ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-4052/18 от 03.07.2018 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-4052/2018

Решение

Именем Российской Федерации

03.07.2018 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Аракчеевой С.В.,

при секретаре Севрюк Л.В.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «АГРОТЭК» о понуждении к прекращению противоправных действий,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «АГРОТЭК» (далее ООО МК «АГРОТЭК») о понуждении к прекращению противоправных действий.

В обоснование требований указало, что специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области в ходе внеплановой выездной проверки, проводимой 29 марта 2018 на основании распоряжения № 687 от 28.03.2018 г. в отношении ООО «ТИЛ», расположенного по адресу: <...>, остановка «Льговский поворот» снималась с продажи пищевая продукция: изделия колбасные вареные сардельки «Сытные», изготовлено ООО «МК «АГРОТЭК», РФ, Саратовская обл., Энгельсский р-н, с. Генеральское, изготовлено и упаковано 22.03.2018 г., упаковано в модифицированной газовой среде, стоимость 300 руб. за 1 кг, на остатке 1 упаковка - на маркировке отсутствуют сведения о количестве пищевой продукции, текст маркировки трудночитаемый (знаки и символы трудноразличимы).

Установлен факт нарушения ООО «МК «АГРОТЭК» обязательных требований статьи 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011):

- пункт 3 части 4.1, маркировка упакованной пищевой продукции должна
содержать сведения о количестве пищевой продукции.

- пункт 1 части 4.12, маркировка пищевой продукции, должна быть
понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей
(приобретателей).

Согласно требований ТР ТС 022/2011 до сведения потребителя должна быть доведена необходимая достоверная маркировка (информация) о пищевых продуктах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте не могут находиться пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, установленных сроков годности.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Указанное нарушает со стороны Ответчика предусмотренные требования статей 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» права неопределенного круга потребителей:

- на приобретение качественного, безопасного товара, соответствующего
установленным законодательством обязательным требованиям;

на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора;

на обязательную информацию о месте нахождения изготовителя пищевой продукции.

Проверка ООО «МК «АГРОТЭК» в рамках законодательства о защите прав потребителей Роспотребнадзором не может быть осуществлена.

Просит обязать ООО «МК «АГРОТЭК» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц при нанесении текста на маркировку пищевой продукции: изделия колбасные вареные сардельки «Сытные», связанные с тем, что на маркировке отсутствуют сведения о количестве пищевой продукции, текст маркировки трудночитаем, так как надписи, знаки и символы трудночитаемы. При удовлетворении иска просил обязать ответчика в установленный судом срок через средства массовой информации (еженедельная газета) или на сайте организации (при наличии) довести до сведения потребителей решение суда.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении оказать в полном объеме. Указала, что ООО «МК «АГРОТЭК» при осуществлении деятельности по производству колбасной продукции действует с соблюдением всех необходимых норм законодательства РФ, в том числе и в части соблюдения прав потребителей на достоверную информацию о приобретаемой продукции. В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» «Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора» «Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов». Информация о пищевых продуктах должна содержать, в том числе, и сведения о весе продукции, который указывается в нетто. В соответствии со ст.2 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» «этикетка - носитель информации, на которую наносится маркировка и которая прикрепляется к потребительской упаковке и (или) транспортной упаковке, в том числе путем наклеивания».

Информацию о весе упакованной продукции ООО «МК «АГРОТЭК», в том числе и на колбасных вареных сардельках «Сытные» указывается на термочеке, который наносится путем наклеивания на оболочку мясных и колбасных изделий. Таким образом ООО «МК «АГРОТЭК» полностью соблюдены требования закона в части маркировки. Истцом представлена упаковка продукции без имеющегося на нём термочека, однако, доказательств отсутствия данного термочека в момент изъятия продукции Истцом не представлено. Доводы Истца о трудночитаемости этикетки считает не состоятельными, так как на представленной в материалы дела этикетке все буквы и символы различимы и поддаются прочтению. Таким образом, считает, что представленная истцом упаковка не является доказательством наличия соответствующих нарушений маркировки со стороны ответчика. Иных доказательств наличия нарушений маркировки продукции истцом не представлено.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, суд, разрешая спор по существу, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а суд в силу ст. 11 ГК РФ осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В силу п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Частью 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 ("Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора по Курской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Судом установлено, что 29.03.2018 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области на основании распоряжения № 687 от 28.03.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ТИЛ», расположенного по адресу: <...>, остановка «Льговский поворот». В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, а именно к продаже допущена пищевая продукция, маркировка на которой не содержала необходимые сведения о товаре, кроме того была трудночитаема. В частности была снята с продажи пищевая продукция: изделия колбасные вареные сардельки «Сытные», изготовлено ООО «МК «АГРОТЭК», РФ, Саратовская обл., Энгельсский р-н, с. Генеральское, изготовлено и упаковано 22.03.2018 г., упаковано в модифицированной газовой среде, стоимость 300 руб. за 1 кг, на остатке 1 упаковка, в связи с тем, что на маркировке отсутствуют сведения о количестве пищевой продукции, текст маркировки трудночитаемый (знаки и символы трудноразличимы).

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте не могут находиться пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, установленных сроков годности.

Принятый в соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссией Таможенного союза Технический регламент "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 от 09 декабря 2011 года N 881 (далее - Технический регламент) устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

В силу статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" пищевая продукция выпускается в обращении на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническом регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В статье 4 Технического регламента установлены требования к маркировке пищевой продукции.

Согласно части 4.1 статьи 4 Технического регламента маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 данной статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ч. 4.5 ст. 4 Технического регламента, количество упакованной пищевой продукции указывается в маркировке этой продукции в единицах объема (миллилитрах, сантилитрах или литрах), массы (граммах или килограммах) или счета (штуках). При этом допускается использовать сокращенные наименования данных единиц. Массу или объем яиц, фруктов, овощей, продаваемых поштучно, допускается не указывать.

Выбор величины для указания количества упакованной пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, продаваемой поштучно, осуществляется с учетом следующих правил, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции:

- если пищевая продукция жидкая, то указывается ее объем;

- если пищевая продукция пастообразная, вязкая или вязкопластичной консистенции, то указывается либо ее объем, либо масса;

- если пищевая продукция твердая, сыпучая, является смесью твердого и жидкого вещества, то указывается ее масса.

Указание количества пищевой продукции в групповой упаковке необходимо осуществлять следующим образом: если пищевая продукция одного наименования упакована в несколько потребительских упаковок, то на групповой упаковке пищевой продукции указываются общее количество продукции и число потребительских упаковок; если свойства групповой упаковки для упакованной пищевой продукции позволяют хорошо видеть сведения о количестве пищевой продукции и легко подсчитать число потребительских упаковок, то на групповой упаковке допускается их не указывать.

Согласно ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента, маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено.

Сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 - 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Согласно представленной истцом упаковке изделия колбасные вареные сардельки «Сытные», на упаковке имеется маркировка, содержащая в себе сведения о наименовании пищевой продукции; составе пищевой продукции, дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции.

В соответствии с ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента, текст маркировки является понятным, легкочитаемым, при этом надписи, знаки, символы являются контрастными фону, на который нанесена маркировка. При этом ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента не содержит указаний на конкретный тип и размер шрифта на упаковке пищевой продукции.

Согласно пояснений представителя ответчика, информация о весе упакованной продукции ООО «МК «АГРОТЭК», в том числе и на колбасных вареных сардельках «Сытные» указывается на термочеке, который наносится путем наклеивания на оболочку мясных и колбасных изделий.

15.06.2015 г. ООО «МК «АГРОТЭК» утвержден Регламент нанесения информации на термо-чек продукта и гофро-короба на ООО «МК «АГРОТЭК», согласно которому на упаковке указывается, в том числе масса нетто (только на штучном продукте, весовые виды продукции взвешиваются в филиалах при отгрузке потребителю); на гофро-коробе указывается, в том числе масса нетто и масса брутто, количество упаковок в гофро-коробе.

В соответствии с п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст), Для фасованных пищевых продуктов, масса нетто или объем которых при хранении уменьшается, а также для продаваемых поштучно или "на вес" (взвешиваются в присутствии потребителя) массу нетто или объем продукта допускается не указывать.

Доказательств отсутствия термо-чека с указанием массы нетто, массы брутто на групповой упаковке, гофро-коробе, суду не представлено.

Кроме того, согласно п. 5.1 Требований к маркировке фасованных товаров в упаковке, фасованный товар в упаковке должен нести на себе указание количества товара на основной показывающей панели. Указание может быть сделано в одном из следующих мест: в начальном месте упаковки, при импортировании, или в месте, где товар выставляется на продажу.

В силу ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ответчиком прав потребителей на получение полной и исчерпывающей информации о продаваемом товаре в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашел, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований об обязании ООО «МК «АГРОТЭК» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц при нанесении текста на маркировку пищевой продукции: изделия колбасные вареные сардельки «Сытные», связанные с тем, что на маркировке отсутствуют сведения о количестве пищевой продукции, текст маркировки трудночитаем, не имеется.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, то отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности в порядке статьи 46 Закона о защите прав потребителей о доведении решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «АГРОТЭК» о понуждении к прекращению противоправных действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Саратовский областной суд через Энгельсский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий

Верно

Судья С.В. Аракчеева

Секретарь Л.В. Севрюк