№ 2-1-420/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28.04.2022г. г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Мрясовой Е.В., представителя ответчика Ташкиновой Н.А., представителя третьего лица Полежаева В.В., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Муниципального образования Красноуфимский округ к Межмуниципальному фонду «Красноуфимский центр развития предпринимательства» о взыскании средств, использованных по не целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Муниципального образования Красноуфимский округ обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проанализирован акт ревизионной комиссии МО Красноуфимский округ по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования бюджетных средств МО Красноуфимский округ выделенных в 2018 - 2020 годах на реализацию муниципальной программы МО Красноуфимский округ «Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, хозяйствующих субъектов в сфере АПК, коллективного садоводства в МО Красноуфимский округ до 2024 года». Ревизионной комиссией МО Красноуфимский округ проведена проверка использования субсидии, предоставленной из бюджета Муниципального образования Красноуфимский округ Межмуниципальному фонду «Красноуфимский центр развития предпринимательства»( далее МФ «КЦРП») в 2018, 2019, 2020 годах», по результатам, которого выявлены нарушения и недостатки, выраженные в использовании субсидий, использованных не по целевому назначению в сумме 148 773 руб. 74 коп. На основании положений ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре», ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с Межмуниципального фонда «Красноуфимский центр развития предпринимательства»(ИНН:7707083893) в бюджет Муниципального образования Красноуфимский округ средства, использованные не по целевому назначению в размере 148 773 руб. 74 коп.
В судебном заседании прокурор Мрясова Е.В. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика Ташкинова Н.А. в судебном заседании исковые требования признала, указав, что пояснила, что нецелевое использование допустил бывший руководитель. В связи с отсутствием возможности перечислить денежные средства в размере 148 773,74руб. в полном объеме, 31.01.2022 г. с Администрацией Муниципального округа Красноуфимский район Фондом заключено Соглашение № 1 о реструктуризации задолженности путем рассрочки на срок с «01» февраля 2022 г. по «31» января 2024 г. Платежи осуществляются в соответствии с графиком погашения задолженности. Следовательно, Фонд выполняет обязательство о возврате средств в бюджет.
Представитель Администрации МО Красноуфимский округ Полежаев В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Ревизионной комиссии МО Красноуфимский округ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно представленных соглашений от 11.05.2018г., 10.06.2019г., 01.04.2020г. заключенных между Администрацией МО Красноуфимский округ и МФ «КЦРП» о предоставлении субсидий из бюджета МО Красноуфимский округ по муниципальной программе МО Красноуфимский округ «Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, хозяйствующих субъектов в сфере АПК, коллективного садоводства в МО Красноуфимский округ до 2024 года»: МФ «КЦРП» в 2018г. получена субсидия в размере 489 000 рублей; в 2019 в сумме 230 500 рублей; в 2020 года в сумме 202 500 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Факт получения субсидий в указанных суммах представителем ответчика не оспаривается.
Согласно акта проверки от 17.05.2021г., проведенной комиссией состоящей из представителей МО Красноуфимский район и руководителя объекта проверки были установлены отклонения от сумм субсидий.
Из представленного заключения от 24.05.2021г. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования бюджетных средств МО Красноуфимский округ выделенных в 2018 - 2020 годах на реализацию муниципальной программы МО Красноуфимский округ «Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, хозяйствующих субъектов в сфере АПК, коллективного садоводства в МО Красноуфимский округ до 2024 года» установлено, что расходование субсидий из бюджета МО Красноуфимский округ в 2018 году на цели, не предусмотренные направлениями Соглашения составило в сумме 46 237 рублей 50 копеек, в том числе: -на приобретение канцелярских товаров предусмотрено 1 000 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 2 314 рублей. Оплата произведена ООО «ПК Типограф» платежными поручениями от06.07.2018 №143 в сумме 750 рублей и от 02.10.2018 №206 в сумме 1 564 рубля. Отклонение составило в сумме 1 314 руб.; -на услуги связи (за исключением мобильной связи) предусмотрено 4 300 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 7 271 рубль 24 копейки. Оплата произведена ПАО «Ростелеком» платежными поручениями от 19.10.2018 №238 в сумме 3 595 рублей 56 копеек и от 17.12.2018 №291 в сумме 3675 рублей 68 копеек. Отклонение составило в сумме 2 971рубль 24 коп.; - на коммунальные услуги по Договору №131/15 от 16.09.2015 на отпуск и потребление тепловой энергии предусмотрено 1 500 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 12 575 рублей 42 копейки. Оплата произведена по Договору 6/н от 01.09.2017 МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» платежными поручениями от 09.11.2018 №258 в сумме 452 рубля 91 копейка и от 28.12.2018 №302 в сумме 12 122 рубля 51 копейка. Отклонение составило в сумме 12 575 рублей 42 коп.;- на коммунальные услуги по Договору №40128К 66 от 01.05.2015 на отпуск электроэнергии предусмотрено 2 000 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 3 366 рублей 84 копейки. Оплата произведена по Договору от 31.10.2018 №26143 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» платежными поручениями от 21.11.2018 №273 в сумме 1 737 рублей 59 копеек и от 28.12.2018 № 303 в сумме 1 629 рублей 25 копеек. Отклонение составило в сумме 3 366 рублей 84 коп.; -на оплату услуг сторонних организаций и физических лиц: пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности предусмотрено субсидий в сумме 146 700 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 172 710 рублей. Отклонение составило в сумме 26 010 рублей.
Расходование субсидий из бюджета МО Красноуфимский округ в 2019 году на цели, не предусмотренные направлениями Соглашения составило в сумме 35 113 рублей 92 копейки, в том числе: -на услуги связи (за исключением мобильной связи) предусмотрено12 000 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 12 045 рублей 92 копейки. Оплата произведена ПАО «Ростелеком» платежными поручениями от 06.09.2019 №122 в сумме 3 808 рублей 39 копеек, от 15.10.2019 №134 в сумме 3 916 рублей 37 копеек и от 14.11.2019 №154 в сумме 4 321 рубль 16 копеек. Отклонение составило в сумме 45 рублей 92 коп.;- на коммунальные услуги по Договору №131/15 от 16.09.2015 на отпуск и потребление тепловой энергии предусмотрено 35 000 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 28 622 рубля 52 копеек. Оплата произведена по Договору 6/н от 01.09.2017 МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» платежными поручениями от 31.10.2019 №144 в сумме 1 837 рублей 46 копеек, от 14.11.2019 №155 в сумме 8 441 рубль 38 копеек, от 20.12.2019№172 в сумме 9 134 рубля 56 копеек и от 28.12.2019 №173 в сумме 9209рублей 12 копеек. Отклонение составило в сумме 28 622 рубля 52 коп.;- на оплату услуг сторонних организаций и физических лиц: пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности предусмотрено субсидий в сумме 120 000 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 126 445 рублей 48 копеек. Отклонение составило в сумме 6 445 рублей 48 коп.
Расходование субсидий из бюджета МО Красноуфимский округ в 2020 году на цели, не предусмотренные направлениями Соглашения составило в сумме 67 422 рубля 32 копеек, в том числе: - на фонд оплаты труда предусмотрено субсидий в сумме 44 900 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 74 750 рублей. -Отклонение составило в сумме 29 850 руб.;- на начисления на оплату труда предусмотрено субсидий в сумме 13 500 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 22 574 рубля 50 копеек. Отклонение составило в сумме 9 074 рубля 50 коп.;- на коммунальные услуги по Договору №131/15 от 16.09.2015 на отпуск и потребление тепловой энергии предусмотрено 16 700 рублей. Фактически израсходовано субсидий в сумме 24 687 рублей 60 копеек. Оплата произведена по Договору 6/н от 01.09.2017 МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» платежными поручениями от11.11.2020№237 в сумме 2 961 рубль 14 копеек, от 04.12.2020 №249 в сумме 3 585 рублей 06 копеек, от 18.12.2020 №274 в сумме 7 908 рублей 90 копеек и от 28.12.2020 №277 в сумме 10 232 рубля 50 копеек. Отклонение составило в сумме 24 687 рублей 60 коп.;-на коммунальные услуги на отпуск электроэнергии фактически израсходовано субсидий в сумме 3810 рублей 22 копеек. Соглашением данного направления не предусмотрено, оплата произведена по договору от 31.10.2018 №26143 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» платежными поручениями от 28.12.2018 №173 в сумме 2 167 рублей 97 копеек и от 30.12.2020 №293 в сумме 1 642 рублей 25 копеек. Отклонение составило в сумме 3 810 рублей 22 копеек.
Статьей 306.4 п.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании указанного акта ревизионной комиссии МО Красноуфимский округ от 24.05.2021г. заместителей Красноуфимского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.12.2021г.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от 26.01.2022г. МФ «КЦРП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, а именно 6 742 руб. 23 коп. Штраф уплачен, что подтверждается платежным поручением № 12 от 28.01.2022г.
Статьей 78 п.3.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Стороной ответчика представлено соглашение № 1 о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки от 31.01.2022г., согласно которого Администрация МО Красноуфимский округ и МФ «КЦРП» применила в отношении должника вариант реструктуризации: рассрочка погашения долга в сумме 148 773, 74 руб., начиная с 01.02.2022г. и в срок до 3.01.2024г. платежи в счет погашения долга осуществляются в соответствии с графиком платежей долга. В случае неуплаты платежей в установленный графиком погашения долга срок должник уплачивает кредитору проценты за использование чужими денежными средствами за каждый день просрочки. Из расчета ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано возвратить сумму неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора о взыскании с МФ «КЦРП» денежных средств в сумме 148 773 руб. 74 коп., является обоснованным и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Муниципального образования Красноуфимский округ удовлетворить.
Взыскать с Межмуниципального фонда «Красноуфимский центр развития предпринимательства» в пользу администрации МО Красноуфимский округ средства, использованные не по целевому назначению в размере 148 773 руб. 74 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме—11.05.2022г.
Судья- С.А.Бунакова