№ 2-1-572/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019г. город Ливны
Ливенский районный суд Орловской области
в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Киреевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Березина А.А., действующего в интересах ребенка – инвалида Б, к администрации Ливенского района Орловской области об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям для проживания ребенка – инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Березин А.А., действуя в интересах малолетнего ребенка – инвалида Б, обратился в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям для проживания ребенка – инвалида. В обоснование исковых требований указал, что на основании постановления администрации Вахновского сельского поселения Ливенского района Орловской области № от 08.12.2009 его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
После чего распоряжением Правительства Орловской области от 15.01.2013 № из резервного фонда Орловской области на расчетный счет администрации Ливенского района Орловской области было выделено 1500000 рублей на приобретение жилья для его ребенка – инвалида Б и его семьи.
Решением Ливенского районного совета народных депутатов от 27.02.2013 № был установлен порядок исполнения данного распоряжения, в соответствии с которым на администрацию Ливенского района Орловской области была возложена обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом особенностей и социальной адаптации ребенка – инвалида.
В соответствии с п. 11 ст. 2 вышеуказанного решения, ему было поручено самостоятельно подобрать жилое помещение и известить администрацию Ливенского района о подобранном жилом помещении в целях его обследования межведомственной комиссией Ливенского района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Им предлагались различные варианты индивидуальных жилых домов, подходивших по своим параметрам под требования, которым должно соответствовать жилое помещение для проживания ребенка – инвалида колясочника, которые под различными предлогами были отклонены комиссией. После чего он был вынужден предложить комиссии квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
После этого администрацией Ливенского района Орловской области была создана рабочая группа для проведения проверки на соответствие вышеуказанной квартиры требованиям пригодности для проживания его семьи, которая в ходе проверки каких – либо несоответствий не выявила, и подготовила проект распоряжения администрации об одобрении заключения договора купли – продажи. В двухмесячный срок с момента принятия распоряжения администрации Ливенского района Орловской области об одобрении заключения договора купли – продажи указанной квартиры он был обязан заключить договор, зарегистрировать его в соответствующих органах и предоставить в администрацию Ливенского района Орловской области, что и было им исполнено.
Однако впоследствии в 2017г. в ходе судебного разбирательства было доказано и установлено судом, что администрация Ливенского района Орловской области при исполнении вышеуказанного распоряжения Правительства Орловской области № от 15.01.2013 ненадлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности, предоставив его семье квартиру без учета технических и качественных характеристик при наличии проживания в ней ребенка – инвалида, что было установлено апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 11.01.2017.
Кроме того, факт нарушения прав его ребенка инвалида при предоставлении жилья администрацией Ливенского района Орловской области был впоследствии официально подтвержден заключением межведомственной комиссии администрации г.Ливны Орловской области № от 19.04.2018 о признании их квартиры непригодной для проживания ребенка – инвалида, вынесенным на основании акта обследования квартиры от 30.11.2017 № и решения комиссии № от 16.04.2018 об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Полагает, что по вине администрации Ливенского района Орловской области были допущены грубейшие нарушения прав ребенка – инвалида при предоставлении его семье жилого помещения, не отвечающего требованиям для проживания ребенка – инвалида.
С учетом уточнения исковых требований просил предоставить его семье на состав семьи из четырех человек жилое помещение – индивидуальный жилой дом, соответствующее требованиям действующего законодательства для проживания ребенка – инвалида с учетом положений индивидуальной программы реабилитации общей площадью не менее 75 кв.м., расположенное на территории г.Ливны либо на территории Ливенского района в непосредственной близости от города, с одновременной передачей в собственность администрации Ливенского района Орловской области принадлежащего их семье жилого помещения.
В судебном заседании истец Березин А.А. поддержал свои исковые требования.
Представитель ответчика администрации Ливенского района Орловской области по доверенности Моногарова К.А. в судебном заседании исковые требования Березина А.А. не признала.
Представители Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области Павлова Л.В. и отдела опеки и попечительства города Ливны Орловской области Зацепилина Л.Ю. в судебном заседании исковые требования нашли обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Березина О.И., Березин Н.А., представители третьих лиц Ливенской межрайонной прокуратуры, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Орловской области в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б (дочь истца), ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком – инвалидом.
Семья истца, состоящая из четырех человек, в том числе Б, проживает в <адрес>, площадью 65,2 кв.м., расположенной на пятом этаже многоквартирного жилого дома.
Указанная квартира приобретена в собственность истца и членов его семьи за счет средств бюджета Орловской области, средств материнского капитала и личных средств семьи Березиных.
Денежные средства в размере 1500000 рублей на приобретение жилья были выделены семье Березиных из резервного фонда Правительства Орловской области на основании распоряжения Правительства Орловской области от 15.01.2013 №.
Ливенским районным советом народных депутатов 27.02.2013 был установлен порядок исполнения вышеуказанного распоряжения, согласно которому приобретаемое жилое помещение должно отвечать потребностям ребенка – инвалида, его общая площадь должна составлять не менее 15 кв.м. на каждого члена семьи. Подбор жилого помещения производится самостоятельно Березиным А.А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 11.01.2017 в пользу Березина А.А. с администрации Ливенского района Орловской области были взысканы денежные средства за приспособление вышеуказанного жилого помещения для проживания ребенка – инвалида.
В 2017г. ребенку – инвалиду Б ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» была выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации, в которой содержится рекомендация по предоставляемому (занимаемому) жилому помещению – нуждается в переселении с 5 этажа на 1 этаж.
При обследовании вышеуказанного жилого помещения комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида, 30.11.2017 был составлен акт №, в соответствии с которым квартира не отвечает установленным требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, а именно размеры ванной комнаты менее 2,2 х 2,2 м, уборной без умывальника 1,2 х 1,6 м, внутриквартирный коридор для прохода на кухню шириной менее 1,15м, ширина передней менее 1,6м, внутриквартирные и балконные двери имеют ширину дверных и арочных проемов менее 0,9м; общее имущество в многоквартирном доме не отвечает следующим требованиям: тамбур в многоквартирном доме при прямом движении и одностороннем открывании дверей менее 2,3м глубиной.
17.04.2018 вышеуказанной комиссией принято заключение об отсутствии возможности приспособления <адрес> и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. (ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим жилищным законодательством предусмотрено, что жилым помещением обеспечиваются граждане, нуждающиеся в жилом помещении и признанные малоимущими. Жилье им предоставляется на основании договора социального найма.
Истец просит о предоставлении нового жилого помещения в собственность с обменом на принадлежащее ему и членам его семьи на праве собственности жилое помещение, что не предусмотрено положениями действующего законодательства.
Кроме того, семья истца в настоящее время не признана малоимущей и не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Также суд учитывает, что положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесен к компетенции городского и сельского поселения, а не к компетенции муниципального района.
Заявляя настоящие исковые требования, истец обосновывает их ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей при исполнении распоряжения Правительства Орловской области № от 15.01.2013, выразившемся в предоставлении его семье квартиры без учета технических и качественных характеристик при наличии проживания в ней ребенка – инвалида.
Однако, подбор жилого помещения при освоении выделенных семье Березиных денежных средств, был возложен на истца. При заключении договора купли – продажи какие – либо возражения относительно приобретаемого жилья покупателями не высказывались, они вселились и пользовались приобретенным жилым помещением. Истец произвел обустройство данного жилого помещения для ребенка – инвалида, что было компенсировано путем взыскания в его пользу затраченных денежных средств.
Взросление ребенка – инвалида, и изменение в связи с этим требований, предъявляемых к техническим и качественным характеристикам занимаемого им жилого помещения не относится к непредвиденным факторам, влекущим внеочередное предоставление жилья без соблюдения иных условий, установленных действующим законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основания для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу испрашиваемое им жилое помещение, отсутствуют, и в удовлетворении исковых требований отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Березина А.А., действующего в интересах ребенка – инвалида Б, к администрации Ливенского района Орловской области об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям для проживания ребенка – инвалида, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья