Дело № 2-1-404/2022 УИД 73RS0024-01-2022-000627-67 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Ульяновской области Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании самовольно возведенных строений бесхозяйными, возложении обязанности снести самовольно возведенные строения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании самовольно возведенных строений бесхозяйными, возложении обязанности снести самовольно возведенные строения. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, вскрыт факт наличия самовольных построек в государственном лесном фонде по направлению к береговой полосе Куйбышевского водохранилища р. Волга. Установлено, что на земельном участке, входящем в ООПТ Ульяновский государственный палеонтологический заказник «Геопарк Ундория», с кадастровым номером 73:19:000000:519 (разрешенное использование – для размещения лесной растительности, категория земель – земли лесного фонда), имеются постройки в виде домов и хозяйственных помещений. Так, на вышеуказанном земельном участке, на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 расположены 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения. Земельный участок с кадастровым номером № 73:19:000000:519 является собственностью Российской Федерации, аренды земли не имеется. Собственников строений в ходе проверки установить не удалось, в связи с чем данные постройки являются самовольно возведенными. Данный факт подтверждается актом осмотра и фотоматериалами. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил являются самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу. Ссылаясь статьям 6, 65 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и береговой полосе таких водных объектов для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. На основании изложенного прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит признать бесхозяйными самовольно возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения; обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области снести самовольные постройки на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944- 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения. В судебном заседании старший помощник прокурора Матвеев Н.С. поддержал исковые требования по изложенным в иске доводам. Представитель ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее также Министерство), извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. В письменном отзыве на иск представитель Министерства ФИО1 просила в иске отказать. Указала, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:519 относится к территории Ульяновского лесничества. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно Положению о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, Министерство является уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области в области лесных отношений. В соответствии с пунктом 4.1.10 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №458, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области является уполномоченным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа. Таким образом, уполномоченным представителем собственника вышеназванного земельного участка и надлежащим ответчиком является МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области. Представитель третьего лица Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск заместитель начальника Отдела водных ресурсов по Ульяновской области ФИО2 указала, что ширина водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища на р. Волга устанавливается в соответствии с п. 6 ст. 65 ВК РФ и равна 200 м. Ширина прибрежной защитной полосы Куйбышевского водохранилища установлена также в размере 200 м в соответствии с п. 13 ст. 65 ВК РФ. Ширина береговой линии Куйбышевского водохранилища как водного объекта общего пользования составляет 20 м (ст. 6 ВК РФ). В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Любая деятельность, осуществляемая в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе, должна согласовываться с Управлением Росрыболовства. Представитель СТУ Федерального агентства по Росрыболовству ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что не имеет самостоятельных требований относительно предмета спора. Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, извещенное о дате и времени судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило. В письменном отзыве представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО3, ссылаясь на нормы действующего гражданского и земельного законодательства, указала, что лесные участки в составе земель лесного фонда в силу закона находятся в федеральной собственности. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит, в том числе, в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего порядок предоставления участка под строительство. При этом согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ обязанность по сносу самовольной постройки должна быть возложена на или лиц, осуществивших строительство. Представители третьих лиц МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, МУ Росприрднадзора по Самарской и Ульяновской областям, МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» в судебном заседании не участвовали, извещались, ходатайств об отложении судебного заседания от указанных лиц не поступало. Выслушав старшего помощника прокурора Матвеева Н.С., поддержавшего исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области, были выявлены расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519 строения, а именно: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения. Согласно пояснениям старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Матвеева С.Н., им совместно с сотрудниками МО МВД России «Ульяновский» неоднократно осуществлялись выезды на участки местности с указанными в иске координатами. На них расположены заброшенные ветхие деревянные строения (всего 8) и 1 кирпичное строение. Признаков осуществления какой-либо хозяйственной деятельности не имеется, собственники не известны. Данный факт подтверждается рапортами об обследовании местности от 20.08.2021, 30.03.2022, 26.07.2022 с приложенными фотоматериалами и скриншотами публичной кадастровой карты. Судом установлено, что земельный участок, в пределах которого расположены указанные строения, имеет кадастровый номер 73:19:000000:519, относится к категории земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: участок лесного фонда; адрес: Ульяновская обл., р-н Ульяновский, Ульяновский лесхоз, Ключищенское лесничество, квартал 20, 23-51. Допрошенный в качестве свидетеля участковый лесничий Ундоровского лесничества ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» ФИО4 пояснил, что по имеющимся у него сведениям указанные строения были возведены в советские времена, относились к рыбколхозу имени Степана Разина, ранее использовались рыбаками. Кому принадлежат данные строения в настоящее время, ему неизвестно. Согласно статьям 2, 3 Лесного кодекса РФ отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, которое состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 7 Лесного кодекса РФ под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса РФ). В силу части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях: 1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; 2) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений; 3) строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов; 4) создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; 5) осуществления рекреационной деятельности; 6) осуществления религиозной деятельности. Согласно части 1 статьи 21.1 возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Так, согласно части 2 статьи 38.1 Лесного кодекса РФ при использовании лесов для осуществления рыболовства допускается возведение на лесных участках некапитальных строений, сооружений, необходимых для осуществления рыболовства. Правила использования лесов для осуществления рыболовства утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 13.10.2021 №742. Согласно пунктам 4, 5 указанных Правил лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для целей рыболовства на территориях, примыкающих к береговой линии водного объекта или его части, отнесенных к рыболовному участку. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях использования лесов для осуществления рыболовства заключается на срок, не превышающий срока действия соответствующего решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами. В силу пункта 9 Правил граждане, юридические лица, использующие леса для осуществления рыболовства, обязаны, кроме прочего, использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества; соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора безвозмездного пользования лесным участком), соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута; составлять проект освоения лесов; осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять меры противопожарного обустройства лесов; предоставлять в уполномоченный орган предусмотренные законом сведения об использовании лесов. В силу пункта «б» ст. 11 Правил не допускается захламление предоставленного лесного участка и территории за его пределами строительным и бытовым мусором, отходами древесины. Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута. В соответствии с частью 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. Согласно сообщению МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области уведомление о планируемом строительстве и разрешение на строительство на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:519 не выдавалось. Информация о собственнике построек в лесной зоне отсутствует. Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области в ответ на судебный запрос представлены сведения, согласно которым участки местности, на которых расположены точки с координатами 54,527778 48,406667 и 54,529167 48,406944, относятся к кварталу 37 Ундоровского участкового лесничества Ульяновского лесничества. Лесные участки в данном квартале в аренду не передавались. Показания участкового лесничего ФИО4 о предоставлении в аренду земельного участка в 34 квартале лесничества рядом со спорными объектами были проверены. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:012901:649 по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, МО «Ульяновский район», Ульяновское лесничество, Ундоровское участковое лесничество, квартал 34, выдел 10, площадью 400 кв.м, предоставлен в аренду ФИО5 Как следует из рапорта старшего помощника прокурора района опрошенный им ФИО5 пояснил, что земельный участок сформирован с участием специалистов Росреестра по Ульяновской области и не включает в себя расположенные рядом с данным участком 1 кирпичное и 2 деревянных строения. Собственников данных строений он не знает. Согласно рапорту врио заместителя начальника полиции по ООП МО МВД России «Ульяновский» ФИО6 от 01.08.2022 установить при обходе территорий собственников либо иных лиц, имеющих отношение к строительству зданий на участках местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения, 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения, не представилось возможным. Таким образом, в ходе судебного разбирательства не были установлены обстоятельства предоставления в пользование земельных участков лесного фонда и лица, являющиеся собственниками расположенных на них строений. Вместе с тем, нахождение данных объектов на участке лесного фонда в зоне прибрежной защитной полосы Куйбышевского водохранилища (200 м) не отвечает требованиям действующего лесного и земельного законодательства, в частности, об обеспечении санитарной и противопожарной безопасности в лесах. Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П утверждено Положение о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. В силу пункта 2.1 раздела 2 указанного выше Положения Министерство наделено широким кругом функций и полномочий в области использования лесов и сохранения их полезных функций, в том числе: осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, а также лесоразведение; осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах; осуществляет предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда; разрабатывает лесной план Ульяновской области; разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств в установленном порядке; рассматривает в пределах предоставленных полномочий отчеты об использовании, охране и защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение. Оценив изложенные выше фактические обстоятельства дела, суд находит исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области о признании бесхозяйными 8 деревянных строений и 1 кирпичного строения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку сведения о собственниках строений, расположенных на землях лесного фонда, отсутствуют, при этом у Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области имеются полномочия по охране и защите лесов на территории Ульяновской области, суд считает необходимым возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обязанность снести самовольные постройки на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения. В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе отдаленности места расположения построек, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения обязанности по сносу самовольно возведенных строений – в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и исполнимым. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании самовольно возведенных строений бесхозяйными, возложении обязанности снести самовольно возведенные строения удовлетворить. Признать бесхозяйными самовольно возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944 - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения. Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области снести самовольные постройки на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519: на участке местности с координатами 54,527778 48,406667 – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами 54,529167 48,406944 – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами 54,534167 48,406944- 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А. И. Трифонова Срок изготовления решения суда в окончательной форме - 05 августа 2022 года. |