ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-4390/2022 от 28.07.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-4390/2022

64RS0042-01-2022-006764-36

Заочное решение

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи ФИО6.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова проведена проверка исполнения требований законодательства в части доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Помещение детского магазина «Добрый львенок» по адресу: относится к объектам социальной инфраструктуры, в данном помещении осуществляет деятельность индивидуальный и ФИО4 Помещение передано ему в пользование на основании договора аренды нежилого помещения от 22.01.2022. Однако в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов, вход в помещение детского магазина «Добрый львенок» не оборудован для беспрепятственного доступа в него инвалидов, в том числе детей инвалидов, и других маломобильных групп населения, а именно перед входом в помещение не установлена кнопка вызова персонала для ситуационной помощи, тактильно – визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала (для инвалидов по зрению) для оказания ситуационной помощи с тактильной надписью по системе Брайля «ВЫЗОВ ПЕРСОНАЛА. ПОД ЗНАКОМ», а также при входе в помещение отсутствует информирующая тактильная табличка для людей (с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). Данный факт существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию инвалидами, в том числе детьми – инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры и является нарушением требований законодательства.

Просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего предпринимательскую деятельность в помещении детского магазина «Добрый львенок», расположенного по адресу: А в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу: оборудовать вход в помещение кнопкой вызова персонала для ситуационной помощи; установить над кнопкой вызова тактильно – визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала (для инвалидов по зрению) для оказания ситуационной помощи с тактильной надписью по системе Брайля: ВЫЗОВ ПЕРСОНАЛА. ПОД ЗНАКОМ, с высотой расположения верхнего края знака 1,3 м от уровня поверхности земли; установить информирующую тактильную табличку для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, с времени оказания услуг (приемных часов).

Представитель истца прокурор ФИО3 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно материалам дела, прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в части доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Нормы доступности для маломобильных групп содержаться в п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр), который предусматривает, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Согласно п. 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 584-ст) обязательными для применения на объектах с открытым доступом населения являются следующие общие сервисные тактильно-визуальные знаки, обеспечивающие восприятие инвалидами по зрению: знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи (приложение Г, рисунок Г.1).

Тактильно-визуальные знаки обозначения туалетов должны размещаться, как правило, перед входом в помещение (блок помещений) рядом с входной дверью, на стене, со стороны расположения дверной ручки, на расстоянии не более 0,1 м от наличника. Тактильно-визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи должен размещаться над кнопкой вызова. Высота расположения верхнего края таких указателей должна быть 1,3 м от уровня поверхности. При наличии тактильно-визуальной информационной таблички и/или знака доступности объекта данный знак устанавливается под ними. Тактильно-визуальный знак обозначения кнопки вызова экстренной помощи должен размещаться над кнопкой вызова. Высота расположения верхнего края таких указателей должна быть 1,3 м от уровня поверхности (п. 4.3.8.4 ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 584-ст).

Как следует из Приложения Г, таблицы Г1 ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 584-ст), кнопка вызова персонала устанавливается перед входом в здание, на знаке тактильная надпись по системе Брайля: «ВЫЗОВ ПРЕСОНАЛА. ПОД ЗНАКОМ».

Установлено, что помещение детского магазина «Добрый львенок» по адресу: относится к объектам социальной инфраструктуры, в данном помещении осуществляет деятельность индивидуальный и ИП ФИО1 Помещение передано ему в пользование на основании договора аренды нежилого помещения от 22.01.2022. Однако в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов, вход в помещение детского магазина «Добрый львенок» не оборудован для беспрепятственного доступа в него инвалидов, в том числе детей инвалидов, и других маломобильных групп населения, а именно перед входом в помещение не установлена кнопка вызова персонала для ситуационной помощи, тактильно – визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала (для инвалидов по зрению) для оказания ситуационной помощи с тактильной надписью по системе Брайля «ВЫЗОВ ПЕРСОНАЛА. ПОД ЗНАКОМ», а также при входе в помещение отсутствует информирующая тактильная табличка для людей (с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). Данный факт существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию инвалидами, в том числе детьми – инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры и является нарушением требований законодательства.

Указанное бездействие противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нарушает права и законные интересы инвалидов.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче иска истец был освобожден об уплаты государственной пошлины. Следовательно, учитывая положения изложенных норм закона, с ответчика в доход государства с зачислением в доход бюджета Энгельсского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего предпринимательскую деятельность в помещении детского магазина «Добрый львенок», расположенного по адресу: в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу: оборудовать вход в помещение кнопкой вызова персонала для ситуационной помощи; установить над кнопкой вызова тактильно – визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала (для инвалидов по зрению) для оказания ситуационной помощи с тактильной надписью по системе Брайля: ВЫЗОВ ПЕРСОНАЛА. ПОД ЗНАКОМ, с высотой расположения верхнего края знака 1,3 м от уровня поверхности земли; установить информирующую тактильную табличку для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, с времени оказания услуг (приемных часов).

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета Энгельсского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ФИО7