ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-583/2022 от 25.03.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-583/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Князевой Е.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Дурсун Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 25 марта 2022 года гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК ГУП Калуги» о признании незаконными действий незаконными, установлении фактов непредоставления услуг по содержанию общего имущества с применением холодного и горячего водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «УК ГУП Калуги», уточнив впоследствии исковые требования, просила признать ответы ООО «УК ГУП Калуги» № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными на том основании, что они не содержат запрашиваемую истцом информацию в полном объёме; признать незаконными действия ответчика по незаключению договоров на поставку холодной, горячей воды и по отведению сточных вод на содержание общего имущества , установить факт непредоставления услуг по содержанию общего имущества с применением холодной воды и по отведению сточных вод в период с 2018 по 2020 годы; установить факт непредоставления услуг по содержанию общего имущества с применением горячей воды и по отведению сточных вод в период с 2018 по 2020 годы.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 против удовлетворения иска возражал.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец является собственником ? доли в праве собственности на .

ООО «УК ГУП Калуги» осуществляло управление многоквартирным домом , корпус 1 по на основании Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК ГУП Калуги» прекратило управление многоквартирным домом в связи с окончанием срока действия Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Договора управления управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно перечню работ, определенному органом местного самоуправления, если иное не определено общим собранием собственников дома, в пределах денежных средств, поступивших в адрес управляющей организации от собственников.

Пунктом 3.1.4. Договора управления установлено, что управляющая организация обязана производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников и пользователей за содержание и ремонт, коммунальные и прочие услуги, а также платы за управление многоквартирным домом с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам.

Согласно пункту 3.2.4. Договора управления управляющая организация вправе самостоятельно определять сроки, способы и подрядные организации для выполнения работ, необходимых для исполнения обязательств по настоящему Договору.

Пунктом 4.1. Договора управления определено, что цена Договора на момент его подписания включает в себя: стоимость работ и услуг по управлению многоквартирным домом; стоимость услуг и работ по содержанию общего имущества, минимально в размере, установленном органом местного самоуправления; стоимость услуг и работ по текущему ремонту общего имущества, минимально в размере, установленном органом местного самоуправления; стоимость коммунальных услуг в размере, установленном в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «» установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения.

Согласно ч. 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок определения в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме размера расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в с применением расчетного метода утверждены приказом Министерства тарифного регулирования от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлениями, в которых просила предоставить перечень работ и их периодичность, выполняемых с использованием холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды, предоставить акты, подтверждающие наличие в доме технической возможности потребления указанных ресурсов на общедомовые нужды. В ответах ООО «УК ГУП Калуги» № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. приведен порядок расчета платы за услуги по содержанию общего имущества с использованием холодного, горячего водоснабжения, водоотведения со ссылкой на положения вышеприведенных нормативных правовых актов.

В обоснование требований о незаконности действий управляющей организации по начислению платы за услугу по содержанию общего имущества многоквартирного дома с применением холодной воды и по отведению сточных вод, с применением горячей воды и по отведению сточных вод истец ссылалась на то, что места общего пользования в многоквартирном доме не оборудованы водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, потребление горячей и холодной воды, водоотведение на общедомовые нужды исключается, фактически указанные услуги не предоставляются, в связи с чем начисление за них платы является неправомерным.

Разрешая требования истца, суд не находит оснований для их удовлетворения.

На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В настоящее время плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, входит в состав платы за содержание жилого помещения (ч. 1, 2 ст. 154 ЖК РФ).

Исключение составляют случаи, когда управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений либо способ управления таким домом не выбран или не реализован. В этом случае плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, включается в плату за коммунальные услуги (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

Плата вносится на основании платежных документов либо на основании информации о размере такой платы и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационных системах, позволяющих вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, с ДД.ММ.ГГГГ в расходы на содержание общего имущества также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Изменениями, внесенными с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (п. 6 Правил N 354).

Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ между ГК «Калугаоблводоканал» и ООО «УК ГУП Калуги» заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе многоквартирного . ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Калугатеплосеть» и ООО «УК ГУП Калуги» заключен договор на поставку горячей воды, в соответствии с которым осуществляется горячее водоснабжение, в том числе многоквартирного .

При таких обстоятельствах действия ответчика по начислению жильцам указанного многоквартирного дома платы на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению, а также водоотведению в период с 2018 года по 2020 год являются правомерными.

При этом, в силу пунктов 40, 44 Правил N 354 при расчете и начислении собственникам помещений суммы за услуги ОДН по "холодному" и "горячему" водоснабжению не предусмотрено наличие, либо отсутствие выведенных кранов в местах общего пользования. При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата: полива газонов (палисадников), внутридомовых водопотерь в сетях, промывки коммуникационных сетей, ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок, а при учете горячей воды в общую сумму входит оплата: внутридомовых водопотерь в сетях, сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме), технологического пролива системы в процессе подготовки к отопительному сезону, опрессовки системы отопления. Формула расчета ОДН по воде зависит лишь от наличия или отсутствия общедомового счетчика.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения вышеприведенных правовых норм, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «УК ГУП Калуги» о признании незаконными действий незаконными, установлении фактов непредоставления услуг по содержанию общего имущества с применением холодного и горячего водоснабжения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд .

Председательствующий (подпись)

Копия верна.

Судья Калужского районного суда

Е.Ю. Князева