Дело № 2-1-5191/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Князевой Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Дурсун Л.В.,
с участием прокурора Тарченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1 к администрации (исполнительно-распорядительному органу) сельского поселения «» о признании недействительным протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «», и урегулированию конфликта интересов, признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «», уточнив впоследствии исковые требования, просил признать недействительным протокол комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации сельского поселения «», и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ№, признать незаконным распоряжение Главы администрации сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ об его увольнении на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, восстановить его в должности заместителя Главы администрации сельского поселения «» с момента увольнения; взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула. В обоснование заявленных требований указал на незаконность его увольнения по пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Исполняющий обязанности Главы администрации сельского поселения «» ФИО3, представитель ответчика адвокат Давыдов А.А. против удовлетворения иска возражали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Главы администрации сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был принят на работу в администрацию сельского поселения «» на должность заместителя Главы администрации и с ним заключен трудовой договор.
Распоряжением Главы администрации сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 уволен с должности заместителя Главы администрации сельского поселения «» ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Основанием к увольнению послужил протокол Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации сельского поселения «», и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно указанному протоколу на заседании Комиссии рассмотрено представление Главы администрации сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ о несоблюдении заместителем Главы администрации сельского поселения «» ФИО1 требований об урегулировании конфликта интересов.
Как следует из данного представления и протокола заседания Комиссии, заместитель Главы администрации сельского поселения «» ФИО1 издал распоряжение администрации сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№, пунктом 1 которого предусмотрена выплата ему надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 200% должностного оклада; принятие ФИО1 как муниципальным служащим указанного решения является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей, при этом в нарушение пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» мер по предотвращению конфликта интересов ФИО1 не принял, что согласно части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», является основанием для увольнения его с муниципальной службы. В связи с изложенным комиссия пришла к выводу о том, что истцом не соблюдены требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; Главе администрации сельского поселения «» рекомендовано уволить ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (часть 1).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 часть 3 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона).
В силу статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1).
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2).
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 3).
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4).
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5).
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В силу статьи 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (часть 1).
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона (часть 1).
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (часть 4).
Для целей указанного Федерального закона используются понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", установленные частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (части 1, 2 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Таким образом, приведенные положения федерального законодательства устанавливают правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, в которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
При этом личная заинтересованность по смыслу положений указанного Федерального закона "О противодействии коррупции" включает в себя любую материальную, карьерную, политическую и всякую иную выгоду для соответствующего лица, в данном случае для муниципального служащего, лично, для его семьи, родственников, друзей, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет какие-либо деловые, политические или иные отношения и связи.
Для отсутствия коррупционного правонарушения необходимо наличие двух составляющих: уведомление работодателя и принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в частности - отказ от выгоды.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О муниципальной службе в » в денежное содержание муниципального служащего включаются следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3.1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
4) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) материальная помощь;
6) премии за выполнение особо важных заданий.
Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Решением Сельской Думы сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке выплаты муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «», ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
В соответствии с пунктами 5, 6 данного Положения ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в пределах размеров, предусмотренных пунктом 5 настоящего Решения. Решение об установлении муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ее конкретном размере и периоде выплаты принимается представителем нанимателя (работодателя) и оформляется распоряжением представителя нанимателя (работодателя).
Согласно пункту 8 Решения Сельской Думы сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальным служащим устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы:
по высшей группе должностей муниципальной службы – в размере до 220 процентов должностного оклада;
по старшей группе должностей муниципальной службы – в размере до 120 процентов должностного оклада.
Занимаемая истцом должность заместителя Главы администрации отнесена указанным Решением Сельской Думы к высшей группе должностей муниципальной службы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 подписано распоряжение Главы администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «» № об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы сотрудникам администрации за декабрь 2021 года: заместителю главы администрации ФИО1 в размере 200% должностного оклада, ведущему специалисту ФИО4 в размере 120% должностного оклада, ведущему специалисту ФИО5 в размере 120% должностного оклада.
Факт подписания указанного распоряжения послужил основанием для вывода работодателя о том, что истцом проявлена личная заинтересованность, прямо повлиявшая на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов истцом принято не было, что явилось основанием для утраты к нему доверия со стороны представителя нанимателя – Главы администрации сельского поселения «».
На основании объяснений истца, показаний свидетелей ФИО6, являвшегося на дату издания указанного распоряжения Главой сельского поселения «», ФИО4, ФИО7, являвшихся сотрудниками администрации, судом установлено, что Глава администрации сельского поселения «» ФИО8 в течение последних десяти рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ года фактически отсутствовала на рабочем месте, распоряжение о возложении на истца обязанностей Главы администрации сельского поселения «» на период ее отсутствия Главой администрации издано не было. При этом ежемесячно Главой администрации сельского поселения «» издавались и направлялись в бухгалтерию, расположенную в администрации муниципального образования «», распоряжения об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы подчиненным работникам. Указанные надбавки являлись фиксированными и в ДД.ММ.ГГГГ не изменялись.
Данное обстоятельство объективно подтверждается расчетным листком ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому надбавка за особые условия муниципальной службы ему начислена в том же размере, что и за ДД.ММ.ГГГГ – 17316 рублей (200% должностного оклада).
Указанные обстоятельства не дают суду оснований для вывода о том, что истец, подписав распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, получил какую-либо материальную выгоду, поскольку размер его заработной платы по сравнению с предыдущими месяцами не изменился.
При этом суд исходит из того, что предельный размер указанной надбавки установлен муниципальным правовым актом, право истца на получение указанной надбавки предусмотрено подпунктом «в» пункта 4.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям заключенного с истцом трудового договора (подпункты «а», «б» пункта 2.1) он, кроме прочего, обязался соблюдать федеральное и региональное законодательство, Устав, постановления и распоряжения Главы администрации СП «», другие муниципальные правовые акты СП «»; в отсутствие работодателя и (или) по его распоряжению осуществлять общее руководство местной администрацией, обеспечивать и контролировать исполнение местной администрацией федерального и регионального законодательства, Устава, иных муниципальных правовых актов СП «», исполнять иные обязанности работодателя.
Пунктом 5 статьи 4 Положения об администрации муниципального образования сельского поселения «», утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что в период временного отсутствия Главы местной администрации, его полномочия осуществляет заместитель Главы местной администрации (муниципальный служащий местной администрации). При этом полномочия Главы местной администрации осуществляются заместителем (служащим) в полном объеме, если иное не предусмотрено Главой местной администрации в распоряжении о назначении на исполнение обязанностей.
По мнению суда, в действиях истца имеются признаки дисциплинарного проступка, поскольку распоряжение об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы подписано им в отсутствие распоряжения Главы администрации сельского поселения «» о возложении на него обязанностей главы администрации. Вместе с тем, в указанных действиях отсутствует коррупционная составляющая.
Разрешая требования истца, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствия предшествующих фактов привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соблюдения им иных ограничений и запретов, предъявляемых к муниципальным служащим, суд исходит из того, достаточные основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде в увольнения отсутствовали, вопрос о применении иных мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", за допущенное истцом нарушение, на обсуждение комиссии не выносился и не разрешался, решение о применении к истцу такой меры дисциплинарной ответственности как увольнение, принято без учета положений части 4 статьи 27 данного Федерального закона и несоразмерно допущенному нарушению.
При изложенных обстоятельствах, решение, оформленное протоколом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «», и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение Главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении истца на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть признаны соответствующими требованиям закона, что дает суду основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе в занимаемой должности.
За время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата в размере 137876 рублей 48 копеек (1077,16 руб. х 128 дн.).
Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в части восстановления истца на работе подлежит немедленному исполнению.
Исходя из положений статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства спора, тот факт, что нарушенное право истца восстановлено судебным актом, суд не усматривает оснований для вынесения в адрес ответчика частного определения по доводам заявленного представителем истца ходатайства.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным решение, оформленное протоколом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «», и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ№.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении ФИО1 на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Восстановить ФИО1 в должности заместителя Главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения «» с момента увольнения.
Взыскать с администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения «» в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 137876 рублей 48 копеек.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд .
Председательствующий (подпись)
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Копия верна.
Судья Калужского районного суда
Е.Ю.Князева