УИД 40RS0011-01-2020-001059-59
Дело №2-1-553/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Козельск 22 декабря 2020 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Веселовской Т.А.,
при секретаре Исаевой Л.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что 25 августа 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп.18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. №400 «О страховых пенсиях», решением УПФР в Козельском районе Калужской области № от 27 ноября 2020 года в назначении пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа работы – 25 лет на должностях государственной противопожарной службы РФ, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не были включены периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске за стаж работы, предоставляемом в соответствии с приказом МЧС России от 03.06.2011 года №258 с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г., а так же период работы в должности водителя (пожарного) отделения ПЧ № Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., что является незаконным, поскольку с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. ПЧ № УГОЧС МО «Козельский район» Калужской области являлась пожарной частью Государственной противопожарной службы и находилась в ведении Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Калужской области (ГУ ГОЧС Калужской области), МО «Козельский район» его учредителем не являлась, финансирование за счет бюджета МО «Козельский район» не осуществлялось, в период нахождения в дополнительных отпусках он работал в должности водителя (пожарного) ПЧ -№ ФГУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Калужской области», указанная должность предусмотрена Списками должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом уточнений в ходе судебного разбирательства просит признать решение ГУ УПФ РФ в Козельском районе Калужской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 21.11.2020 г. ( с учетом внесенных в него изменений 21.12.2020 г.) незаконным, обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности водителя (пожарного) отделения ПЧ № Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г., обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 09 сентября 2020 г.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду показал, что он обратился в УПФ РФ в Козельском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого трудового стажа, однако решением УПФ ему незаконно не засчитаны в стаж работы периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в 2016, 2019 г. в период работы в должности водителя автомобиля (пожарного), которые предусмотрены законом, а так же не засчитан в стаж работы период работы с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. в ПЧ №, поскольку она относилась к МО «Козельский район» и финансировалась из разных источников, однако представленные им доказательства свидетельствуют о том, что к МО «Козельский район» указанная пожарная часть никогда не относилась и из указанного бюджета не финансировалась, несмотря на проводимые в тот период организационно-штатные мероприятия, он выполнял те же трудовые обязанности, в связи с чем решение об отказе в назначении пенсии является незаконным.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Козельском районе Калужской области (межрайонное) ФИО2 исковые требования не признала, суду показала, что спорные периоды зачету в специальный стаж не подлежат, поскольку дополнительные оплачиваемые отпуска работникам противопожарной службы установлены ч.2 ст.116 ТК РФ, федеральным законодательством не регламентируются, пожарно-спасательная часть № в оспариваемый период относилась к государственной противопожарной службе субъекта, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 25 августа 2020 г. ФИО1 обратился в УПФ РФ в Козельском районе Калужской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, что подтверждается материалами пенсионного дела.
Решением УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) № от 27 ноября 2020 года ( с учетом внесенных в него изменений решением от 21.12.2020 г.) ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, продолжительностью 25 лет, в специальный стаж зачтено - 21 год 9 месяцев 29 дней, в специальный стаж ФИО1 не зачтены периоды работы с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район», а так же периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г., так как в соответствии с письмом Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области от 11.08.2008 № в указанный период ПЧ № относилась к УГОЧС МО «Козельский район» и финансирование пожарных частей Калужской области (в том числе и ПЧ №) в период с 2002 г. по 2006 г. осуществлялось за счет разных источников, в том числе, и за счет бюджета субъекта, действующим пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ и муниципальных образований в стаж работы не предусмотрено, дополнительные, ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые в соответствии с приказом МЧС России от 03.06.2011 года №258 работникам федеральной противопожарной службы, установлены на основании ч.2 ст.116 ТК РФ, федеральным законодательством не регламентированы, и следовательно, в стаж на соответствующих видах работ не включаются.
В соответствии с п.18 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ было принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 400-ФЗ от 28.12.2013 года, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516.
Указанным постановлением предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного), а так же установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 30.08.2001 г. принят на должность водителя 1 класса пожарного автомобиля в Козельскую пожарную часть № и работает в указанной должности до настоящего времени, в соответствии с Указом Президента РФ № 1309 от 9.11.2001 г. ПЧ№ УГПС УВД Калужской области с 01.01.2002 г. преобразована в ПЧ-№ УГПС МЧС России Калужской области ( запись в трудовой книжке № от 12.03.2003 г.).
Указом Президента РФ от 09.11.2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с включением в её состав входящих по состоянию на 01.10.2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом (п.1).
Названным Указом Президента Российской Федерации установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения (п.2).
До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников ГПС МЧС РФ регламентировалось Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года №4202-1, Федеральным законом «О пожарной безопасности», соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами, данные льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, сохранились и до настоящего времени.
Согласно статьям 4, 5 Закона Калужской области от 22 мая 2001 года №36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области» (в редакции на 11.11.2002) на территории Калужской области действуют следующие виды пожарной охраны: государственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Калужской области, территориальный орган управления Государственной противопожарной службы, создаваемый в Калужской области, является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанный орган руководит деятельностью дислоцированных на территории Калужской области подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы. Содержание за счет бюджета области подразделений по охране городов и сельских населенных пунктов области осуществляется на основании заключаемых договоров между Правительством Калужской области и Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в статью 5 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», которыми установлено, что в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калужской области от 07 июля 2008 года №289 «О пожарно-спасательной службе Калужской области» с 01 января 2009 года была создана пожарно-спасательная служба Калужской области на базе поисково-спасательного отряда Калужской области и пожарных частей, расположенных на территории Калужской области, указанных в приложении.
Указанным постановлением была установлена предельная численность противопожарной службы и перечень, включенных в её состав пожарных частей, ПЧ-№ в состав областной противопожарной службы включена не была.
Справкой Главного управления МЧС России по Калужской области от 27.10.2020 г., уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимой для назначения пенсии на льготных условиях, подтверждается период работы ФИО1 с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. в особых условиях на государственной противопожарной службе, этой же справкой подтверждается, что ПЧ -№ никогда не входила в состав противопожарной службы субъекта Калужской области.
Согласно сведений администрации МР «Козельский район» в период с 01 января 2002 года по 01 января 2009 года администрация МР «Козельский район» учредителем Управления ГО и ЧС МО «Козельский район» не являлась, положение об Управлении ГО и ЧС МО «Козельский район» не утверждалось, в указанный период ПЧ № отряда Государственной противопожарной службы №6 структурным подразделением МО МР «Козельский район» не являлась, финансирование за счет бюджета МР «Козельский район» не осуществлялось.
С учетом изложенного, решение УПФР в Козельском районе Калужской области об исключении периода работы истца ФИО1 с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. из специального стажа в связи с работой в противопожарной службе субъекта РФ и муниципальных образований, судом признается необоснованным, в связи с чем указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Согласно абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст.116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и \или\ опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, а также в других случаях, предусмотренных кодексом и иными федеральными законами.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии с Приказом МЧС России № 285 от 3.06.2011 г. «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы ( с учетом времени работы (службы) в государственной противопожарной службе ( пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ и бывшего СССР) и в противопожарной службе субьектов РФ свыше 20 лет в количестве 15 календарных дней.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ, ФИО1 предоставлялись дополнительные, ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы: за 2015 г. сроком 15 календарных дней – с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., за 2016 г. сроком 15 календарных дней с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., за 2019 г. сроком 15 календарных дней с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г.
Учитывая, что дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись ФИО1 в период работы в должности водителя автомобиля (пожарного), который включен УПФР по Козельскому району в специальный стаж, суд приходит к выводу о незаконности решения УПФР в Козельском районе об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г.
Согласно ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения спорных периодов работы истца в стаж работы для назначения досрочной пенсии и подтверждения оспариваемым решением УПФР необходимого стажа 21 год 9 месяцев 29 дней право на досрочную страховую пенсию у ФИО1 возникает с 09.09.2020 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Козельском районе Калужской области № от 27 ноября 2020 года (с учетом внесенных изменений решением от 21.12.2020 г.) об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске с 14.06.2016 г. по 28.06.2016 г., с 14.09.2016 г. по 28.09.2016 г., с 09.05.2019 г. по 24.05.2019 г., период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Козельском районе Калужской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 09 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: