ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-6100/20 от 28.09.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-6100/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре Малкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 28 сентября 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области к ФИО1 о взыскании неустойки,

УСТАНОВИЛ:

16 июля 2020 года Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 08 сентября 2016 года в сумме 350 000 рублей за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, ее представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования не признала, также просила уменьшить размер взыскиваемой неустойки на основании положений ст. 333 ГК РФ, поскольку заявленный размер явно несоразмерен последствиям нарушения ответчиком обязательств, а также с учетом имущественного положения ответчика.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ГКУ Калужской области «Жуковское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы дела судебного участка №5 Калужского судебного района Калужской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение.

Как следует из материалов дела, 08 сентября 2016 года между Министерством лесного хозяйства Калужской области (арендодатель) (Постановлением Правительства Калужской области № 753 от 19 декабря 2017 года Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства лесного хозяйства Калужской области) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель на основании протокола об итогах проведения аукциона от 16 августа 2016 года предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.

Согласно пункту 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь участка – 0,17 га; местоположение: <адрес>, ГКУ КО «Жуковское лесничество», Воробьевское участковое лесничество, квартал 2, выдел 21; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре 379-2016-08.

Лесной участок передается в целях использования лесов для ведения осуществления рекреационной деятельности (пункт 4 договора аренды).

Арендная плата по договору составляет 17831,16 рублей в год, в том числе, вносимая в федеральный бюджет – 8915,58 рублей в год (пункт 5 договора аренды).

Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области 20 сентября 2016 года.

Согласно положениям частей 1 и 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 11 договора аренды арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.

Как следует из материалов дела ФИО1 в Министерство лесного хозяйства в 2016 году представлен проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесной участок, переданный в аренду, разработанный ИП ФИО3

Согласно п.2.8 указанного проекта, проект разработан на 3 года, то есть на срок, не превышающий срока действия лесохозяйственного регламента (2018 года).

В соответствии с пунктом 30 Порядка разработки проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 10 сентября 2018 года №780-18 утвержден новый лесохозяйственный регламент ГКУ Калужской области «Жуковское лесничество», действие нового лесохозяйственного регламента вступило в силу 01 января 2019 года.

В адрес арендаторов, в том числе ФИО1, 18 июня 2018 года ГУ Калужской области «Жуковское лесничество» направлены уведомления о необходимости предоставления нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы до ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ Калужской области «Жуковское лесничество».

Указанное уведомление получено ФИО1, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

Как следует из пояснений представителя ответчика, с заявлением об проведении экспертизы проекта освоения лесов ответчик обратилась к истцу в августе 2019 года, представив одновременно с заявлением проект освоения лесов.

Таким образом, ответчик обратилась к истцу с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов с пропуском установленного срока.

Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 обратилась к ИП ФИО3 с заявлением о проведении работ по изготовлению проекта освоения лесов по договору аренды еще в сентябре 2018 года, однако работы по подготовке нового проекта освоения лесов были завершены ИП ФИО3 лишь в августе 2019 года и в августе 2019 года проект был предоставлен истцу, есть по истечении установленного срока, в связи с чем ФИО1 не нарушен срок, предусмотренный пп. «г» п.11 договора аренды, суд находит не состоятельными, поскольку доказательств данным доводам в материалы дела не представлено.

Кроме того, ответчиком в материалы дела не представлено доказательств обращения к истцу с заявлением о продлении срока предоставления проекта в связи с нарушением срока изготовления проекта ИП ФИО3

Как следует из материалов дела, заключение №406 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО1, утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 04 сентября 2019 года №1127-19.

Согласно подпункту «б» пункта 13 договора аренды за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 настоящего договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.

Размер подлежащей взысканию неустойки за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2017 года составляет 350 000 рублей (50 000 рублей х 7 месяцев).

02 марта 2020 года истец направил ответчику претензию, датированную 28 февраля 2020 года, в которой предложил уплатить предусмотренную условиями договора неустойку. До настоящего времени сумма неустойки ответчиком не выплачена.

Представителем ответчика заявлено о снижении неустойки и применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Принимая во внимание размер заявленной ко взысканию неустойки, учитывая конкретные обстоятельства дела, небольшой период просрочки, имущественное положение ответчика, которая является пенсионером, суд полагает неустойку в заявленном истцом размере явно несоразмерной последствиям допущенного ответчиком нарушения срока исполнения обязательства и считает возможным снизить ее до 10 000 рублей, которые взыскивает с ответчика в пользу истца.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области неустойку за несвоевременное представление проекта освоения лесов в сумме 10 000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2020 года.