Дело №2-1-44/2020 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Сурское 13 февраля 2020 года Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мельниковой О.В. при секретаре Сафаровой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, У С Т А Н О В И Л: Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 680400 рублей, из них в бюджет Российской Федерации в размере 238896 рублей, в бюджет Ульяновской области в размере 361584 рублей и в бюджет МО «Карсунский район» Ульяновской области в размере 4320 рубля в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, как главного распорядителя бюджетных средств, по следующим основаниям. 09.11.2002 ФИО1 обратился в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в программу «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, при этом обязался осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой. 31.07.2014 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО1 с численным составом семьи 3 человека выдано свидетельство № 22 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 680400 рублей, в том числе: средства федерального бюджета в размере 238896 рублей, средства бюджета Ульяновской области в размере 361584 рублей, средства местного бюджета 4320 рубля. Ответчик обязан был построить и оформить жилое помещение, расположенное по адресу, указанному в разрешении № RU73505101-108A в общую долевую собственность на всех членов семьи в июле 2016 года. Однако до настоящего времени денежные средства, полученные ФИО1 в качестве социальной выплаты не сняты с блокированного счета в ОАО «Россельхозбанк», документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве № 22 от 31.07.2014 ФИО1 не представлены. Согласно ответу ОАО «Россельхозбанк» от 02.07.2019 № 065-01-31/4295 произвести возврат денежных средств с блокированного счёта не представляется возможным, в связи с категорическим отказом ФИО1 оформить заявление на перечисление денежных средств на возврат в областной бюджет Ульяновской области. В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 № 97-П, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) обеспечивает возврат субсидий. Исходя из изложенного, полученная от Министерства социальная выплата подлежит взысканию в пользу Министерства, как главного распорядителя бюджетных средств из областного и федерального бюджетов. Представитель истца - Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица - администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 и 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами. В соответствии со ст. 195, 196 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (далее ФЦП), одной из основных задач которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно которой целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем, в том числе, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности. Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение). Указанным Типовым положением предусмотрен порядок предоставления социальных выплат гражданам, в том числе, гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (пп. «б» п. 6). В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»). Согласно в п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения). Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения). Правительством Ульяновской области принято постановление от 27.05.2014 г. № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию территории Ульяновской области», в соответствии с которым утверждены Правила формирования и утверждения свободных списков участников мероприятий – получателей социальных выплат по Ульяновской области. Согласно п. 3 указанных Правил исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на формирование и утверждение сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат по Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период, является Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Министерство). В соответствии с п. 4, п. 7 Правил, в соответствии с пунктами 19 и 38 Типового положения граждане, молодые семьи и молодые специалисты, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, представляют в местную администрацию муниципального образования Ульяновской области по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, по установленной форме с приложением необходимых документов. Местная администрация проверяет правильность оформления документов, достоверность содержащихся в них сведений и формирует список заявителей. Согласно п. 2.3 Постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П (в ред. 04.08.2015) срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности: при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства. Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.01.2018 № 55-П внесены изменения в Постановление Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П, в соответствии с которыми срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен до 1 года, исчисляемого со дня окончания срока действия такого свидетельства. Судом установлено, что 06.06.2012 года ФИО1 обратился в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года №858 (в редакции от 31.01.2009 года №83), жилищные условия он планировал улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в р.п. Карсун Ульяновской области. Согласно акту от 20.11.2009г. семья ФИО3 (супруги ответчика, что подтверждается свидетельством о заключении брака), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 31, 33). 31.07.2014 ФИО1 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №22, в соответствии с которым он получил социальную выплату в размере 604800 руб., в том числе - средства федерального бюджета – 238896 руб., средства бюджета субъекта РФ– 361584 руб., средства местного бюджета – 4320 руб. (л.д. 29). Свидетельство выдано на численный состав семьи: три человека, членами семьи указаны: ФИО3, ФИО4 Разрешение на строительство № № от 20.10.2013г. выдано ФИО1 на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.39). На момент получения ФИО1 свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 22 действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020г.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598. Срок действия свидетельства № 22 oт 31.07.2014 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО1 до 31.07.2015. Срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи ФИО1, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности - 31.07.2016 года. В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Выпиской по счету ФИО1 № в Ульяновском РФ АО «Россельхозбанк» подтверждается факт перечисления ФИО1 денежных средств в суммах 238896, 361584 и 4320 руб. Однако в установленный срок ФИО1 документы, подтверждающие право общей долевой собственности на вновь построенный дом, не представлены. Согласно выписки из ЕГРН от 28.12.2019, сведения о праве собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют. 26.06.2019 Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий в адрес директора ОАО «Россельхозбанк» направлено письмо об оказании содействия и обеспечении возврата денежных средств, полученных ФИО1 на основании свидетельства № 22 от 31.07.2014 в качестве социальной выплаты на строительство жилья. Согласно ответу АО «Россельхозбанк» от 02.07.2019 № 065-01-31/4295 произвести возврат денежных средств с блокированного счёта не представляется возможным, в связи с категорическим отказом ФИО1 оформить заявление на перечисление денежных средств на возврат в областной бюджет Ульяновской области. 02.07.2019г., 05.09.2019 Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий ФИО1 направлялись требования о предоставлении копии свидетельство праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Согласно Типовому положению (приложение № 4 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы…»), орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (п. 30). В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 № 97-П, основаниями для возврата субсидии в областной бюджет являются, в том числе, нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии. Поскольку до настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве № 22 от 31.07.2014 ФИО1 не представлены, суд приходит к выводу о нарушении ФИО1 условий предоставления субсидии, в связи с чем она подлежит возврату. С учетом вышеизложенного суд полагает, что заявленные требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, следует удовлетворить. Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в исковом заявлении допущена описка при указании общей суммы социальной выплаты, а именно, неверно указана сумма 680400 руб., в то время, как, математически, сумма выплат в размерах 238896, 361584 и 4320 составляет 604800 руб. и эта же сумма указана и в свидетельстве № 22 от 31.07.2014. Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче иска Министерство в силу требований ст. 333.36 НК РФ было освобождено от уплаты государственной пошлины, в этой связи суд считает необходимым взыскать в соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ государственную пошлину с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета в размере 9248 руб. Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, удовлетворить. Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 604800 (шестьсот четыре тысячи восемьсот) рублей, из них: в бюджет Российской Федерации - 238896 (двести тридцать восемь тысяч восемьсот девяносто шесть) руб., в бюджет Ульяновской области - 361584 (триста шестьдесят одну тысячу пятьсот восемьдесят четыре) руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области - 4320 (четыре тысячи триста двадцать) руб. Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 9248 (девять тысяч двести сорок восемь) руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.В. Мельникова Решение в окончательной форме принято 18.02.2020 |