ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-4407/2021 от 08.07.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-4407/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

Председательствующего Рогозиной Е.В.,

при секретаре Голышковой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 08 июля 2021 года гражданское дело по иску заместителя прокурора города Калуги в интересах ФИО1 к Городской Управе города Калуги, Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности обеспечить гарантии реализации прав инвалида путем оборудования парковочного места,

УСТАНОВИЛ:

12 апреля 2021 года заместитель прокурора города Калуги, выступая в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к Городской Управе города Калуги, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 является инвалидом-колясочником 2 группы пожизненно, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в семьи ФИО1 имеется автомобиль, оборудованный знаком «Инвалид». При этом проверкой установлено, что оборудованные парковочные места для инвалидов на придомовой территории <адрес> отсутствуют, несмотря на то, что в многоквартирном доме проживают инвалиды. По мнению истца, бездействие Городской Управы города Калуги по непринятию мер по обустройству парковочного места для парковки специальных транспортных средств инвалидов на стоянке до дворе <адрес> свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о социальной защите инвалидов. В указанной связи истец просил возложить на Городскую Управу города Калуги обязанность обеспечить гарантии реализации прав инвалида путем оборудования парковочного месте для инвалидов на придомовой территории <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление городского хозяйства города Калуги, в качестве третьих лиц – Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, ООО УК «Ваш Уют».

В судебном заседании помощник прокурора города Калуги Власова Л.Д. исковые требования поддержала.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще.

Представитель ответчиков Городской Управы города Калуги, Управления городского хозяйства города Калуги ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО3 возражала против удовлетворения иска.

Третье лицо ОООУК «Ваш Уют», извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Муниципального образования «Город Калуга».

По данному адресу по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся инвалидом.

В собственности у супруга истца – ФИО4, находится автомобиль оборудованный знаком «Инвалид».

В обоснование требований настоящего искового заявления прокурор ссылался на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно статье 15 которого на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

Статья 15 (пункт 5 части 1) Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относит к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно пункту 3.12 СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м. Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для маломобильных групп населения.

Между тем, положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Обязательные требования к размещению парковочных мест при реконструкции и приспособлении существующих жилых домов для нужд инвалидов и маломобильных групп населения установлены пунктами 4.17, 4.18 СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»: расстояние от специализированной автостоянки (гаража-стоянки), обслуживающей инвалидов, должно быть не более 200 м до наиболее удаленного входа, но не менее 15 м до близлежащего дома, размеры открытых автостоянок для автомобилей инвалидов (без учета площади проездов) составляют на одну автомашину 3,5 х 5,0 м, не менее; для открытых или гаражных автостоянок инвалидов следует резервировать специальные зоны на придомовой территории, при их проектировании следует учитывать положения раздела 4.2 СП 59.13330.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как установлено судом, земельный участок под многоквартирным <адрес> не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» парковка общего пользования - парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц.

Согласно частям 1, 2 статьи 12 названного Федерального закона парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.

Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что решение о создании парковки общего пользования вблизи <адрес> муниципальным образованием не принималось.

Возложение на ответчика обязанности обеспечить гарантии реализации прав инвалида путем оборудования парковочного месте для инвалидов на придомовой территории <адрес> вне оборудованной парковки приведет к нарушению прав собственников помещений многоквартирного дома при формировании земельного участка под домом, а также не приведет к восстановлению прав ФИО1, поскольку является неисполнимым.

При этом по предоставленной ответчиком Управлением городского хозяйства города Калуги информации ФИО1 в 2020-2021 гг. по вопросу оборудования места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения по <адрес> порядке, предусмотренном абзацем 16 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не обращалась.

В указанной связи суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора города Калуги в интересах ФИО1 к Городской Управе города Калуги, Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности обеспечить гарантии реализации прав инвалида путем оборудования парковочного места – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – принесено представление в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рогозина Е.В.

Мотивированное решение составлено 19 июля 2021 года.