ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-564/2021 от 28.12.2021 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-564/2021

73RS0008-01-2021-002026-97

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года г.Инза Ульяновской области, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В.,

с участием помощника Инзенского межрайонного прокурора Мельникова Е.Н.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инзенского межрайонного прокурора в интересах Куркиной Т.С. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Инзенская районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

у с т а н о в и л а:

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Куркиной Т.С. к Министерству здравоохранения Ульяновской области (далее – Минздрав Ульяновской области), государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» (далее – ГУЗ «Инзенская РБ), государственному учреждению (далее – ГУ) «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование иска указано, что Инзенской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Куркиной Т.С., имеющей диагноз «***». Установлено, что Куркина Т.С. состоит на учете в ГУЗ «Инзенская РБ» с диагнозом *** с 2012 года и имеет право на получение бесплатно медицинского препарата «Форадил комби» в соответствии с медицинскими показаниями.

Заболевание Куркиной Т.С. относится к категории заболеваний, предусмотренных перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно выписки из медицинской карты врача-пульмонолога ГУЗ «Ульяновская областнаят клиническая больница» от 28.04.2021 Куркиной Т.С. назначены лекарственные препараты на длительный период, в том числе и лекарственный препарат с торговым наименованием «Форадил-комби»

Лекарственный препарат с торговым наименованием «Будесонид+Формотерол», международного непатентованного наименования не имеет.

Установлено, что ГУЗ «Инзенская РБ» Куркиной Т.С. выписываются льготные рецепты на получение лекарственного препарата с группировочным наименованием «Будесонид+Формотерол», ГУ «Ульяновская государственная аптека» выдает по данным рецептам имеющийся лекарственный препарат «Респифорб Комби». Который также имеет в своем составе активные вещества «Форматерол» и «Будесонид».

Вместе с тем лекарственный препарат «Респифорб Комби», по имеющимся индивидуальным особенностям организма Куркиной Т.С. неэффективен и не оказывает положительного действия и лечения, о чем было сообщено Куркиной Т.С. лечащему врачу ГУЗ «Инзенская РБ».

Кроме того, врачом-пульмонологом ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» 28.04.2021 при назначении лечения Куркиной Т.С. был выписан лекарственный препарат по торговому наименованию «Форадил-комби».

Обеспечение лекарственными препаратами граждан на территории Ульяновской области возложено на ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Таким образом, Куркина Т.С. страдающая бронхиальной астмой имеет право на получение необходимого ей с учетом назначения врача-пульмонолога ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» лекарственного средства с торговым наименованием «Форадил-комби».

Ссылаясь на ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» просит суд обязать ГУЗ «Инзенская РБ», Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» обеспечить Куркину Т.С. лекарственным препаратом с торговым наименованием «Форадил комби».

Решение суда по обеспечению медицинскими изделиями, руководствуясь ст.212 ГПК РФ, прошу обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку ежедневный прием указанного лекарственного препарата ей является необходимым.

В судебном заседании помощник Инзенского межрайонного прокурора Мельников Е.Н. требования и доводы искового заявления поддержал.

Истица Куркина Т.С. в судебном заседании исковые требования также поддержала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время препарат «Форадил –комби» она приобретала за свои средства. Рецепт ей не выписывают, предлагают только аналоги данного лекарства, которые ей не подходят. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика – Минздрава Ульяновской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата.

Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям.

По результатам электронного аукциона победителем поставляется препарат Будесонид+Формотерол с торговым наименованием «Формисонид» (те же показания согласно инструкции по применению), препарат в Ульяновскую область поставлен, в наличии в аптечных пунктах имеется, граждане обеспечиваются им при обращении с действующими льготными рецептами.

На текущий момент препарат «Форадил Комби» находится в дефектуре на фармацевтическом рынке Российской Федерации, проблемы с его закупкой возникают у всех субъектов РФ, также закупки лекарственных препаратов осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по международному непатентованному наименованию.

Также препараты данной группы для терапии заболевания «***» являются взаимозаменяемыми, о чём свидетельствуют письма ГУЗ «Инзенская районная больница» и врача ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница, главного внештатного специалиста пульмонолога Г.И.А. Препарат «Форадил комби» был назначен, как один из возможных препаратов и может быть заменён на любой из указанных препаратов. Пациентке предложена консультация пульмонолога ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница для коррекции терапии.

Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы (далее - РМИС) Куркина Т.С. в октябре 2021 года обеспечена препаратом Будесонид+Формотерол с торговым наименованием «Формисонид», других выписанных необеспеченных рецептов на данный лекарственный препарат в 2021 году у Куркиной Т.С. не имеется.

Просит суд исковые требования оставить без удовлетворения, гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.

Представитель ответчика – ГУ «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился. Поставка лекарственных препаратов на склад учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Минздравом Ульяновской области. Таким образом, отпуск лекарственных препаратов осуществляется ГУ «Ульяновская государственная аптека» при наличии их поставки на склад учреждения поставщиками при предъявлении гражданином действующего рецепта, выписанного медицинской организацией, имеющей право выписывать бесплатные рецепты. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика – ГУЗ «Инзенская районная больница» Крыжановский А.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что рецепт Куркиной Т.С. именно на указанный препарат «Форадил –комби» не выписывался так как данный препарат находится в дефектуре на фармацевтическом рынке в РФ. На аналоги данного препарата Куркиной Т.С. рецепты выписывались. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика ГУЗ «Инзенская РБ», исследовав материалы гражданского дела, судья приходит к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст.4 указанного Федерального закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья, в том числе, является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно ч.1 ст.37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Пунктом 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 установлено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В соответствии с Положением о Минздраве Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пп.2 п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.

В силу пп.20 п.2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Куркиной Т.С. *** года рождения установлен диагноз «***».

Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного от 28.04.2021 ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» Куркиной Т.С. назначены лекарственные препараты «Беклазон», «Фликсотид», «Симбикорт» или «Форадил-комби».

В 2020 году Куркиной Т.С. выписывались рецепты на препарат «Форадил-комби».

Препарат «Форадил-комби» выписывался до января 2021 года. В 2021 году, как пояснил представитель ответчика ГУЗ «Инзенская РБ» рецепт на указанный препарат не выписывался, в связи с тем, что он находится в дефектуре. Куркиной Т.С. выписывались рецепты на препарат Бромид+фенотерол.

Куркиной Т.С. была предложена консультация пульмонолога ГУЗ УОКБ для коррекции лечения.

В судебном заседании Куркина Т.С. не возражала против повторного обследования для подбора альтернативного варианта лечения.

Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что в настоящее время у ответчиков отсутствует объективная возможность обеспечить Куркину Т.С. препаратом «Форадил-комби», доказательств, свидетельствующих о наступлении каких-либо неблагоприятных последствий для пациента в судебное заседание не предоставлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Инзенского межрайонного прокурора в интересах Куркиной Т.С.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л а:

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах Куркиной Т.С. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Инзенская районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья