ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-4827/2022 от 07.06.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-4827/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

Председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Титковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 07 июня 2022 года гражданское дело по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному предприятию калужской области «Калугаоблводаканал», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

12 апреля 2022 года в суд поступило исковое заявление заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, с требованиями обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации в , до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», а также обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Прокурор Щербакова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области по доверенности Дорохин В.А. в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика ГП КО «Калугаоблводаканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой в связи с публикацией в сети Интернет информации о сбросе неочищенных канализационных стоков в в районе проведена проверка соблюдения требований действующего природоохранного законодательства об охране окружающей среды при водоотведении.

В ходе проверки установлено, что государственным предприятием «Калугаоблводоканал» в процессе эксплуатации комплекса очистных сооружений канализации, расположенного в , осуществляется сброс с очистных сооружений, расположенных в указанном населенном пункте, сточных вод в , с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что свидетельствует о неэффективной работе сооружений.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра установлено, что в камере первичных отстойников при осмотре обнаружены пузырьки газа, что свидетельствует об отсутствии минерализатора, в результате чего происходят анаэробные процессы перегнивания ила, при которых возникают вторичные загрязнения сточных вод аммиаком и другими веществами; блоки емкостей очистных сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта: бетонные стены осыпаются, имеются трещины, железные конструкции проржавевшие; в первичных и вторичных отстойниках установлен факт выноса активного ила на поверхность и далее в сбросной коллектор сооружений, что свидетельствует об отсутствии рециркуляции ила или несвоевременной откачке ила из первичных и вторичных отстойников.

Также в акте указано, что специалистами филиала «ФЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» произведен отбор проб воды в месте сброса сточных вод в вблизи д., выше и ниже места сброса сточных вод, по результатам лабораторных исследований отобранных вод установлены превышения в месте сброса в по массовой концентрации взвешенных веществ в 8,2 раза, БПК (пол) в 35,2 раза, нитрит ионам в 3,5 раза, фосфат ионам в 2,1 раза, АПАВ в 4,6 раза, ионам аммония в 8 раз, нефтепродуктам в 3 раза; ниже места сброса в по массовой концентрации взвешенных веществ в 1,7 раза, БПК (пол) в 1,9 раза.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе, в целях сброса сточных вод в водный объект.

Как следует из материалов дела, сброс сточных вод с очистных сооружений предприятия в водный объект – осуществляется в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного министерством природных ресурсов и экологии калужской области, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Производственно-технологическим регламентом канализационных очистных сооружений общими требованиями к сооружениям является обеспечение нормативов качества очистки до установленных нормативов.

Как следует из представленных в материалы дела документов, и не оспаривалось ответчиками, на балансе ГП «Калугаоблводоканал» находятся объекты инженерно-технического обеспечения, расположенные в и представляющие собой комплекс очистных сооружений канализации.

Из письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ ГП Калужской области «Калугаоблводоканал», адресованного прокуратуре, следует, что очистные сооружения были построены в 1989 году, их реконструкция не проводилась, износ очистных сооружений привел к тому, что без проведения работ по их реконструкции и модернизации с учетом наилучших доступных технологий достичь требуемых показателей не представляется возможным.

В ходе проведенной проверки установлено, что работа очистных сооружений по указанному адресу осуществляется ненадлежащим образом, что приводит к негативному влиянию на окружающую среду.

Таким образом, комплекс очистных сооружений не обеспечивает надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в реку Ока до требований природоохранного законодательства.

Результаты проведенных проверок свидетельствуют о систематическом нарушении требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений в , что говорит о бездействии со стороны ГП «Калугаоблводоканал», выраженных в принятии действенных мер, направленных на проведение необходимых мероприятий с целью исключения фактов ненадлежащей работы канализационной системы.

Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводоканал» учреждено министерством экономического развития Калужской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области и является собственностью Калужской области (п. 1.5 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал»).

Предприятие создано в целях извлечения прибыли, а также для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, в том числе - производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса городов и населенных пунктов с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг холодного водоснабжения и водоотведения (п. 2.1 и 2.2.1 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал»).

В силу п. 5.1 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал» министерство строительства и ЖКХ Калужской области определяет цели, предмет и виды деятельности Предприятия (пп. «б» п.5.1.), формирует уставной фонд предприятия (пп. «е» п.5.1.), осуществляет согласование объема и направление использования денежных средств, в случае привлечение их предприятием при осуществлении заимствований (пп. «м» п.5.1.).

Согласно п.3.1. Устава имущество предприятия находится в государственной собственности Калужской области.

Таким образом, ГП КО «Калугаоблводоканал» учреждено Министерством, который в силу Устава определяет цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляет согласование объема и направления использования денежных средств, при этом имущество ГП КО «Калугаоблводоканал» находится в государственной собственности.

Согласно п. 2.1, 2.2 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утв. Постановлением Правительства Калужской области от 16.11.2017 № 660 (далее - Положение), основными задачами министерства являются: реализация на территории Калужской области государственной политики в сфере жилищно-коммунального и строительного комплекса и формирование и реализация инвестиционной политики и содействие активизации инвестиционной деятельности, совершенствование рынка подрядных и проектных работ в указанных сферах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области. разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (п. 3.7 Положения); утверждает инвестиционные программы и контролирует их выполнение, в том числе достижение в результате реализации мероприятий инвестиционных программ целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (3.35 Положения); осуществляет мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения (п. 3.36 Положения); осуществляет мониторинг разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (п. 3.37 Положения).

Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные воды.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 9 Водного Кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п.п. 1, 2, 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 552 от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утверждены указанные нормативы.

Вместе с тем, требования вышеперечисленного законодательства Государственным предприятием не соблюдены, при водоотведении допускаются превышения установленных нормативов по качеству сбрасываемых сточных вод.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путём присуждения к исполнению обязанности.

Статьей 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Как следует из пояснений истца, мероприятием, направленным на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации , может быть реконструкция очистных сооружений.

Как следует из письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ ГП Калужской области «Калугаоблводоканал», адресованного прокуратуре, между ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» и АО «ДАР/ВОДГЕО» заключен договор №Т/1189-ЭК от ДД.ММ.ГГГГ на проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции объекта «Очистные сооружения канализации » со сроком окончания ДД.ММ.ГГГГ, работы по которому продолжаются.

Из указанного письма также следует, что необходимые финансовые вложения на проведение сметно-монтажных работ в настоящее время ГП Калужской области «Калугаоблводаканал» в рамках тарифов на водоотведение не может себе позволить, в связи с чем ведется активная работа с ГП – фондом содействия реформированию ЖКХ по привлечению дополнительных источников денежных средств для финансирования строительно-монтажных работ.

Кроме того, ответчик ГП «Калугаоблводоканал» в соответствии с п. 2 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ГП «Калугаоблводоканал» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с данным законом.

Для заключения договора подряда на реконструкцию очистных сооружений ГП «Калугаоблводканал» обязано: согласовать сделку, подготовить закупочную документацию, заключить договор на выполнение работ по реконструкции объекта.

Следовательно, предприятие не сможет по объективным обстоятельствам в течение 18 месяцев по требованию прокурора со дня вступления в законную силу решения суда осуществить реконструкцию очистных сооружений, расположенных в .

Исходя из изложенного, с учетом фактического пользования водным объектом - рекой Ока ГП КО «Калугаоблводоканал» для сброса сточных вод, с учетом положений статей 39, 56 Водного кодекса Российской Федерации, статей 22, 23, 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Устава ГП КО «Калугаоблводоканал» (пунктов 2.1, 2.2.1, 3.1, 5.1) суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора с установлением сроков, указанных судом выше.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации в , до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 552 от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 04 июля 2022 года.