Дело №2-1-508/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года п.Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области
в составе председательствующего судьи Дернова А.М.,
с участием представителя истца ФИО1 ФИО2, действующего на основании доверенности 57 АА № от 22.05.2017,
представителя ответчика, администрации Урицкого района Орловской области ФИО3, действующего на основании доверенности №-юр от 09.03.2017,
при секретаре судебного заседания Феклиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в п.Нарышкино
гражданское дело по иску представителя истца ФИО1 ФИО2 к администрации Урицкого района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о восстановлении ФИО1 в очереди на получение жилищного сертификата,
установил :
представитель истца ФИО1 ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Урицкого района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищного сертификата. В обоснование указал, что 28.11.1998 ФИО1 вместе со своей семьей вынуждена была переехать из Республики Казахстан на территорию Орловской области. 15.09.1999 ФИО1 получила статус вынужденного переселенца и соответствующее удостоверение. В 2003 она была поставлена в очередь под № на получение жилищного сертификата для улучшения жилищных условий в администрации Урицкого района Орловской области, так как не имеет своего жилья и проживает на съемных квартирах. 05.09.2016 ФИО1 сдала в очередной раз документы в УФМС по Орловской области для продления статуса вынужденного переселенца, в чем ей было отказано, поэтому ФИО1 обратилась за защитой своих прав в суд. В результате судебных разбирательств 13.07.2017 апелляционным определением Орловского областного суда её исковые требования были удовлетворены: признано незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от 26.09.2016 об отказе ФИО1 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; возложена обязанность на УМВД России по Орловской области повторно рассмотреть вопрос о продлении срока действия вынужденного переселенца, после чего 15.10.2017 УМВД России по Орловской области возвратило ФИО1 удостоверение вынужденного переселенца с отметкой о продлении статуса вынужденного переселенца на срок до 15.09.2018. Однако, по причине отсутствия удостоверения вынужденного переселенца у ФИО1 в период с 05.09.2016 по 15.10.2017 она не смогла обратиться с заявлением о выделении ей жилищного сертификата в планируемом 2018г. в администрацию Урицкого района в срок с 1 января по 1 июля текущего 2017 года, установленный пунктом 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы". Представитель истца ФИО2 просил восстановить ФИО1 в сводном списке граждан-участников указанной Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата на 2018 год с датой постановки на учет с 20.02.2003г.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал предъявленный иск по аналогичным основаниям и, уточняя заявленные требования в их окончательной редакции, просил суд: обязать администрацию Урицкого района Орловской области восстановить очередь ФИО1 в списке по Урицкому району граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание получить в 2018г. государственный жилищный сертификат, с даты постановки на учет 20.02.2003 по категории вынужденных переселенцев и направить данный список в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области внести изменения в Сводный список по Орловской области на 2018 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить в 2018г. государственный жилищный сертификат, включив в указанный Сводный список ФИО1, по категории вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018г, с учетом даты постановки ФИО1 на учет - с 20.02.2003, и предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат в установленном порядке по дате постановки на учет в миграционной службе - 20.02.2003. При этом, представитель истца ФИО2 просил обратить решение суда к немедленному исполнению, мотивируя тем, что до конца текущего 2017 года решение суда по настоящему иску в случае его обжалования не вступит в законную силу, поэтому ответчики будут лишены возможности исполнить решение суда до конца 2017 года, что означает невозможность включения ФИО1 в Сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018 году.
Представитель ответчика администрации Урицкого района Орловской области ФИО3 уточненные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что ФИО1 не обратилась с заявлением о выделении ей сертификата в администрацию Урицкого района Орловской области в установленный Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, то есть с 1 января по 1 июля 2017г. Кроме того, у администрации Урицкого района не имелось оснований для сохранения очереди ФИО1 в списке граждан-участников Подпрограммы, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание получить жилищный сертификат, поскольку 26.06.2017г. из Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области пришло письмо на имя главы администрации Урицкого района ФИО4, в котором содержалась информация о принятии решения о непредоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и отсутствия полного пакета документов, предусмотренного Правилами. По состоянию на 01.07.2017 в списке по Урицкому району нет граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Определением суда от 14.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее – Департамент), который, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Истец ФИО1 не явилась в судебное заседание, по телефону сообщила, что её интересы будут представлять по доверенности ФИО2 и ФИО5
Представитель истца ФИО1 ФИО5 в судебное заседание не явилась, не представив сведений о причинах неявки, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица, УМВД России по Орловской области, извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин неявки.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
На основании пп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее – Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – Подпрограмма) Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу п. 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.
В судебном заседании установлено, что 15.09.1999 истцу ФИО1 УФМС России по Орловской области выдало удостоверение вынужденного переселенца АД 0019476, в которое затем вносились ежегодно отметки о продлении статуса вынужденного переселенца. (л.д.11-14)
В учетном деле на ФИО1, представленном администрацией Урицкого района, содержатся документы, подтверждающие её статус вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшение жилищных условий.
Так, решением Урицкого районного суда Орловской области от 04.02.2010 возложена обязанность на администрации Архангельского сельского поселения Урицкого района Орловской области включить ФИО1, являющуюся вынужденной переселенкой, в очередь на улучшение жилищных условий с 20.02.2003, то есть со дня постановки на очередь в УФМС по Орловской области. (л.д.21-22)
Согласно договору найма жилого помещения от 19.02.2013, заключенному между ФИО1 (наниматель) и ФИО6 (наймодатель), записям в домовой книге, а также справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Архангельского сельского поселения Урицкого района, ФИО1 зарегистрирована с мужем ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сыном Е.А.Н.ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочерью Е.М.А.ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.41-42, 91-92)
По данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области ФИО1 и члены её семьи в собственности жилья не имеют. (л.д. 55-58)
27.06.2016 ФИО1 обращалась в администрацию Урицкого района с письменным заявлением о включении её в список граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 году. (л.д.44)
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что ФИО1 с 15.09.1999 имеет статус вынужденного переселенца, решением Урицкого районного суда от 04.02.2010 включена в очередь на улучшение жилищных условий с 20.02.2003, то есть со дня постановки на очередь в УФМС по Орловской области, которым впоследствии действие статуса вынужденного переселенца ФИО1 ежегодно продлевалось, поскольку она в собственности жилья не имеет, по её заявлению в 2016 году, поданному в администрацию Урицкого района, она была включена в список вынужденных переселенцев, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2017 году, с даты постановки на учет в качестве нуждающейся в жилой площади.
Как следует из письменного ответа Департамента от 03.08.2017 исх.№Е-№, адресованного ФИО1, она числилась под № в сводном списке граждан-участников Подпрограммы по Орловской области на 2017 год, однако, в сводном списке граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по Урицкому району Орловской области, она не значится, поэтому не имеется оснований для включения её в указанный сводный список. (л.д.16)
В судебном разбирательстве стороной истца представлены доказательства того, что ФИО1 не была внесена в указанный сводный список не по её вине, а в связи с неправомерным решением об отказе в продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца, принятым 22.10.2016 УМВД России по Орловской области, действия которого ФИО1 оспорила, обратившись вначале в Советский районный суд г.Орла, затем в Орловский областной суд, которым нарушенное право ФИО1 было восстановлено.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 13.07.2017 решение Советского районного суда г.Орла от 10.05.2017 об отказе ФИО1 в продлении статуса вынужденного переселенца отменено и принято новое решение об удовлетворении административного иска ФИО1: решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от 26.09.2016 об отказе ФИО1 в продлении статуса вынужденного переселенца признано незаконным; на административного ответчика УМВД России по Орловской области возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца ФИО1 путем повторного рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении административного дела, а также сообщить об исполнении решения суда в Орловский областной суд и административному истцу в течение месяца со дня принятия настоящего определения. (л.д.23-26)
28.08.2017 ФИО1 обратилась в администрацию Урицкого района с заявлением о восстановлении её в списках граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный сертификат по категории «вынужденный переселенец», приложив к заявлению копию вышеназванного апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда. (л.д.19)
В ответ на это заявление ФИО1 получила письменное разъяснение первого заместителя главы администрации Урицкого района ФИО8 о том, что для включения в такой список гражданин-участник Подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Поскольку такого заявления от ФИО1 в администрацию Урицкого района не поступило, то оснований для включения её в списки граждан-участников Подпрограммы не имеется. (л.д.20)
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика администрации Урицкого района Орловской области ФИО3, основанием для такого разъяснения послужило письменная информация члена правительства Орловской области, руководителя Департамента ФИО9 от 26.06.2017г. исх. №, направленная в адрес главы администрации Урицкого района ФИО4, о принятом решении не предоставлять ФИО1 государственный жилищный сертификат в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и отсутствием полного пакета документов, предусмотренного Правилами. (л.д. 125)
Согласно представленному суду сообщению первого заместителя администрации Урицкого района Орловской области ФИО8 от 17.11.2017 исх. № в списке по Урицкому району по состоянию на 01.07.2017 нет граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. (л.д.126)
15.10.2017 УМВД России по Орловской области во исполнение вышеуказанного апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 13.07.2017 продлило статус вынужденного переселенца ФИО1 до 15.09.2018 с внесением соответствующей отметки в её удостоверение вынужденного переселенца. (л.д.14)
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском.
Анализируя и оценивая исследованные доказательства, суд признает, что по состоянию на 01.07.2017 ответчики в отношении ФИО1 действовали в соответствии с положениями действующих Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку формальные основания для сохранения ФИО1 в очереди на получение жилищного сертификата действительно отсутствовали.
В соответствии с пунктами 3, 24 и 28 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством РФ, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. (п. 24 Правил)
Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме, гражданин в соответствии с п.24 Правил должен в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Вышеуказанный срок принятия заявления является пресекательным, так как согласно абз. 2 п. 24 Правил принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Пунктом 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.
Между тем, в п.26 Правил содержится одно исключение, в соответствии с которым включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, суд считает установленным, что ФИО1 по не зависящим от неё причинам не смогла воспользоваться своим правом на подачу в администрацию Урицкого района в срок с 1 января по 1 июля текущего 2017 года заявления о выделении ей жилищного сертификата в планируемом 2018 году, вследствие чего она не была внесена в список по Урицкому району и в сводный список по Орловской области граждан - участников подпрограммы по категории вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях и изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018г.
В то же время, администрация Урицкого района не приняла должных мер по незамедлительному направлению заявления ФИО1 от 28.08.2017 о восстановлении в списках граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить государственный сертификат по категории «вынужденный переселенец», вместе с копией вышеупомянутого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 13.07.2017 в Департамент, обладающий в соответствии с п.26 Правил исключительными полномочиями на включение граждан - участников подпрограммы в сводный список, утвержденный до 1 сентября 2017, после его утверждения.
Вследствие чего, ФИО1 была вынуждена обратиться в суд за защитой своего права.
Нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий в настоящее время ответчиками не оспаривалась и каких-либо относимых и допустимых доказательств утраты истицей права на получение жилищного сертификата в 2018 году по категории вынужденных переселенцев суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Разрешая ходатайство об обращении настоящего решения суда к немедленному исполнению, заявленное представителем истицы ФИО2 и обоснованное тем, что в случае обжалования решения оно не вступит в законную силу и не будет исполнено в 2017 году, что приведет к невозможности включения ФИО1 в 2017 году в Сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы, претендующих на получение жилищного сертификата в 2018 году, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
На основании приведенной нормы и принимая во внимание доводы представителя истца ФИО2, свидетельствующие о наличии особых обстоятельств, вследствие которых будет невозможно исполнение решения суда в 2017 году, а значит и восстановление нарушенного права ФИО1 на получение жилищного сертификата в 2018 году, суд находит заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем, расходы истца по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд по настоящему делу не могут быть взысканы с ответчиков, поскольку согласно п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
иск представителя истца ФИО1 ФИО2 к администрации Урицкого района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о восстановлении ФИО1 в очереди на получение жилищного сертификата удовлетворить.
Обязать администрацию Урицкого района Орловской области восстановить очередь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке по Урицкому району граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание получить в 2018 году государственный жилищный сертификат, с даты постановки на учет 20 февраля 2003 года по категории вынужденных переселенцев и направить данный список в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области внести изменения в Сводный список по Орловской области на 2018 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить в 2018 году государственный жилищный сертификат, включив в указанный Сводный список ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по категории вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018 году, с учетом даты постановки ФИО1 на учет - с 20 февраля 2003 года и предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат в установленном порядке по дате постановки на учет в миграционной службе - 20 февраля 2003 года.
Настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 27 ноября 2017 года.
Судья А.М. Дернов