).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице их территориальных отделений наделено полномочиями по заключению договоров социального найма не столько в отношении субъектного состава, сколько в отношении имущества, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, что не исключает возможность заключения такого договора и с лицами, не являющимися военнослужащими, но пользующимися имуществом Министерства обороны Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, ссылка ответчика на отсутствие прав и функциональных обязанностей позволяющих переоформить ордер на договор социального найма, является не состоятельной, кроме того, основанием для заключения договора социального найма является факт предоставления и пользования жилым помещением на условиях социального найма, отсутствие же договора создает для истца препятствия в реализации своих прав и порождает правовую неопределенность в отношении порядка использования жилого помещения.

Учитывая установленные обстоятельства, на основании положений вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом ФИО1 исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице его территориального отделения в г.Калуга заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: