ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-5582/2016 от 09.06.2016 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-5582/2016

Решение

Именем Российской Федерации

09 июня 2016 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Савенковой Н. В.,

при секретаре ФИО11,

с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, прокурора Беликова Р. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области о признании незаконными результатов служебной проверки, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее по тексту МРИ ФНС № 7) о признании незаконными результатов служебной проверки, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование требований ссылается на то, что с 06 июля 2004 года работала в МРИ ФНС № 7 специалистом 1 категории отдела ввода и обработки данных. 18 августа 2005 года с ней был заключен служебный контракт. 20 апреля 2016 года приказом по результатам служебной проверки она была уволена по пп. В, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» - однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, выразившееся в разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей. Поводом для ее увольнения послужила фотография, размещенная на ее странице в социальной сети «Инстаграм», которая по мнению ответчика содержит служебную информацию, распространение которой запрещено, содержит персональные данные третьих лиц, распространение которых запрещено без их согласия, фотография сделана ей на рабочем месте в нарушение соответствующего запрета, дисциплинарный поступок носит длящийся характер. Считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком была нарушена процедура увольнения, дисциплинарного проступка она не совершала, при увольнении не были учтены предыдущее поведение работника, тяжесть проступка и отсутствие последствий от его совершения.

25 марта 2016 года она была приглашена в кабинет руководителя, где присутствовали начальники отделов и юрист, и где ей было сообщено о совершении дисциплинарного проступка. Суть претензий ей не разъяснили. После этого она была приглашена в кабинет начальника отдела кадров, где ее ознакомили с приказом и вручили копию докладной записки, из которой следовало, что в сети интернет на одной из сайтов обнаружена информация, относящаяся к деятельности инспекции, в ходе выяснения источника информации обнаружена страничка в одной из социальных сетей, которая принадлежит ей (истцу). Она имеет аккаунты во многих социальных сетях, на них размещены тысячи фотографий самого различного свойства, о чем идет речь она не поняла.

28 марта 2016 года ей предложили написать объяснительную. Она попросила разъяснить ей суть претензий, в чем ей было отказано. В связи с этим она обратилась к руководителю письменно, но поскольку принимать заявление у нее отказались, направила его заказной корреспонденцией. В тот же день, ответчиком был составлен акт об отказе от дачи объяснений, который был направлен ей почтой. После обращения к руководству УФНС по Саратовской области, ей вручили копию приказа о проведении служебной проверки, однако существо вменяемых проступков по прежнему не разъяснили. Таким образом, ее лишили возможности давать объяснения и представлять доказательства по существу проводимой служебной проверки. Существо вменяемого ей дисциплинарного проступка ей стало понятно, только после ее увольнения и вручения 20 апреля 2016 года заключения по результатам проверки.

Однако указанный снимок, сделан не ей и не с ее рабочего стола. Кроме того, снимок не содержит какой-либо секретной или служебной информации, и доказательств того, что ФИО2 и ФИО3 не давали ей своего согласия на размещение их ФИО в сети Интернет, у ответчика не имеется. Информация об указанных лицах стала ей известна не в связи с исполнением ее трудовых обязанностей. Данная фотография была обнаружена ей на одном и сайтов в сети интернет в 2013 -2014 году. Имена показались ей забавными и она легкомысленно сочла возможным перепостить данное фото на своей странице в Инстаграм.

Ответчик считает днем совершения дисциплинарного проступка день его обнаружения — 23 марта 2016 года. Между тем, фотография была размещена не позднее марта 2014 года. Поскольку понятие длящийся дисциплинарный проступок в трудовом законодательстве отсутствует, считает, что срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности (6 месяцев) истекли.

Также ответчиком при увольнении не было учтено, что в ее действиях не усматривается личной заинтересованности, каких-либо иных противоправных целей использования информации. Ее действия с учетом характера совершенного проступка, размера вреда и тяжести наступивших последствий не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных интересов.

В связи с незаконным увольнением, ей причинен моральный вред.

Просит признать незаконным заключение служебной проверки в отношении нее от 19 апреля 2016 года, признать незаконным приказ от 20 апреля 2016 года о применении к ней дисциплинарного проступка; приказ от 20 апреля 2016 года «О расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы; восстановить ее в должности государственного налогового инспектора аналитического отдела МРИ ФНС № 7 с заключением контракта на неопределенный срок; обязать ответчика выпустить дубликат трудовой книжки без записи от 20 апреля 2016 года; взыскать в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 21 апреля 2016 года по день фактического восстановления на работе из расчета 1209 рублей 30 копеек за каждый день вынужденного прогула; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей.

В судебное заседание ФИО6 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, ФИО4 исковые требования уточнил. Просил восстановить ФИО6 в должности государственного налогового инспектора отдела обработки данных МРИ ФНС № 7; обязать ответчика заключить с ФИО6 служебный контракт на неопределенный срок в части замещения должности государственного налогового инспектора аналитического отдела МРИ ФНС № 7; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула из расчета 922 рубля 93 копейки с 21 апреля 2016 года по день восстановления на работе. В остальной части требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МРИ ФНС № 7 ФИО5, действующая на основании доверенности от 05 мая 2016 года исковые требования не признала.

Пояснила, что ФИО6 работала в инспекции с 2004 года по 20 апреля 2016 года и являлась федеральным государственным гражданским служащим отдела обработки данных.

Основанием к проведению служебной проверки в отношении истца послужила докладная записка заместителя начальника отдела информационных технологий, из которой следовало, что 23 марта 2016 года в сети «Интернет» была обнаружена служебная информация, относящаяся к деятельности инспекции. В ходе выяснения источника информации была установлена страничка в одной из социальных сетей сотрудника инспекции ФИО6

В этот же день 23 марта 2016 года был издан приказ о проведении служебной проверки в отношении Волович. Согласно приказу истцу было необходимо представить письменные объяснения по изложенным фактам в течение 2-х рабочих дней со дня ознакомления с приказом.

25 марта 2016 года начальником инспекции проведено совещание с участием заместителей начальника инспекции, начальника юридического отдела, начальника отдела кадров и безопасности, начальника отдела обработки данных, на которое была приглашена ФИО6 Ей были продемонстрированы скриншоты страниц социальной сети, для выяснения причин их распространения.

ФИО6 устно подтвердила, что скриншоты ей знакомы, она их размещала в сети «Интернет» и ничего в этом плохого не видит.

После проведенного совещания, а именно 25 марта 2016 года Волович была под роспись ознакомлена с приказом от 23 марта 2016 . Истцу было разъяснено право по ст. 51 Конституции РФ не свидетельствовать против самой себя. По изложенным в докладной записке фактам ФИО6 письменные объяснения дать отказалась, о чем 28 марта 2016 года был составлен акт. До истечения времени проведения служебной проверки истец так и не предоставила письменных пояснений.

Таким образом, проверка при проведении служебной проверки была соблюдена процедура, предусмотренная законом, права истца нарушены не были.

Основные права и обязанности государственного налогового инспектора, а также запреты и требования, связанные с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и прописаны в пункте 4 должностного регламента государственного гражданского служащего.

В соответствии с должностным регламентом ФИО6 осуществляет ввод данных, поступивших на бумажных носителях, на бумажных носителях с двухмерным штрих кодом и в электронном виде (на электронных носителях записи и по телекоммуникационным каналам связи), обработку информации, поступившей из внешних источников, осуществляет обработку информационных массивов данных, в том числе от сторонних организаций, уполномоченных лиц, осуществляет ввод платежных документов, в целях обеспечения надлежащего первичного учета и усиления контроля за вводом информации осуществляет ведение и анализ информационных ресурсов: «Информационный обмен со Сбербанком («Платежи ФЛ») (пункт 5 должностного регламента).

При приеме на работу и в период трудовой деятельности ФИО7 была ознакомлена с Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и с с должностным регламентом, в соответствии с которыми государственные служащие обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или (и) которая стала известна им в связи с исполнением должностных обязанностей; в служебном поведении государственные служащие воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

В нарушение требований действующего законодательства и локальных актов, ФИО6 разместила в сети «Интернет» служебную информацию, относящуюся к деятельности инспекции, а именно снимок рабочего стола компьютера- на снимке отображено имя сервера, имя базы данных МРИ ИФНС №7 по Саратовской области, уникальные номера физических лиц, которые состоят на учете в инспекции ( фамилии, имена, отчества налогоплательщиков (ФИО3, ФИО2). К указанным фотографиям имеются комментарии:#Налоговая#госслужба»,«#база#данных#странноеимя#моиродителиидиоты».

Данные действия ФИО6 наносят ущерб интересам государственного органа и государственной службе.

При определении характера, размера вреда установлено, что ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей истцом привело к нарушению прав и законных интересов граждан ФИО8, ФИО8, выразившееся в распространении персональных данных физических лиц без их согласия, нанесло вред авторитету, репутации Инспекции, её информационной безопасности.

По результатам проведенной служебной проверки к ФИО6 применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы по основанию, установленному подпунктом «в» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей: разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Считает правомерным привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. Совершенное ФИО6 правонарушение имеет длящийся характер, потому как истец имела возможность самостоятельно удалить информацию из своей странички сети «Интернет» до момента ее обнаружения. Нарушение запретов не окончилось моментом его совершения. Факт нахождения и распространения в сети «интернет» служебной информации и информации ограниченного доступа наносили ущерб авторитету налоговой службы до тех пор, пока ФИО6 не удалила указанную информацию из социальной сети http://instaqramer.ru.

Таким образом, днем совершения дисциплинарного проступка является день обнаружения дисциплинарного проступка — 23 марта 2016 года. Дисциплинарное взыскание применено в сроки, установленные п.5 ст. 58 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ привлечения к дисциплинарной ответственности. При проведении служебной проверки нарушения прав истца допущено не было. Просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, заключение помощника прокурора г. Энгельса Беликова Р. П., полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

В силу ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защитить свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.

В силу статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон, 79-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Основные права и обязанности государственного налогового инспектора, а также запреты и требования, связанные с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п. 4 Должностного регламента государственного гражданского служащего.

В соответствии с п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В соответствии с п.7 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан:

- не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Пунктом 9 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлен запрет гражданскому государственному служащему на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В соответствии с пп. 1 - 3, 6, 8, 13, 14 ч.1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан:

-исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

-осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

-соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами для гражданских служащих;

-не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

-не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

-соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом ФНС России от 11 апреля 2011 года №ММВ-7-4/260@, предусмотрено, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа (п. 10).

Государственные служащие могут обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Федеральной налоговой службе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 18).

Государственные служащие обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или (и) которая стала известна им в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 19).

В служебном поведении государственные служащие воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений (п. 25).

Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» установлено, что служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), являются конфиденциальными. К таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие его идентифицировать его как личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 08 июля 2004 года ФИО6 назначена специалистом 1 категории отдела ввода и обработки данных Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (л.д. 52).

16 августа 2005 года с ФИО6 был заключен служебный контракт на неопределенный срок (л.д. 18-25).

04 марта 2016 года ФИО6 была предупреждена о предстоящем сокращении ее должности — государственного налогового инспектора отдела обработки, с 04 мая 2016 года (л.д. 158).

21 марта 2016 года ФИО6 поступило предложение о занятии должности государственного налогового инспектора аналитического отдела с заключением служебного контракта на неопределенный срок, на которое она ответила согласием (л.д. 159).

23 мата 2016 года заместителем начальника отдела информационных технологий ФИО9 в сети «Интернет» была обнаружена служебная информация, относящаяся к деятельности инспекции. В ходе выяснения источника информации была установлена страница в социальной сети Инстаграм, принадлежащая государственному налоговому инспектору отдела обработки данных инспекции ФИО6, а именно на снимке выложенном в социальной сети было отображено имя сервера, имя базы данных МРИ ИФНС №7, уникальные номера физических лиц, которые состоят на учете в инспекции (), фамилии, имена, отчества налогоплательщиков (ФИО3, ФИО2), с комментариями :#Налоговая#госслужба»,«#база#данных#странноеимя#моиродителиидиоты», что подтверждается служебной запиской (л.д. 26, 101), скриншотами страницы (л.д. 102-108).

Согласно ст. 59 Федерального закона №79-ФЗ служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

23 марта 2016 года на основании приказа , изданного начальником Инспекции, в отношении ФИО6 по информации, изложенной в служебной записке была начата служебная проверка, от истца были затребованы письменные объяснения по изложенным в служебной записке фактам, которые ФИО7 должна была дать в течение 2-х рабочих дней со дня ознакомления с приказом (л.д. 27, 109).

25 марта 2016 года начальником МРИ ФНС № 7 было проведено совещание с участием заместителей начальника инспекции, начальника юридического отдела, начальника отдела кадров и безопасности, начальника отдела обработки данных, на которое была приглашена ФИО6 В ходе совещания истцу были продемонстрированы скриншоты страниц социальной сети, принадлежность которых ей, ФИО6 не оспаривалась, выяснялись причины их размещения, у ФИО6 были затребованы письменные объяснения, что подтверждается протоколом совещания №1 (л.д. 138, 139).

Той же датой, ФИО6 была под роспись ознакомлена с приказом от 23 марта 2016 года о проведении в отношении нее служебной проверки, вручена копия докладной записки от 23 марта 2016 года (л.д. 109 оборот), ей были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ (л.д. 110).

В соответствии с ч. 1-4 ст. 58 Федерального закона №79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

В целях реализации положений п. 14 ч. 1 ст. 14, п. 17 ч. 1 ст. 44, статей 58 и 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом ФНС России от 22 августа 2011 года №ММВ-7-4/507@ утверждена Инструкция об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе.

В соответствии с указанной Инструкцией, основанием для служебной проверки, проводимой по решению представителя нанимателя, является служебная записка, содержащая информацию о признаках дисциплинарного проступка, совершенного гражданским служащим, или письменное заявление гражданского служащего, которые докладываются:

в Федеральной налоговой службе - руководителю Федеральной налоговой службы;

в территориальном органе Федеральной налоговой службы - руководителю (начальнику) территориального органа Федеральной налоговой службы.

2.5. Проведение служебной проверки поручается подразделению налогового органа по вопросам государственной службы и кадров (далее - подразделение кадров) с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа налогового органа, в котором проходит государственную службу гражданский служащий.

2.6. Подразделение кадров разрабатывает проект приказа Федеральной налоговой службы (территориального органа Федеральной налоговой службы) о проведении служебной проверки, который должен содержать:

основание для ее проведения;

должность, фамилию, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого назначается служебная проверка;

состав участников комиссии для проведения служебной проверки;

указание гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, представить объяснения по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.

3.1. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего;

причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3.4. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

4.1. По результатам служебной проверки готовится письменное заключение, которое подписывается руководителем подразделения кадров и участниками служебной проверки (далее - Заключение).

По изложенным в докладной записке фактам существа правонарушения ФИО6 письменные объяснения дать отказалась, о чем составлен акт от 28 марта 2016 года (л.д. 112).

Акт направлен истцу почтовой корреспонденцией 29 марта 2016 года, и получен истцом 05 апреля 2016 года (л.д. 111).

31 марта 2016 года истцу была вручена копия приказа от 23 марта 2016 года о проведении в отношении нее служебной проверки.

При установленных судом обстоятельствах, к доводам представителя истца, о том, что ФИО6 было отказано в разъяснении сущности совершенного проступка, суд относится критически.

Сам по себе факт письменного обращения истца к ответчику и в УФНС по Саратовской области с просьбой разъяснить ей суть претензий (л.д. 29-31), о нарушениях при проведении служебной проверки не свидетельствует.

Процедура проведения служебной проверки, регламентированная Федеральным законом № 79-ФЗ и Инструкцией от 22 августа 2011 года №ММВ-7-4/507@ ответчиком соблюдена.

Кроме того, до истечения времени проведения служебной проверки письменные объяснения от ФИО6 так и не поступили, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

По окончании служебной проверки ФИО6 была ознакомлена со всеми материалами служебной проверки, копии которых были предоставлены истцу по ее заявлению.

С Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы ФИО6 была ознакомлена 21 апреля 2011 года, о чем свидетельствует подпись истца в листе ознакомления (л.д. 113).

С должностным регламентом ФИО6 ознакомлена 17 октября 2013 года (л.д. 118).

Согласно абз. 5 п. 2 раздела I «Общие положения» должностного регламента государственный налоговый инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, касающимися деятельности ФНС России (территориального органа ФНС России), приказами распоряжениями ФНС России, приказами и распоряжениями Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, приказами и распоряжениями Инспекции, Положением об Инспекции, положением об отделе обработки данных, данным должностным регламентом, а также иными нормативными и нормативно-методическими актами по вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов и деятельности государственных гражданских служащих.

В соответствии с должностным регламентом ФИО6 осуществляет своевременный ввод данных, поступивших на бумажных носителях, на бумажных носителях с двухмерным штрих кодом и в электронном виде (на электронных носителях записи и по телекоммуникационным каналам связи), обработку информации, поступившей из внешних источников, осуществляет обработку информационных массивов данных, в том числе от сторонних организаций, уполномоченных лиц, осуществляет ввод платежных документов, в целях обеспечения надлежащего первичного учета и усиления контроля за вводом информации осуществляет ведение и анализ информационных ресурсов: «Информационный обмен со Сбербанком («Платежи ФЛ») (пункт 5 должностного регламента).

МРИ ФНС № 7 в своей деятельности использует автоматизированные информационные системы обработки данных (далее - АИС).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что программная оболочка Система Электронной обработки данных (ЭОД) находится в свободном доступе, доступна для скачивания, но без базы данных оболочка программы работать не будет, а база данных системы ЭОД является служебной информацией и у каждого налогового органа эта база индивидуальная в зависимости от администрируемых налогоплательщиков, удаленный доступ к которой имеют лишь аппарат УФНС по субъекту и ФНС России.

В соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной за исключением общедоступной информации (общеизвестные сведения), ИНН и др.

Дистрибутивы программного обеспечения клиентской и серверной частей, информация о системном программном обеспечении и системных требованиях к аппаратной части программного продукта Система Электронной обработки данных (ЭОД), не относятся к служебной информации ограниченного распространения, в отличии от информации, которая хранится в базе данных и обрабатывается серверной частью, а также информации, которая отображается клиентской частью Системы ЭОД («АРМ Инспектора»), установленной на рабочих местах пользователей. i6449-app003 – имя сервера ЭОД присвоенное в соответствии с Инструкцией по именованию компонентов информационной системы ФНС России, Taxes01 – имя базы данных ЭОД присвоенное в соответствии с рекомендациями руководства пользователя по Установке, администрированию и сопровождению системы ЭОД.

Работникам ФНС России, для выполнения служебных обязанностей, предоставляется доступ к Информационным ресурсам.

В соответствии с должностными обязанностями ФИО6 пользуется специализированным программным комплексом.

Приказом ФНС России от 18 июня 2014 года №ММВ-7-6/323@ утверждено Положение об организации работ по развитию (модернизации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС ФНС России).

Согласно пунктам 2.1. и 2.4. АИС ФНС России представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий Службы.

Основными принципами построения АИС ФНС России являются:

- систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на Службу;

- актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС ФНС России;

- единство стандартов технологий, форматов всех элементов АИС ФНС России;

-безопасность АИС ФНС России с учетом требований обеспечения информационной безопасности.

Приказом ФНС России от 10 июня 2008 года №ВЕ-4-6/24дсп@ утверждена Концепция построения системы управления информационной безопасностью Федеральной налоговой службы, согласно которой Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогообложения.

Одной из основных целей Федеральной налоговой службы является обеспечение эффективного и бесперебойного выполнения возложенных на нее задач.

Важным условием реализации этих целей является обеспечение необходимого и достаточно высокого уровня информационной безопасности налоговых органов, их материальных и информационных активов.

Разделом 3.3.1. вышеуказанной Концепции установлены фундаментальные механизмы контроля, целью которых является (пункт 1.5.) гарантии, того, что все сотрудники осведомлены об угрозах и проблемах информационной безопасности, их ответственности и обязательствах и готовы поддерживать политику безопасности организации своей повседневной деятельности и уменьшать риск человеческой ошибки.

В порядке исполнения положений Концепции построения системы управления информационной безопасности Федеральной налоговой службы, утвержденной Приказом ФНС России от 10 июня 2008 года № ВЕ-4-6/24дсп@, и в целях повышения эффективности мер по обеспечению информационной безопасности, МРИ ИФНС №7 по Саратовской области изданы Приказы от 29 октября 2008 года №206, от 20 августа 2015 года №01-02/203, которыми утверждена «Памятка сотрудников инспекции по информационной безопасности» (л.д. 119-128).

Согласно пункту 8.1, 8.4, 9.5 Памятки прямой доступ к сети «Интернет» с рабочих станций запрещен.

- запрещается передача конфиденциальной информации через сеть «Интернет» без использования системы крипто защиты информации.

- на территории инспекции запрещается фото-видеосъемка и аудиозапись, если они не вызваны выполнением служебных обязанностей.

- проведение соответствующих действий следует согласовать с отделом информационных технологий и отделом кадров и безопасности.

С приказами об утверждении Памятки сотрудника ИФНС России № 7 по Саратовской области ФИО6 Ознакомлена 25 мая 2010 года и 11 сентября 2015 года (л.д. 119, 125).

Конституцией РФ каждому гарантировано право на неприкосновенность частной жизни, а также установлен запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 23, 24).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В соответствии со статьей 7 вышеназванного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, основанием к проведению служебной проверки в отношении истца послужила докладная записка заместителя начальника отдела информационных технологий, из которой следовало, что 23 марта 2016 года в сети «Интернет» была обнаружена служебная информация, относящаяся к деятельности инспекции.

В ходе выяснения источника информации была установлена страница в одной из социальных сетей государственного налогового инспектора отдела обработки данных инспекции ФИО6

В ходе служебной проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте www.yaplakal.com/forum2/topic1342597.html размещена фотография с изображением автоматизированной информационной системы МРИ ФНС №7 по Саратовской области, а именно - клиентское приложение «АРМ Инспектора», системы ЭОД режим «Общие списки» налогоплательщиков.

На снимке, совершенного с рабочего места ФИО6 отображено имя сервера, имя базы данных инспекции и уникальные номера физических лиц состоящих на учете в МРИ ИФНС №7 по Саратовской области, фамилии, имена, отчества налогоплательщиков (ФИО3, ФИО2), ИНН из 8 цифр (). Адрес i6449-APP003/Taxec01:Общие списки указывает на принадлежность информационного ресурса Инспекции.

Данная информация используется налоговой инспекцией для налогового администрирования, и не подлежит разглашению третьим лицам.

Под вышеуказанной фотографией имеется ссылка на другой сайт - источник откуда она была скопирована: www.yaplakal.com/qo/?http://news.abomus.com/ru/russia/news/interesnoe/vse-lydi-kak-lydi-ya-princ.

Из распечатки сети «Интернет» сайта www.yaplakal.com/qo/?http://news.abomus.com/ru/russia/news/interesnoe/vse-lydi-kak-lydi-ya-princ следует, что данная фотография была скопирована из сайта: fishki.net/post/1891840/, о чем имеется соответствующая ссылка на источник.

Из распечатки сети «Интернет» сайта fishki.net/post/1891840/ следует, что данная фотография была скопирована с сайта: scontent.cdninstaqram.com, о чем имеется соответствующая ссылка на источник.

Из распечатки сети «Интернет» сайта scontent.cdninstaqram.com следует, что этот сайт является страничкой в социальной сети: http://instaqramer.ru пользователя «Рrohembra», принадлежащей ФИО6

Принадлежность страницы в сети и принадлежность имени пользователя «Рrohembra» ФИО6, представителем истца не оспариваются.

Указанная информация подтверждается скриншотами, протоколами осмотра доказательств, в порядке обеспечения доказательств в соответствии с нормами основ законодательства РФ о нотариате от 05 апреля 2016 года, удостоверенными нотариусом нотариального округа г. Энгельса и Энгельсского района ФИО10 (л.д. 140-151).

Скриншоты страницы в социальной сети: http://instaqramer.ru пользователя «Рrohembra» указывают на то, что в сети «Интернет» ФИО6 разместила фотографии рабочего места автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, с содержащейся служебной информацией, что является разглашением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

На снимке отображено имя сервера, имя базы данных инспекции и уникальные номера ), фамилии, имена, отчества налогоплательщиков (ФИО3, ФИО2), ИНН из 8 цифр ). Адрес i6449-APP003/Taxec01:Общие списки указывает на принадлежность информационного ресурса инспекции. На скриншоте изображения имеется дата 28.03.2014 и комментарии: «#Налоговая#госслужба»,«#база#данных#странноеимя#моиродителиидиоты».

В нарушении запретов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года № 1233 ФИО6 разместила в социальной сети информацию, ставшую ей известной в связи с осуществлением должностных обязанностей.

Вопреки доводам представителя истца, размещение ФИО6 в сети «Интернет» фотографий с рабочего места автоматизированной информационной системы (системы ЭОД) Федеральной налоговой службы, содержит служебную информацию, персональные данные налогоплательщиков, которые стали известны ей в связи с исполнением должностных обязанностей в отделе обработки данных. Нарушение совершено истцом путем фотосъемки.

Таким образом, ФИО6 было допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в несоблюдении п. 2 раздела 1 «Общие положения» и раздела 3 «Должностные обязанности, права и ответственность» должностного регламента от 17 октября 2013 года; п. 1, 2, 4 части 1, п. 7 и 11 ч. 1 ст.15, п. 9 ч. 1 ст. 17, п. 1 - 3, 8, 13, 14 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; п. 8.1 Памятки сотрудников инспекции по информационной безопасности, утвержденной приказами инспекции от 29 октября 2008 года №206, от 20 августа 2015 года №01-02/203; п. 10, 18, 19, 25 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ФНС, утвержденного приказом ФНС России №ММВ-7-4/260@ от 11 апреля 2011 года; ст. 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»; ст. 23 и 24 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

С заключением по результатам служебной проверки ФИО6 была ознакомлена 20 апреля 2016 года.

Приказом от 20 апреля 2016 года к ФИО6 было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы по основанию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе» за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей (л.д. 48-50).

Ссылка представителя истца на то, что ФИО6 была привлечена к дисциплинарной ответственности за пределами 6 месячного срока, установленного п. 5 ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ, так как фотография размещена в марта 2014 года, является необоснованной, поскольку если дисциплинарный проступок носит длящийся характер указанный срок начинает исчисляться с момента обнаружения проступка, что следует из системного толкования норм действующего трудового законодательства.

Факт нахождения и распространения в сети «Интернет» служебной информации и информации ограниченного доступа наносили ущерб авторитету налоговой службы до тех пор, пока истец не удалила указанную информацию из социальной сети http://instaqramer.ru.

Таким образом, днем совершения дисциплинарного проступка является день обнаружения дисциплинарного проступка — 23 марта 2016 года, когда начальнику МРИ ФНС № 7 стало известно о факте совершения дисциплинарного проступка из докладной записки заместителя начальника отдела информационных технологий.

Суд также принимает во внимание, что в соответствии с подпунктами «и», «к», «м» Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.

Доводы представителя истца, о том, что привлечение к дисциплинарной ответственности явилось результатом преследования истца со стороны руководства МРИ ФНС № 7, материалами дела не подтверждаются.

Указания ФИО4 на легкомысленность действий истца и отсутствие в ее действиях корысти, личной заинтересованности и противоправных целей использования информации, не может повлиять на выводы суда о допущенных истцом грубых нарушениях должностных обязанностей, поскольку согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, оценивая представленные доказательства, с учетом приведенных положений закона, суд находит установленным факт грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей, выразившихся в безответственном отношение ФИО6 к исполнению должностных обязанностей, установленных должностным регламентом и иными нормативно правовыми актами, в разглашении служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в публичном высмеивании данных физических лиц, повлекшие за собой причинение ущерба интересам государственного органа и государственной службе, что послужило в итоге основанием для издания приказа об увольнении ФИО6 При этом ответчиком был соблюден предусмотренный законодательством порядок применения дисциплинарного взыскания, оснований к признанию служебной проверки незаконной, равно как и к отмене дисциплинарного взыскания не имеется.

Не может быть принят во внимание довод представителя истца о том, что на ФИО6 было наложено самое суровое дисциплинарное взыскание - увольнение со службы, без учета ее характеристики по службе и других обстоятельств, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной законодателем в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» служба в государственных органах является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций, определяя правовой статус государственных гражданских служащих, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования государственных органов, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Таким образом, поступая на службу в МРИ ФНС № 7, ФИО6 добровольно возложила на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает установленным заключение по результатам служебной проверки содержит указание на факты и обстоятельства, установленные в ходе проверки, сущность проступка, совершенного ФИО6, на доказательства, подтверждающие ее вину. При наложении на ФИО6 дисциплинарного взыскания в виде увольнения были учтены данные о ее личности, стаж работы, последствия нарушения служебных обязанностей, с учетом характера проступка, оснований считать, что на истца наложен чрезмерно строгий вид дисциплинарного взыскания, не имеется.

Учитывая, что увольнение истца произведено на законных основаниях, расчет в связи с увольнением, истцом получен, то оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и взыскания компенсации морального вреда, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 4, 12, 56, 67, 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области о признании незаконными результатов служебной проверки, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись

Верно.

Судья Н. В. Савенкова

Секретарь ФИО11