ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-498/18 от 07.08.2018 Балашовского районного суда (Саратовская область)

2-1-498/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2018 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Ерохиной И.В.

при секретаре Неретиной Е.Г.,

с участием представителя истцов адвоката Лебедевой Л.В.,

представителя ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании суммы социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском, в котором с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ просят взыскать в равных долях каждому сумму социальной выплаты, предоставленную семье Р-вых на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома: с администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в размере <данные изъяты> руб., с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту минстрой Саратовской области) в размере <данные изъяты> коп., а также возложить на минстрой Саратовской области обязанность по перечислению суммы социальной выплаты в размере <данные изъяты> коп., предоставленную семье Р-вых на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, на банковский счет ФИО2 , открытый в филиале ПАО «Сбербанк России» .

В обоснование своих требований указывают, что семья: супруги ФИО2 и ФИО3, их несовершеннолетний сын ФИО6 на основании распоряжения главы администрации Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ приобретена, в том числе с использованием кредитных денежных средств в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому), квартира в доме <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года семье выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму <данные изъяты> коп., которую надлежало использовать для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, для чего на имя ФИО2 был открыт лицевой счет, куда ДД.ММ.ГГГГ перечислены вместо <данные изъяты> коп. - <данные изъяты> коп. Ввиду допущенной технической ошибки в размере поступивших на счет денежных средств истцам сообщили о необходимости их возврата с последующим перечислением правильной суммы – <данные изъяты> коп. По заявлению истцов денежные средства были возвращены, но полагающаяся сумма в размере <данные изъяты> коп. на специальный счет до сих пор не поступила. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленному на покупку квартиры, составил <данные изъяты> коп. в связи с погашением кредита за счет личных средств.

Истцы ФИО2 и ФИО3 на разбирательство дела не явились, письменно ходатайствовали о его рассмотрении в их отсутствие с участием представителя Лебедевой Л.В.

Представитель истцов адвокат Лебедева Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по обстоятельствам и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО1 не возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных в отношении органа местного самоуправления на сумму <данные изъяты> руб., подтвердил факт ошибочного формирования платежного поручения для перечисления на счет семьи Р-вых социальной выплаты в завышенном размере и их возврат ДД.ММ.ГГГГ в бюджет Балашовского муниципального района, а ДД.ММ.ГГГГ в бюджет Саратовской области в сумме <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. остались в бюджете Балашовского муниципального района. Находил не соответствующими действительности утверждения другого ответчика – минстроя Саратовской области об исполнении своих обязательств перед истцами.

Ответчик минстрой Саратовской области не обеспечил своего участия на разбирательство дела, о его слушании надлежаще извещен. В письменном отзыве на иск представитель министерства по доверенности ФИО8 в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, при этом привела нормативное содержание Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, и указала на перечисление ДД.ММ.ГГГГ УФК по Саратовской области в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области денежных средств на субсидии по обеспечению жилья молодым семьям. В дополнительном отзыве представитель министерства признал факт возврата администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области неиспользованных остатков прошлых лет субсидии на реализацию федеральных программ, которые были возвращены в 2017 году в областной бюджет, также указала на то, что в 2016 году министерство обращалось в Минстрой РФ по вопросу восстановления кассового расхода, произведенного в 2015 году Балашовским муниципальным районом, в указанных средствах Минстрой РФ потребность не подтвердил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, министерство финансов Саратовской области (далее по тексту минфин Саратовской области), публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее по тексту ПАО Сбербанк), извещенные о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.

Исключенное протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истцов из состава ответчиков и привлеченное к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее по тексту Минстрой России) в лице представителя по доверенности ФИО4 просит рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве на иск представитель Минстроя РФ ФИО5 обратила внимание со ссылкой на бюджетное законодательство, что удовлетворение требование истцов за счет средств федерального бюджета приведет к изменению законодательно установленного бюджетного процесса. По ее мнению, предоставление истцам социальной выплаты с участием средств федерального бюджета бюджетным законодательством не предусмотрено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пунктам «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой также включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Основными целями и задачами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья (раздел 2 подпрограммы).

В разделе 4 подпрограммы указано, что основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии с п.2 Приложения №3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, социальные выплаты, предоставленные молодым семьям используются, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подп. «е»).

В силу пунктов 3,4,9,10(1),14 Правил (действующих на момент выдачи истцам свидетельства на получение социальной выплаты) право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой и выдается органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным. В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Названный орган может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (п.24, п.26 Правил).

Согласно п.п.29,40 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств, в том числе на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (п.42 Правил).

При этом, между Минстроем Саратовской области и администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о реализации в 2015 году подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», согласно которому министрой Саратовской области обеспечивает предоставление субсидии на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья бюджету Балашовского муниципального района Саратовской области.

По данному соглашению мероприятия по предоставлению молодым семьям социальных выплат минстрой Саратовской области осуществляет в соответствии с бюджетной росписью расходов областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке, обеспечивает министерство перечисление субсидии в доход бюджета администрации посредством софинансирования расходных обязательств, осуществляет контроль целевого использования субсидии (п.п. 2.1.1 и 2.1.2.).

Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Р-вых, состоящая из трех человек: муж – ФИО2, жена - ФИО3, сын - ФИО6, признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, о чем Р-вых уведомили ДД.ММ.ГГГГ.

Созаемщики ФИО2 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключили с акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) кредитный договор , по условиям которого заемные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. расходовались на приобретение квартиры <адрес> с передачей кредитору в залог приобретаемой недвижимости, на что получено соответствующее разрешение на основании распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Следует из договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что квартира <адрес> приобретена в общую долевую собственность ФИО2, ФИО3 и несовершеннолетнего ФИО6 (по 1/3 доли у каждого), в том числе с использованием собственных и кредитных денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ молодой семье в составе: супруга ФИО2, супруги ФИО3, сына ФИО6, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, в соответствии с дополнительным списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по Балашовскому муниципальному району Саратовской области выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании справки о задолженности заемщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, полученному до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп. (с разбивкой на федеральный бюджет – <данные изъяты> руб., бюджет субъекта РФ – <данные изъяты> коп., местный бюджет – <данные изъяты> руб.).

Свидетельство подлежало предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ, действительно оно до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Видно из материалов дела, что данное свидетельство в период его действия сдано в ПАО Сбербанк, где ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ открыт счет для обслуживания государственных программ, куда ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в общем размере <данные изъяты> коп., возврат которых произведен ДД.ММ.ГГГГ в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (копия лицевого счета , платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, , ).

Исходя из писем администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере <данные изъяты> коп. были возвращены из Поволжского банка Управление «Балашовское отделение» Саратовского отделения ПАО «Сбербанк России» из-за допущенной технической ошибки (сумма перечислена не в соответствии с суммой, указанной в выданном ФИО7 свидетельстве) и находились они на счете невыясненных поступлений, а затем в объеме <данные изъяты> коп. были возвращены в областной бюджет, что также подтверждается заявками и от ДД.ММ.ГГГГ на возврат неиспользованных остатков прошлых лет субсидии на реализацию федеральных программ (на обеспечение жильем молодых семей).

В дополнительном письменном отзыве на иск представитель минстроя Саратовской области по доверенности ФИО8 подтвердила возврат администрацией Балашовского муниципального района денежных средств бюджета.

Возврат неисполненных остатков субсидии прошлых лет по программе «Обеспечение жильем молодых семей» (Соглашение /С от ДД.ММ.ГГГГ) произведен ДД.ММ.ГГГГ получателю МОУФК (Минстрой РФ) (заявка на возврат от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, приложение к выписке за ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).

В обращении ДД.ММ.ГГГГ на имя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ФИО11 сообщил, что в ДД.ММ.ГГГГ года был восстановлен кассовый расход, произведенный в 2015 году Балашовским муниципальным районом, в размере <данные изъяты> коп. по причине наличия ошибки в платежном поручении при перечислении средств для оплаты именного свидетельства , выданного семье Р-вых, и просил рассмотреть возможность использования указанных средств на те же цели в 2016 году.

Согласно сообщению первого заместителя Минстроя Саратовской области ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, Минстрой РФ не подтвердил потребность в направлении сумм остатков межбюджетных трансфертов и рекомендовал ФИО3 воспользоваться судебной защитой.

Таком образом по результатам исследования имеющихся в деле доказательств и их правовой оценки в судебном заседании нашел подтверждение факт неполучения истцами социальной выплаты в размере, предусмотренном свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, по независящим от них причинам: наличие технической ошибки в сумме, указанной в платежном поручении и зачисленной на банковский счет ФИО2, открытого для обслуживания государственных программ с целью погашения обязательств истцов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, и последующий возврат администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области в бюджет Саратовской области ранее перечисленных средств субсидии на социальную выплату, за исключением оставленных в местном бюджете <данные изъяты> руб. (размер финансирование подпрограммы за счет местного бюджета), что не оспаривается ответчиками.

Обязанность по предоставлению субсидии считается исполненной с момента использования средств субсидии на те цели, для которых она была выдана.

Поскольку государство, в качестве участника вышеуказанной подпрограммы, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке молодой семьи, то произвольный отказ от гарантированной государством выплаты исключается, а потому нарушенное право истцов подлежит восстановлению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 года №18-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 29 января 2004 года №2-П, определения от 4 декабря 2003 года №415-О, от 15 февраля 2005 года №17-О, от 27 декабря 2005 года №502-О и др.).

При таком положении суд удовлетворяет исковые требования о взыскании с ответчиков социальной выплаты, предоставленной семье Р-вых на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ.

Состоявшийся возврат неиспользованных средств субсидии в доход областного и федерального бюджетов на вывод суда не влияете, поскольку действия должностных лиц, в результате которых истцы не смогли воспользоваться социальной выплатой в установленный срок, не могут лишить прав истцов на ее получение в полном объеме.

Также суд, определяя порядок взыскания денежных средств с ответчиков, учитывает обстоятельства того, что счет , открытый ФИО2 для обслуживания означенной государственной программы, имеет статус – закрытый, а на ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности истцов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, погашенной в сумме <данные изъяты> коп. с момента выдачи свидетельства за счет личных средств истцов, составил <данные изъяты> коп. (справка о задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2, ФИО3 к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании суммы социальной выплаты удовлетворить.

Взыскать с администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в пользу ФИО2 и ФИО3 в равных долях каждому сумму социальной выплаты в размере 50000 руб., предоставленную семье Р-вых на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу ФИО2 и ФИО3 в равных долях каждому сумму социальной выплаты в размере 99229 руб. 39 коп., предоставленную семье Р-вых на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области перечислить социальную выплату в размере 121778 руб. 47 коп. на банковский счет ФИО2 , открытый в ПАО «Сбербанк России».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Судья И.В.Ерохина