ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-510/2021 от 09.09.2021 Козельского районного суда (Калужская область)

УИД 40RS0011-01-2021-000841-510

Дело № 2-1-510/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Козельск 09 сентября 2021 года

Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Веселовской Т.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Ермакова С.В.,

при секретаре Исаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Козельском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение ГУ - УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) № 66376/2021 от 19 апреля 2021 года об отказе в перерасчете пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет его страховой пенсии с 01 мая 2021 года на основании данных партийного билета № 21505392, выданного 25 апреля 1985 года Артикским райкомом компартии Армении, в обоснование указав, что 13 апреля 2021 года он обратился в УПФ РФ в Козельском районе Калужской области с заявлением о перерасчете назначенной ему пенсии, в связи с увеличением размера индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01 января 2015 года, поскольку на момент назначения пенсии не были учтены периоды его работы 1986-1988 г.г. в Армянской ССР, решением №66376/21 от 19 апреля 2021 года ответчик отказал ему в перерасчете пенсии, в связи с невозможностью установить факт трудовых отношений и размер заработной платы за период с 01 января 1986 года – 31 декабря 1988 года на основании поданных документов - партийного билета №21505392, выданного 25 апреля 1985 года Артикским райкомом компартии Армении, в котором указан размер заработной платы, справки, выданной Национальным архивом Армении 29 марта 2021 года о его работе на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик за период 1986-1988 годы с указанием размера зарплаты, считает, что ответчик неверно толкует нормы права, на которые ссылается в отказе, поскольку документы, косвенно подтверждающие размер зарплаты за спорный период, могут быть приняты пенсионным органом при перерасчете пенсии, в случае невозможности подтвердить индивидуальный заработок по причине утраты первичных документов, в том числе по причине, указанной в выданной ему справке: землетрясение в Армении 1988 года и непередача документов при упразднении СССР, отказ ответчика не содержит сведения о невозможности установления размера его персонифицированной зарплаты за 1986-1988 годы на основании представленной копии его партбилета, так как в нем указан конкретный размер ежемесячного заработка и размер взносов, что позволяет произвести перерасчет пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете, т.е. с 01 мая 2021 года на основании данных его партбилета.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в иске просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя – адвоката Ермакова С.В.

Представитель истца – адвокат Ермаков С.В. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, суду показал, что ФИО1 с 1981 по 1997 годы работал на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик, 25 августа 2020 года ему назначена страховая пенсия по старости, при назначении пенсии учтена заработная плата истца за период работы на указанном заводе с 1989 по 1992 годы, однако, периоды его работы за 1986-1988 годы в Армянской ССР на момент назначения ФИО1 пенсии не учтены по причине утраты первичных документов, впоследствии 13 апреля 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной ему пенсии, в связи с увеличением размера индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01 января 2015 года, предоставив принадлежащий ему партийный билет, содержащий сведения о его заработной плате и справку Национального архива Армениии о заработной плате за период с 1986-1988 годы, но получил отказ, который является не обоснованным, поскольку представленная истцом справка о заработной плате на основании партийного билета выдана надлежащим лицом, содержит сведения об утрате первичных документов о заработной плате, партийный билет является косвенным документом, подтверждающим размер заработной платы и должен быть учтен УПФР, поскольку дает право на увеличение пенсии, размер которой должен быть пересчитан с 01 мая 2021 года.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Козельском районе в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражала.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО1 с 01 ноября 1981 года по 01 февраля 1997 года работал на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик, что подтверждается его трудовой книжкой.

Решением УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 25 августа 2020 года ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом заработной платы за 1989 -1992 годы, сведения о которой указаны в справке о заработной плате № С-8934 от 29 июля 2020 года, выданной Национальным архивом Армении.

13 апреля 2021года ФИО1 обратился в Управление ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года согласно п.1 ч.2.ст.18 Федерального закона № 400 ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала), представив партийный билет и архивную справку Национального архива Армении за 1986 г-1988 г. о размере заработной платы, выданной на основании партбилета.

Согласно архивным справкам №С-3930, №С-3930/1 от 29 марта 2021 года, выданным Национальным архивом Армении, ФИО1 работал на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик Армянской ССР, с 1986г. по 1988г. имел указанную в справке заработную плату, с которой произведены отчисления в Фонд социального страхования полностью, основания выдачи справки: партбилет и учетная карточка члена КПСС №21505392, вследствие землетрясения 1988 года в Армении и развала СССР вышеуказанное предприятие утеряло и не сдало свои документы в Национальный архив Армении. В соответствии с законодательством Республики Армении, постановлением Правительства РА №665-Н п.11 от 05 мая 2011 года считаются правомерными и учитываются при назначении пенсии справки о трудовом стаже и заработной плате, выданные на основании партийных, комсомольских и профсоюзных документов.

Согласно учетной карточке ФИО1 являлся членом КПСС, в партийном билете, выданном 25 апреля 1985 года на имя истца Артикским райкомом Компартии Армении, содержатся сведения о месячных заработках ФИО1 за период с марта 1985 года по декабрь 1990 года.

Решением ГУ – УПФ РФ в Козельском районе Калужской области (межрайонное) № 66376/2021 от 19 апреля 2021 года ФИО1 отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием правовых оснований для перерасчета, указано, что согласно архивной справке от 29 июля 2020 года № С-8934, поступившей на запрос Управления ПФР, ведомости по заработной плате за 1986г.- 1988г. не сохранились, назначенная пенсия не подлежит перерасчету на основании косвенных документов о размере заработной платы.

Выполнение истцом работы на территории одной из бывших республик Советского Союза Социалистических Республик не лишает истца на пенсионное обеспечение.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 указанного Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Армения, для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 11 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Согласно п. 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статье 36 Федерального закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации от27 февраля 2002 года № 16/19 был утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости), в соответствии с которым среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Учитывая, что истец ФИО1 с 01 ноября 1981 года по 01 февраля 1997 года работал на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, документы о заработной плате истца за период с 1986г. по 1988г. не сохранились, что подтверждено архивной справкой Национального архива Армении №С-3930 от 29 марта 2021 года, причиной утраты документов указано – землетрясение, произошедшее в 1988 году, не сдача документов в архив предприятием, содержащиеся в партийном билете, выданном 25 апреля 1985 года на имя истца Артикским райкомом Компартии Армении, сведения о заработной плате указаны помесячно, косвенно подтверждают фактический заработок истца за период его работы с 1986г. по 1988г. на заводе «Арагац» ПО «Нейрон» г.Артик, то есть до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, представленные дополнительные документы о размере заработной платы повлекут увеличение размера его пенсии, суд приходит к выводу о незаконности отказа УПФР РФ в Козельском районе Калужской области (межрайонное) в перерасчете ФИО1 страховой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) № 66376/2021 от 19 апреля 2021 года об отказе в перерасчете ФИО1 страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии ФИО1 с 01 мая 2021 года на основании данных партийного билета № 21505392, выданного 25 апреля 1985 года Артикским райкомом компартии Армении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: