ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-621/19 от 12.01.2019 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-621/2019

УИД73RS0012-01-2019-000723-76

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2019 года г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Дибдиной Ю.Н. с участием помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области Холодилиной Ю.О. при секретаре Халиуллиной С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АКВА ПЛЮС» о признании действий общества по забору подземных вод незаконными и понуждении к получению лицензии на недропользования,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «АКВА ПЛЮС» о признании действий общества по забору подземных вод незаконными и понуждении к получению лицензии на недропользования. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о лицензировании. 26.10.2016 года администрацией МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области был заключен договор № 9 с ООО «АКВА ПЛЮС», согласно которому в аренду ООО «АКВА ПЛЮС» переданы объекты системы водоснабжения и водоотведения, расположенные в границах МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Согласно выписке из ЕГРЮЛ №*** от 31.07.2019 г. основным видом деятельности ООО «АКВА ПЛЮС» является сбор и обработка сточных вод, а также забор, очистка и распределение воды. Также установлено, что ООО «АКВА ПЛЮС» при добыче питьевой воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения использует недра без оформления лицензии на следующих объектах водоснабжения: артезианская скважина, расположенная по адресу: ***, №*** в границах улиц *** и артезианская скважина, расположенная по адресу: *** жилым домам по ул. ***. При этом от населения ООО «АКВА ПЛЮС» ежемесячно осуществляет за предоставленную коммунальную услугу прием платы за поданную воду. Незаконное использование недр без получения соответствующего разрешения ведет в неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения санитарной зоны источника водоснабжения, так как данные требования являются обязательными условиями исполнения договора и лицензии на недропользование, поэтому могут привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям. Просят признать действия ООО «АКВА ПЛЮС», выразившиеся в осуществлении деятельности по забору подземных вод из артезианской скважины, расположенной по адресу: ***, №*** в границах улиц *** и артезианской скважины, расположенной по адресу: *** к жилым домам по *** в отсутствии лицензии на недропользование незаконным и обязать получить лицензию на недропользование для эксплуатации вышеуказанных скважин питьевого водоснабжения.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Мелекесского района Холодилина Ю.О. уточнила исковые требования прокурора Мелекесского района и просила обязать ООО «АКВА-ПЛЮС» получить лицензию на недропользование для эксплуатации скважин питьевого водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Новомайнское городское поселение» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ООО «АКВА-ПЛЮС» ФИО1 в судебном заседание исковые не признала и пояснила, что концессионное соглашение с обществом не заключалось, заключались только краткосрочные договоры аренды объектов систем водоснабжения и водоотведения. Срок действия последнего договора аренды заканчивается 25.09.2019 г. Дальше договоры заключаться не будут, поэтому оформлять в настоящее время лицензию на пользование недрами нет необходимости. Если обдщество сейчас оформит лицензию, а в дальнейшем не будут работать на данных скважинах, то тот, кто придет на их место, не сможет получить лицензию. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченных судом к участию в деле, администрации муниципального образования «Мелекесский район», Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ульяновской области в судебное заседание не явились, данные лица о проведении судебного разбирательства извещены надлежаще. От представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в деле имеются заявления о рассмотрении дела без их участия.

Суд, выслушав участвующего по делу прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором уточненного иска.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковое заявление прокурора правомерно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»).

Согласно статье 1.2 Закон РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Как следует из п.3 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Абзацем 5 статьи 9 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

В судебном заседании установлено, что ООО «АКВА-ПЛЮС» **.**.**** зарегистрировано в Межрайонной ИФНС № 7 по Ульяновской области, как юридическое лицо, местонахождение юридического лица: ***. Деятельность юридического лица связана, в том числе, со сбором и обработкой сточных вод, забором, очисткой и распределением воды и др.

В материалах дела имеются договоры о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, заключенные между администрацией поселения МО «Новомайнское городское поселение» Ульяновской области и ООО «АКВА-ПЛЮС» от 02.10.2018 г. на срок аренды с 04.10.2018 по 01.11.2018 г., от 26.10.2018 г. на срок аренды с 02.11.2018 г. по 31.01.2019 г., срок действия аренды продлен дополнительным соглашением от 20.11.2018 г. до 01.04.2019 г. и дополнительным соглашением от 29.03.2019г. до 25.09.2019 г. Предметом договора являются объекты системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, и водопроводные сети, протяженностью 1464,9 пог.м., расположенные по адресу: ***, водонапорные сети от артезианской скважины №***, расположенной по адресу: ***, в границах улиц ***, а также водопровод, водопроводная сеть, протяженностью трубопровода 3253,9 пог.м., расположенных по адресу: ***, от артезианских скважин, расположенных по адресу: ***, к жилым домам по ***.

По сведениям ООО «Аква Плюс» в настоящее время у общества отсутствует лицензия на добычу подземных вод. Однако общество в мае 2019 года обращалось в Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу с заявкой на переоформление лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения ***. В июле 2019 года в заявке на переоформление лицензии было отказано в связи с истечением 6 месяцев с даты заключения договора аренды от 26.10.2018 г. №9. Срок договора аренды от 26.10.2018 г. устанавливался до 31.01.2019 г., затем договор продлялся на срок до 01.04.2018 и до 25.09.2019 г. Следовательно, у общества нет долгосрочного договора аренды водопроводных сетей.

Таким образом, судом установлено, что ответчик осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории МО «Новомайнское городское поселение» *** из артезианской скважины, расположенной по адресу: ***, №***, в границах улиц *** и артезианской скважины, расположенной по адресу: *** к жилым домам по *** не имея разрешение (лицензии) на пользование недрами. Данный факт не оспаривается и ответчиком. Следовательно, ООО «Ресурс-ЖКХ» обязано получить лицензию, в порядке, установленном законом.

Доводы представителя ответчика о том, что после окончания срока действия договора аренды от 26.10.2018 г., срок действия которого продлен дополнительным соглашением 29.03.2019г. до 25.09.2019 г., ООО «АКВА-ПЛЮС» не намерена продолжать работу на вышеуказанных артезианских скважинах, а, следовательно, не имеет смысла получать лицензию на право пользования недрами, суд признает не состоятельными и опровергающимися исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, из которых усматривается, что договоры аренды объектов системы водоснабжения и водоотведения, заключаемые ООО «АКВА-ПЛЮС» с администрацией поселения МО «Новомайнское городское поселение» Ульяновской области неоднократно продлевались дополнительными соглашениями.

Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора с учетом уточнения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.103, 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АКВА ПЛЮС» о признании действий общества по забору подземных вод незаконными и понуждении к получению лицензии на недропользования удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «АКВА ПЛЮС» по осуществлению деятельности по забору подземных вод из артезианских скважин по адресу: ***, в границах улиц ***, и артезианской скважины, расположенной по адресу: *** к жилым домам по *** без лицензии на недропользование незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «АКВА ПЛЮС» получить лицензию на недропользование для эксплуатации артезианских скважин по адресу: ***, в границах улиц Полевая, Центральная, Школьная, и артезианской скважины, расположенной по адресу: *** к жилым домам по *** в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 сентября 2019 года.

Судья Ю.Н. Дибдина