ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-485/18 от 01.11.2018 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2-1-485/2018

64RS0035-01-2018-000613-75

Решение

именем Российской Федерации

1 ноября 2018 года р.п. Степное

Советский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Степановой О.В.,

при секретаре Якименко Е.Н.,

с участием помощника прокурора Рябихина М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, о признании незаконными бездействий, обязании провести специальную оценку условий труда

установил:

прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение указания прокурора области проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Советского муниципального района, <адрес>, требований трудового законодательства об охране труда.

Как указывает истец, отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 3 закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса ( далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной зашиты работников. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Советского муниципального района осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ФИО1, у которого в соответствии со штатным расписание от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляют трудовую деятельность 7 продавцов, 1 бухгалтер, 1 заведующий пекарней.

ИП ФИО1 трудовые договоры заключены с ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и остальными работниками.

Среди работников, с которыми ИП ФИО1 заключен трудовой договор, отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. То есть работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.

Истец полагает, что на ИП ФИО1 законом возложена обязанность провести специальную оценку условий труда, которая ответчиком не проведена.

Поскольку специальная оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных фактов ответчиком не проводится, индивидуальный предприниматель не обеспечивает работникам и безопасные условия работы, здоровья, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда,

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с требованиями о признании незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по не проведению специальной оценки условий охраны труда работников, обязав индивидуального предпринимателя ФИО9 провести специальную оценку условий труда рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Рябихин М.О., поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Ответчик – ИП ФИО1, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования признал в полном объеме.

На момент рассмотрения дела, оценка условий труда ответчиком не проведена.

Изучив представленное суду исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные суду доказательства в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников трудовой деятельности, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, в обязанности работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Положениями ст. 21 Кодекса установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом, работодатель обязан обеспечить соответствующие требования охраны труда условий труда на каждом рабочем месте; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах; о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной зашиты работников.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым законодательством РФ.

Частью 3 закона установлено, что специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ИП ФИО1, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность на территории Советского муниципального района, у которого в соответствии со штатным расписание от ДД.ММ.ГГГГ осуществляют трудовую деятельность 7 продавцов, 1 бухгалтер, 1 заведующий пекарней (л.д.6), данные требования закона не выполняются.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 с указанными работниками заключены трудовые (л.д.7-12). Также установлено, что среди работников, с которыми заключен трудовой договор, отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями - работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.

При указанных обстоятельствах, суд соглашается с позицией истца о том, что, на ИП ФИО1 законом возложена обязанность провести специальную оценку условий труда. Вместе с тем, в нарушение положений ст. 37 Конституции РФ ст. ст. 22, 21 Трудового кодекса РФ, специальная оценка условий труда ответчиком не проведена, что не опровергнуто самим ответчиком.

Поскольку специальная оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных фактов ответчиком не проводится, индивидуальный предприниматель не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно, и вся система охраны труда,

Учитывая требования закона и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований об обязании проведения специальной оценки условий труда ИП ФИО1

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Одновременно, в силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика – ИП ФИО1, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, надлежит взыскать 300 рублей в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 293, 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, по не проведению специальной оценки условий труда и обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести специальную оценку условий труда рабочих мест, до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину 300 (триста) рублей, в доход государства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.

Председательствующий О.В. Степанова