ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-405/2022 от 21.04.2022 Вольского районного суда (Саратовская область)

64RS0010-01-2022-000588-84

ДЕЛО №2- 1-405/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.

с участием представителя истца – ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

при помощнике судьи Семерикове С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» к ФИО2 о взыскании задолженности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета холодной воды

установил:

Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» (далее по тексту – ГУП СО «Облводоресурс») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета холодной воды, мотивируя свои требования тем, что 25 июня 2021 года при обследовании системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес> на приборе учета холодной воды СВК-15-3-2 обнаружено нарушение целостности контрольной пломбы в местах ее крепления. При этом сообщений о возникновении аварийной ситуации, нарушении целостности пломбы или индивидуального прибора учета по данному адресу не поступало. Разрешительная документация на произведение данных действий отсутствует. По данному факту был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета холодной воды от 25 июня 2021 года и в ноябре 2021 года произведено доначисление платы за потребленные коммунальные ресурсы в сумме 50383 рублей 48 копеек. Так как ответчиком эта задолженность оплачена не была, истец обратился в суд с требованием о взыскании указанной суммы.

В судебном заседании представитель истца – ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования подержал, дал объяснения, аналогичные изложенным выше.

Ответчик и ее представитель – ФИО3, действующий на основании устного ходатайства, иск не признали, пояснив, что какого-либо умысла на нарушение целостности пломбы прибора учета холодной воды не было. Вероятно, леску, на которой крепилась пломба, перегрызли мыши. В домовладении имеется только водоснабжение, водоотведение отсутствует. Кроме того, последняя проверка прибора учета производилась 17 мая 2021 года, однако истец делает расчет задолженности за 3 месяца.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения ответчика, представителей сторон, суд приходит к следующему.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного кодекса.

На основании части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по общему правилу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 статьи 1 названного Закона).

В силу статьи 20 указанного Федерального закона количество воды, поданное (полученное) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения подлежит коммерческому учету (пункт 1 части 1).

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных указанной выше статьей, расчетным способом (часть 4).

Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (часть 5).

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (часть 6).

При отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом (пункт 1 части 10).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные 06 мая 2011 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 (далее по тексту - Правила № 354) во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта «е» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно пункту 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее по тексту - Правила № 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов; прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении объектов лиц, осуществивших самовольное подключение и (или) осуществляющих самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 81(11) Правил № 354 предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Как указано в пунктах 81 (12) и 81 (13) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (пункт 81(12)).

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (пункт 81(13).

В судебном заседании установлено, никем не оспаривается, что ФИО2 и ее несовершеннолетние дети - ФИО4 и ФИО5 являются собственниками жилого <адрес><адрес> (по 1/3 доли каждый). В жилом помещении фактически проживают 4 человека.

ФИО2 является абонентом ГУП СО «Облводоресурс» на получение услуги холодного водоснабжения, в ГУП СО «Облводоресурс» на нее оформлен лицевой счет .

Учет подачи холодной воды по указанному адресу осуществляется на основании показаний индивидуального прибора учета. Задолженности по оплате текущих платежей у ответчика нет.

ГУП СО «Облводоресурс» действует на основании договора № 10-ТО/14 на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса водопроводных сооружений от 01 января 2014 года и агентского договора № 10/14 от 09 января 2014 года, заключенными с администрацией Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области.

25 июня 2021 года сотрудниками ГУП СО «Облводоресурс»в присутствии ФИО2 была проведена проверка состояния прибора учета в доме ответчика, в ходе которой был установлен факт несанкционированного вмешательства в его работу – срыв пломбы в местах крепления, о чем составлен соответствующий акт.

Представитель истца, ответчик суду подтвердили, что с заявлениями о выходе из строя прибора учета, включая нарушение целостности пломбы, ее крепления в ГУП СО «Облводоресурс» никто не обращался.

Таким образом, суд считает установленным факт несонкционированного вмешательства в работу прибора учета холодной воды и истец вправе произвести доначисление платы за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 81 (11) Правил № 354, то есть за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

При определении периода начисления сторона ответчика просит принять во внимание, что 17 мая 2021 года контролер ГУП СО «Облводоресурс» ФИО6, проводила проверку водяного счетчика и поэтому расчетный период нужно брать не три месяца, а с 17 мая по 26 июня 20212 года.

Суд не согласен с данным утверждением, так как в доказательства проведения проверки 17 мая 2021 года ответчик предоставила только ксерокопию акта. Представитель истца отрицает проведение проверки в этот день, указывает (и подтверждает соответствующими документами), что контролер ФИО6 с 12 мая по 08 июня 2021 года находилась в очередном отпуске и ее обязанности исполняла контролер ФИО7 В базе данных по абоненту ФИО2 сведений о проверке 17 мая 2021 года также нет.

В связи с этим суд считает, что период доначисления платы должен составлять три месяца.

Представитель ответчика также не согласен с применением двухставочного тарифа при расчете задолженности, полагая, что должна применяться только одна ставка – за водоснабжение.

Вместе с тем, согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2021 года № 49/8, тариф на питьевую воду с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года состоит из двух ставок (двухставочный тариф)– ставки платы за объем поданной с использованием централизованных систем холодного водоснабжения воды в 39 рублей 22 копейки и ставки платы за содержание централизованных систем в 19 рублей 42 копейки, всего 58 рублей 64 копейки. Следовательно, указанный тариф должен применяться при доначислении задолженности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета холодной воды.

Так как жилой дом ответчика снабжен централизованным холодным водоснабжением, водонагревателем газовым, водоотведением (выгребной ямой), оборудован унитазом, мойкой и ванной, то для него установлен норматив потребления в 7,16 кубических метров в месяц на одного человека (постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 апреля 2018 года № 14/2).

В связи с этим, размер доначислений будет составлять: 7,16 (кубических метров) х 4 (человека) х 58 рублей 64 копейки х 10 (повышающий коэффициент) х 3 (месяца) = 50383 рубля 48 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, что договор на холодное водоснабжение с ФИО2 не заключался в письменном виде, поскольку, во-первых, ответчик получает услугу по холодному водоснабжению и оплачивает ее, а, во-вторых, отсутствие письменного договора не влияет на разрешение вопроса о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Так как требования истца удовлетворены полностью, то с ответчика в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1712 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые требования Государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» к ФИО2 о взыскании задолженности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета холодной воды удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» задолженность за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета холодной воды в размере 50383 рубля 48 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1712 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.

Судья Карпинская А.В.

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2022.