Дело №2-1-525/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Разумной И.М.,
с участием прокурора Шаблыкинского района Орловской области Ранжевой М.Р.к.,
представителя ответчика администрации Шаблыкинского района Орловской области ФИО1, действующего на основании доверенности № от 01.09.2017,
представителя третьего лица ООО «РАВ Агро-Орел» ФИО2, действующей на основании доверенности № № от 15.09.2017,
при секретаре судебного заседания Титовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шаблыкинского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаблыкинского района Орловской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шаблыкинского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявление к администрации Шаблыкинского района Орловской области о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шаблыкинского района по обращению заместителя генерального директора ООО «РАВ Агро-Орел» ФИО3 на действия администрации Шаблыкинского района проведена проверка об исполнении законодательства о промышленной безопасности, в рамках которой особое внимание обращено вопросам исполнения законов при создании и функционировании системы управления промышленной безопасностью объектов. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон №1 16). В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона №116 опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно ч.5 ст.2 Федерального закона №116 руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, по договорам купли-продажи от 22.02.2012 года ООО «РАВ Агро- Орел» приобрело в собственность цех механизации животноводческих ферм общей площадью 245,8 кв.м, и земельный участок 72088 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Однако в документах на приобретение земельного участка и объекта недвижимости бесхозный объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12 не указан. Указанный объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12, относящиеся к опасным производственным объектам (ОПО) III класса на момент сделки бесхозяйным не признан и на учёт в качестве ОПО не поставлен. Основой мониторинга безопасности являются наблюдения за состоянием объектов газораспределительных сооружений и характером влияния этих сооружений на окружающую среду. При отсутствии собственника газопроводного сооружения отсутствует орган, обеспечивающий соблюдение норм и правил при эксплуатации данного сооружения, что чревато техногенными катастрофами. Отсутствие на объект газового хозяйства права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Согласно информации филиала в п.Нарышкино АО «Газпром Газораспределение Орел», что собственников на указанный объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12 по указанному адресу в настоящее время не имеется. Объект является недвижимым имуществом и на учет в качестве бесхозяйного не поставлен, на балансе эксплуатирующих организаций не состоит. В реестре муниципальной собственности также не состоит. Объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12 ни за кем не закреплен и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием. Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе возможных террористических угроз. Рассматриваемый объект расположен в административных границах Шаблыкинского района, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о принятии объектов газового хозяйства на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Таким образом, должностными лицами администрации Шаблыкинского района допущены грубые нарушения действующего законодательства, выразившиеся в непринятии должных мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о принятии объектов газового хозяйства на учет как бесхозяйного, что недопустимо и может повлечь возникновение техногенной аварии иных тяжких последствий. Указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц - жителей района и иных граждан на обеспечение их безопасности. В мае 2017 прокуратурой Шаблыкинского района в адрес главы администрации Шаблыкинского района внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений законодательства. Однако мер для защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах района не принято. На основании изложенного просил возложить на муниципальное образование «Администрация Шаблыкинского района» обязанность повести инвентаризацию объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12, после чего обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода- ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м и объект газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел» по адресу: <...>, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу. Администрации Шаблыкинского района Орловской области по истечении одного года со дня постановки на учет обратиться с требованиями в суд о признании права муниципальной собственности на объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м. и объект газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел» по адресу: <адрес>
В судебном заседании прокурор Шаблыкинского района Орловской области Ранжева М.Р.к. исковые требования уточнила, просила возложить на муниципальное образование «Администрация Шаблыкинского района» обязанность повести инвентаризацию объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м, и объект газораспределения ШРП№12, после чего обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода- ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м и объект газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке, принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел», по адресу: <...>, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу. Администрации Шаблыкинского района Орловской области по истечении одного года со дня постановки на учет обратиться с требованиями в суд о признании права муниципальной собственности на объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м и объект газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел» по адресу: <адрес>. В остальном заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Шаблыкинского района Орловской области ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Принимая во внимание данные о договорах купли-продажи от 22.02.2012, на которые истец ссылается в своем исковом заявлении, ООО «РАВ Агро-Орел» приобрело в собственность Цех механизации животноводческих ферм и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Поскольку объект расположен на земельном участке, принадлежащем ООО «РАБ Агро-Орел», его судьба неразрывно связана с судьбой земельного участка, на котором он расположен. Указанный спорный объект находится на территории, находящейся в собственности ООО «РАВ Агро-Орел», и муниципальное образование «Шаблыкинский район Орловской области», а соответственно, и администрация Шаблыкинского района Орловской области не имеет прав и полномочий осуществлять подобную деятельность вне пределов муниципальной собственности.
Представитель третьего лица ООО «РАВ Агро-Орел» ФИО2 не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что в 2012 года ООО «РАВ Агро-Орел» приобрел в собственность земельный участок, на котором было несколько объектов у ООО «Агросоюз-Орел», но Общество интересовало только административное здание, что касается объекта газораспределения ШРП№12, то данное здание на момент покупки земельного участка уже было в разрушенном состоянии, а в прошлом году данный объект разобрали. Что касается недвижимого имущества - газопровода- ввода среднего давления, диаметром 57 мм., протяженностью 35 м., то Обществу он не нужен.
Представитель третьего лица АО «Газпром Газораспределение Орел» ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, согласно которому не возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1,3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В силу п. 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч.4 ст.14 ФЗ №131-Ф3 вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области» расположены объекты недвижимого имущества: газопровод-ввод среднего давления диаметром 57 мм протяженностью 35 м, газопровод-ввод среднего давления диаметром 32 мм протяженностью 80 м и объект газораспределения ШРП №.
Спорные объекты расположены на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым (или условным) номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, занятый объектами сельхозназначения и предназначенных для ведения сельского хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>.
Земельный участок принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «РАВ Агро- Орел» на основании договора №21/2012-АО купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2012, акта приема-передачи к договору №-АО купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке (л.д.11, 102-106).
По сведениям, представленным Межрегиональным бюро технической инвентаризации, по состоянию до 01.01.2000 сведения о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимости - газопровод среднего давления диаметром 57 мм протяженностью 35 м и объект газораспределения ШРП №12 по адресу: <адрес>, в базе данных Шаблыкинского филиала ГУП ОО МР БТИ отсутствует (л.д.71).
Согласно сообщению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества, отсутствуют записи об учете объектов недвижимости: газопровод-ввод среднего давления диаметром 57 мм протяженностью 35 м и объект газораспределения ШРП №12, по адресу: <адрес> (л.д.73).
По сведениям, представленным Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области, объект недвижимого имущества – газопровод-ввод среднего давления диаметром 57 мм протяженностью 35 м и объект газораспределения ШРП №12, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, в Реестре государственной собственности Орловской области не значится.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника.
Учитывая, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, не поставлены на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в качестве бесхозяйного объекта и никто с заявлением о праве собственности на указанный объект недвижимого имущества не обращался, суд приходит к выводу об удовлетворении требований об обязании администрации Шаблыкинского района Орловской области провести инвентаризацию объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м, и объекта газораспределения ШРП№12, и обязании обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет данного имущества как бесхозяйного недвижимого имущества.
Требование об обязании администрации Шаблыкинского района Орловской области обратиться с требованиями в суд о признании права муниципальной собственности по истечении одного года со дня постановки на учет суд считает заявленными преждевременно, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора Шаблыкинского района Орловской области об обязании администрации Шаблыкинского района Орловской области провести инвентаризацию объекта недвижимости и обращении с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -удовлетворить.
Обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области провести инвентаризацию объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м, и объекта газораспределения ШРП№12, после чего обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода- ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м и объекта газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке, принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел», по адресу: <адрес>, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований об обязании администрации Шаблыкинского района Орловской области по истечении одного года со дня постановки на учет как бесхозяйного недвижимого имущества обратиться с требованиями в суд о признании права муниципальной собственности на объект газопровода-ввода среднего давления, диаметром 57 мм, протяженностью 35 м, объекта недвижимости - газопровода-ввода среднего давления, диаметром 32 мм, протяженностью 80 м и объект газораспределения ШРП№12, расположенного на земельном участке принадлежащем ООО «РАВ Агро-Орел» по адресу: <...>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 04.12.2017.
Судья И.М. Разумная