ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-392/19 от 17.05.2019 Мценского районного суда (Орловская область)

Дело № 2-1-392/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 г. город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Мценского района Орловской области - ФИО2, представителя третьего лица отдела общего образования администрации Мценского района, выполняющего функции органа опеки и попечительства, - ФИО3,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугачевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Мценского района Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Мценского района Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое распространяются положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В период с Дата по Дата г. она находилась в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с Дата является студенткой <адрес>, в настоящее время находится в академическом отпуске в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет. На основании приказа начальника отдела общего образования администрации Мценского района Орловской области от Дата она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление специализированных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени она не обеспечена жильем. Собственного жилья у нее нет, дом, в котором она ранее проживала с родителями, сгорел в 2006 г., она вынуждена снимать жилое помещения по договору найма.

Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований ФИО1 просит обязать администрацию Мценского района Орловской области предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленной социальной нормы как лицу, относящемуся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Мценского районного суда Орловской области от 24 апреля 2019 г. суд в порядке статьи 43 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области и отдел общего образования администрации Мценского района.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Мценского района Орловской области - ФИО2 иск не признала. Ссылалась на то, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, в настоящее время значится в очереди на предоставление жилья под номером 20. Считает, что удовлетворение иска об обеспечении ФИО1 вне очереди жилой площадью приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что администрация Мценского района Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в структуре администрации Мценского района Орловской области имеются органы специальной компетенции, на которые соответственно возложены функции по принятию на учет детей-сирот, приобретению им жилья и его предоставлению в установленном порядке. Также данная обязанность по обеспечению жилым помещением должна возлагаться на Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, который осуществляет финансирование.

Представитель третьего лица отдела общего образования администрации Мценского района, выполняющего функции органа опеки и попечительства, - ФИО3 при разрешении спора полагалась на усмотрение суда. Полагала, что удовлетворение иска об обеспечении ФИО1 вне очереди жилой площадью приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно Закону Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (статья 2.1 Закона).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 2 статьи 1 Закона).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен статье 3 указанного Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, Дата года рождения, уроженка <адрес>, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Мценского районного суда Орловской области от Дата родители истца – Г.А.Н. и Г.С.Н. были лишены в отношении ФИО1 родительских прав (л.д. 124-125, 126).

На основании постановления главы администрации Мценского района Орловской области от Дата ФИО1 была определена детское государственное учреждение как оставшаяся без попечения родителей. За истцом было закреплено жилое помещение, в котором она проживала с родителями, по адресу: <адрес> (л.д. 14).

В период с Дата по Дата ФИО1 находилась в <адрес> (л.д. 17).

Дата ФИО1 была зачислена в <адрес> является студенткой 3 курса очной формы обучения. В настоящее время с Дата по Дата находится в академическом отпуске в связи с уходом за ребенком до трех лет (л.д. 18).

Дата ФИО1 исполнилось 18 лет, в настоящее время истцу 22 года.

Согласно приказу начальника отдела общего образования администрации Мценского района от Дата ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление специализированных помещений муниципального жилищного фонда Мценского района, с присвоением номера учетной записи – 70 (л.д. 20).

Из объяснений, данных при рассмотрении дела представителем ответчика ФИО2, следует, что жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 до настоящего времени не обеспечена, номер учетной записи истца в списке – 20.

Согласно справке администрации Алябьевского сельского поселения Мценского района Орловской области от 10 сентября 2015 г. жилой дом по адресу: <адрес>, который был закреплен за ФИО1, сгорел в 2006 году (л.д 21).

Дата истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок до Дата (л.д. 9). Данная квартира однокомнатная, принадлежала на праве собственности отцу ФИО1 – Г.А.Н., лишенному в отношении истца родительских прав. В связи с этим истец вынуждена была фактически проживать, и живет до настоящего времени с двумя малолетними детьми в арендуемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Дата умерла мать истца – Г.С.Н., у нее не имелось в собственности жилых помещений, которые могли быть унаследованы ФИО1 (л.д. 69, 84-95).

Дата умер отец истца – Г.А.Н. В собственности Г.А.Н. имелась однокомнатная квартира по адресу: <адрес>.

Из материалов наследственного дела от Дата следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась сестра Г.А.Н.Б.Н.Н. Дочери наследодателя – Г.Е.А. и ФИО1 обратились к нотариусу с заявлениями об отказе от наследства (л.д. 96-110).

Вместе с тем, принятие наследства является правом, а не обязанностью истца. Кроме того, ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление специализированных помещений муниципального жилищного фонда Мценского района, еще в Дата г., и подлежала обеспечению жилым помещением с момента возникновения права по достижении 18 лет.

Согласно уведомлению от 18 апреля 2019 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Российской Федерации (л.д. 29).

Возможность проживания ФИО1 в квартире по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована по месту пребывания, зависит от усмотрения нового собственника, унаследовавшего данное имущество, так как он вправе в любой момент распорядиться своим имуществом.

Таким образом, судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что ФИО1 в настоящее время является нуждающейся в жилом помещении.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика администрации Мценского района Орловской области не оспаривала право истца на обеспечение жилым помещением в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение ФИО1 вне очереди жилой площадью приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм права.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу действующего законодательства жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено с момента возникновения у нее такого права.

Таким образом, поскольку истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения и до настоящего времени жильем не обеспечена, суд полагает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить. При этом истец имеет право на предоставление ей жилого помещения на территории Мценского района, так как она зарегистрирована по месту пребывания на территории Мценского района и состоит на очереди при администрации Мценского района Орловской области.

Доводы представителя ответчика о том, что администрации Мценского района Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, суд также отвергает.

В соответствии со статьей 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Уставу муниципального образования Мценский муниципальный район Орловской области, принятому Постановлением Мценского районного Совета народных депутатов от 21.06.2005 N 327 (зарегистрировано в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу в Орловской области 03.11.2005 N RU575170002005001), исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района является администрация Мценского района. В структуру администрации района входят органы специальной компетенции с правами юридического лица и иные структурные подразделения (пункт 3 части 1 статья 16, часть 1 статьи 25 Устава).

В соответствии с пунктами 5, 10, 66 части 1, частью 2 статьи 26 Устава к полномочиям администрации Мценского района относятся, в частности, осуществление полномочий местной администрации муниципального образования, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области.

Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляются администрацией района, в том числе органами специальной компетенции и иными структурными подразделениями администрации района.

Как следует из Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 31 января 2013 г. № 194 «Об организации работы по осуществлению отдельных государственных переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Мценского района детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц предполагает выполнение комплекса мероприятий и участие в них различных органов специальной компетенции, входящих в структуру администрации Мценского района.

При этом, исходя из пунктов 1, 4 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Мценский муниципальный район Орловской области, на главу администрации района как на возглавляющего администрацию района возложены полномочия по осуществлению руководства деятельностью администрации района, в том числе, входящих в его структуру органов специальной компетенции, а также полномочия по организации и контролю выполнения федерального законодательства и законодательства Орловской области.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрация Мценского района является надлежащим ответчиком по делу.

По изложенным основаниям иск ФИО1 является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В связи с удовлетворением иска, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО1 к администрации Мценского района Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию Мценского района Орловской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 28-33 кв.м. на состав семьи один человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, на территории Мценского района Орловской области.

Взыскать с администрации Мценского района Орловской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2019 г.

Судья О.О. Ноздрина