Дело № 2-1-478/2019
УИД 64RS0010-01-2019-000443-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2019 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2, ФИО3 к акционерному обществу «Управление отходами» в лице Регионального оператора филиала АО «Управление отходами» по Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет взимаемой платы, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2, ФИО3 обратилось в Вольский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Управление отходами» в лице Регионального оператора филиала АО «Управление отходами» по Саратовской области (далее по тексту - Региональный оператор, АО) о возложении обязанности произвести перерасчет взимаемой платы, взыскании компенсации морального вреда указывая следующее.
ФИО2 имеет <адрес>. С сентября 2018 г. Региональный оператор по вышеуказанной квартире стал выставлять платежные документы для внесения платы за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 102,34 руб. за расчетный период. Однако с 2014 года ФИО2 и ФИО3 в <адрес> не проживают, а проживают в <адрес>. Согласно п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту – Правила) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил. Абзацем первым пункта 91 Правил установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В связи с чем 07.12.2018 года ФИО3 в адрес регионального оператора направила заявление о перерасчете услуги в связи с временным отсутствием и приложенной заверенной копией домовой книги в <адрес>. Заявление было вручено ответчику почтовой связью 14.12.2018 г., которое было рассмотрено 17.01.2019 г., однако согласно платежным документам перерасчета произведено не было.
В связи с чем истец просил признать незаконными действия АО об отказе ФИО2, ФИО3 в перерасчете взимаемой платы за услугу по обращению с ТКО, обязать регионального оператора произвести перерасчет взимаемой платы за услугу по обращению с ТКО за период с 01 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года. Взыскать с регионального оператора в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы за услуги почтовой связи в сумме 48 рублей 50 коп., в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, а также штраф.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. ФИО2, ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, в поступившем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что формула для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственниками и пользователями помещений многоквартирных жилых домах, определена Правилами № и применяется в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядке оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года № 420-П на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц. При этом п. 148(36) Правил предусмотрено, что при отсутствии постоянных и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, законодательством не установлен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в том числе при временном отсутствии проживающих в занимаемом жилом помещении, в случае установлении платы за такую услугу исходя из общей площади жилого помещения. Заявление ФИО3 о перерасчете было рассмотрено, однако так как в заявлении не был указан адрес, по которому необходимо было производить перерасчет, управлением отходов был произведен перерасчет ФИО3 по жилому дому <адрес> где истица является собственницей жилого дома. Учитывая, что АО действовало в соответствии с положениями действующего законодательства, представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ст. 154 ЖК РФ).
Таким образом, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На территории Саратовской области было заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года № с 12 августа 2018 года были утверждены тарифы региональному оператору Саратовской области АО «Управление отходами», оказывающему услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" определено, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 148(30) Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В связи с чем исходя из формулы 9(2) приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирных домах на территории Саратовской области определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и не зависит от количества проживающих лиц в квартире.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются супругами, брак заключен 16.09.1966 года. /л.д. 46/.
Супруги на основании договора купли-продажи от 11 ноября 1996 года приобрели в собственность <адрес>, расположенную в <адрес>, право собственности которой было зарегистрировано на ФИО2 /л.д. 18/.
Истцы зарегистрированы в вышеуказанном жилом посещении по месту жительства, что подтверждается сведениями отделения по вопросам миграции МО МВД России «Вольский» Саратовской области. /л.д. 52/.
Как установлено в судебном заседании, региональным оператором по вышеуказанному жилому помещению начисление истцам за коммунальную услугу по обращениями с ТКО осуществляется исходя из общей площади жилого помещения и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определенного на основании Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года № «Об установлении нормативов накопления коммунальных отходов на территории Саратовской области».
07.12.2018 года ФИО3 в адрес АО направила заявление о перерасчете услуги за вывоз ТКО в связи с временным отсутствием истцов и проживанием их в <адрес>. /л.д. 12/.
Согласно ответа регионального оператора, рассмотрев обращение предусмотренные действующим законодательством сведения для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами истцов были актуализированы. /л.д. 22/.
При этом, как следует из пояснений представителя ответчика, был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по жилому дому <адрес>, в котором ФИО3 так же является собственницей.
Учитывая, что начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирных домах на территории Саратовской области определяется исходя из общей площади жилого помещения, ответчиком начисление платы по <адрес>, продолжил осуществлять начисления в прежнем размере в сумме 102,34 рубля. Произведенные начисления суд считает законными и обоснованными, поскольку исходя из положений действующего законодательства, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирных домах на территории Саратовской области не зависит от количества проживающих лиц.
При этом судом учитывается, что в соответствии с п. п. 148(36) Правил предусмотрено, что при отсутствии постоянных и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, в случае отсутствия проживающих в жилом помещении собственники не могут быть освобождены от уплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с чем суд полагает, что оснований для признания действий регионального оператора незаконными и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет взимаемой платы за вывоз твердых коммунальных отходов не имеется.
Учитывая, что права истцов региональным оператором нарушены не были, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда и расходов по услугам почтовой связи следует также отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2, ФИО3 к акционерному обществу «Управление отходами» в лице Регионального оператора филиала АО «Управление отходами» по Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет взимаемой платы, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.
Судья А.А. Крапивин