Дело №РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 05 апреля 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца ФИО2, его представителя ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, включении периодов работы в сельский стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное), указывая, что он является получателем страховой пенсии по старости. 04.02.2019 года истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) № 26885/19 от 05.02.2019 было отказано в перерасчете пенсии в виду отсутствия 30 календарных лет стажа работы в сельском хозяйстве. Согласно расчетам Пенсионного фонда страховой стаж работы в сельском хозяйстве составил 21 год 11 месяцев 11 дней. При подсчете сельского стажа ответчик не включил следующие периоды: 01.01.1992-31.12.2001, 01.01.2002-31.12.2004 - периоды работы в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» в должности «заведующий гаражом» в связи с несоответствием должности списку работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера страховой фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440. Считает отказное решение в данной части незаконным и необоснованным, поскольку его работа и должностные обязанности, которые он выполнял, полностью соответствовали должностным обязанностям «заведующего машинным двором», должность которого предусмотрена списком работ производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440. Просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в его стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» в должности заведующего автогаражом: с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г по 31.12.2004 г. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) произвести перерасчет его страховой пенсии с 01.01.2019 с учетом периодов работы в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский».
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО3 поддержали исковые требования, пояснив, что ФИО2 в спорные периоды фактически выполнял обязанности заведующего машинным двором в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский». Автогараж колхоза «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» представлял собой комплекс зданий для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта сельскохозяйственной техники, тракторов, автомобилей, комбайнов. В состав автогаража входила диспетчерская служба, был организован пропускной режим. Всего в подчинении у ФИО2 находилось около 80 человек, техников, водителей. На территории гаража хранилось около 60 единиц тракторов, 40 единиц автомобилей, а также другая сельскохозяйственная техника.
Представитель ответчика, ГУ-УПФ РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37 часть 3; статья 39 часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Согласно ч. 14 ст. 17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В соответствии с п. 2 - п. 5 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 следует, что лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности (п. 2).
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (п. 3).
При отнесении местности к сельской для установления повышения фиксированной выплаты применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (п. 4).
Установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации либо по месту жительства в сельской местности иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).
Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации, а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - соответствующей отметкой в виде на жительство.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Место фактического проживания гражданина Российской Федерации в сельской местности, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в сельской местности. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) соответствующей страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания в сельской местности.
Ежегодное подтверждение места фактического проживания в сельской местности не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии (п. 5).
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 установлено, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - список).
Согласно п. 3 и п. 4 указанных Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются: а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
Как следует из п. 5 указанных Правил, исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п. 6 данных Правил, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 предусмотрено наименование работ, производств сельского хозяйства, а также наименование профессий, должностей, специальностей.
Судом установлено, что ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости.
04 февраля 2019 г. ФИО2 обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с наличием страхового стажа 30 лет в сельском хозяйстве, предоставив трудовую книжку.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в перерасчете страховой пенсии по старости из-за отсутствия 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве.
Пенсионным органом в подсчет страхового стажа в сельском хозяйстве не включены периоды работы истца в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» в должности «заведующий гаражом» с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. в связи с несоответствием должности списку работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера страховой фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Истцом, в подтверждение имеющегося страхового стажа была представлена трудовая книжка, согласно которой истец в период с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. работал в должности заведующего автогаражом в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский».
Рассматривая доводы истца о том, что должностные обязанности «заведующего автогаражом» и «заведующего машинным двором» организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, идентичны, и стаж работы в должности «заведующий автогаражом» должен включаться в стаж работы как стаж «заведующей машинным двором», суд приходит к выводу, что данные доводы заслуживают внимания.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.03.1981 № 265 « О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве» было постановлено, что в целях улучшения организации работы по хранению сельскохозяйственной техники Советам Министров союзных республик, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству плодоовощного хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству пищевой промышленности СССР, Государственному комитету СССР по лесному хозяйству и Госкомсельхозтехнике СССР необходимо ввести в типовые штаты и штатные нормативы должность заведующего машинным двором в совхозах и других государственных предприятиях и организациях сельского, водного и лесного хозяйства и Сельхозтехники, имеющих 35 и более тракторов и самоходных машин.
Должность заведующего машинным двором вводится в пределах общей численности работников аппарата управления и предельных ассигнований на его содержание в совхозах и других государственных предприятиях и организациях сельского, водного и лесного хозяйства и Сельхозтехники. Должностные оклады заведующим машинными дворами в совхозах и других государственных предприятиях и организациях сельского хозяйства установить в размерах, предусмотренных для заведующих ремонтно - механическими мастерскими совхозов и других государственных предприятий и организаций сельского хозяйства. Рекомендовать колхозам ввести должность заведующего машинным двором и установить по этой должности оплату труда применительно к порядку, предусмотренному для совхозов. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам установить по согласованию с ВЦСПС должностные оклады заведующих машинными дворами на предприятиях и в организациях водного и лесного хозяйства и Сельхозтехники.
Из представленных суду штатных расписаний СПК-колхоз «Кузнецовский» за 1996-2001 г.г., 2004 г. следует, что в штате СПК-колхоз «Кузнецовский» была предусмотрена должность заведующего автогаражом, относящаяся к должностям руководителей подразделений.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что с 1992 г. по 2004 г. он работал в должности заместителя председателя СПК-колхоз «Кузнецовский», где в это время в качестве заведующего автогаражом работал ФИО2 Автогараж СПК-колхоз «Кузнецовский» представлял собой комплекс зданий для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта сельскохозяйственной техники, тракторов, автомобилей, комбайнов. В состав гаража входила диспетчерская служба, на территорию гаража был организован пропускной режим. Всего в подчинении у ФИО2 находилось около 80 человек, техников, водителей. На территории гаража хранилось около 60 единиц тракторов, 40 единиц автомобилей, а также другая сельскохозяйственная техника.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании также пояснил, что он работал с 1987 года в колхозе «Дружба». ФИО2 занимал должность заведующего гаражом в колхозе. Территория гаража была обособлена, имела несколько зданий, в том числе склады для сезонного хранения техники.
У суда нет оснований, ставить под сомнение истинность фактов, сообщённых свидетелями, данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела, нет. Данные, сообщённые свидетелями, не противоречат другим доказательствам по делу, а наоборот согласуются с ними.
Согласно справки, выданной Кузнецовской сельской администрацией, комплекс зданий и производственно-технических объектов располагался рядом с селом <адрес> Республики Марий Эл юго-восточнее от жилого <адрес>). Данный комплекс зданий и производственно-технических объектов входил в состав автогаража колхоза.
Из материалов дела также следует, что в 2004 году СПК-колхоз «Кузнецовский» был ликвидирован, и согласно акту приема-передачи основных средств от 03.10.2004г. в составе основных средств колхоза числилась сельскохозяйственная техника: трактора, автомобили, тракторные прицепы плуги, бороны, культиваторы, катки, сеялки, сцепки, техника по возделыванию картофеля, кормоуборочная техника и др.
Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 (далее Список) к наименованиям работ, производств сельского хозяйства отнесены: растениеводство, животноводство.
Колхоз «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» относились к предприятиям сельского хозяйства, так как занимались производством сельскохозяйственных культур, животноводством.
В графе: «Наименование профессий, должностей, специальностей» Списка предусмотрена должность заведующий машинным двором, должность заведующий автогаражом не предусмотрена.
Вместе с тем, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, работая в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. в должности заведующего автогаражом, обеспечивая организацию, планирование и координацию деятельности подразделения (службы), связанной с производством сельскохозяйственной продукции, фактически исполнял обязанности заведующего машинным двором, в связи с чем, данные периоды подлежат зачету в сельский стаж истца.
Учитывая, что пенсионным органом были включены в стаж в сельском хозяйстве истца период его работы в размере 21 год 11 месяцев 11 дней, а с учетом спорных периодов общей продолжительностью 13 лет 2 дня, страховой стаж истца в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, что является достаточным для перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, с учетом части 14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с чем, заявленное истцом требование о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии по старости и обязании ответчика произвести перерасчет начисленной ему пенсии с 01.01.2019 г. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, включении периодов работы в сельский стаж удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске Республике Марий Эл (межрайонное) от 05.02.2019 г. в части отказа в перерасчете пенсии в соответствии с п.14.ст. 17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве ФИО2 периоды его трудовой деятельности в колхозе «Дружба», СПК-колхоз «Кузнецовский» в должности заведующего автогаражом: с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве ФИО2 с 01.01.2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Мельников С.Е.
мотивированное решение принято 08 апреля 2019 года.