дело № 2-1-640/2021 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Сурское Ульяновской области 15 ноября 2021 года Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мельниковой О.В., при секретаре Пресняковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксёновой Татьяны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу, предоставить коммунальную услугу, УСТАНОВИЛ: Аксёнова Т.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу, предоставить коммунальную услугу, указав, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, несет бремя содержания своего имущества и оплату коммунальных услуг по данному адресу, в т.ч. за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В конце марта 2021 г. ООО «Горкомхоз» ей была направлена претензия по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО, согласно которой она имеет задолженность в размере 1397 руб. 20 коп., на что 06.04.2021 г. ею были поданы возражения. 04.05.2021 г. ответчик официально ее уведомил, о том, что с 01.01.2019 г. оказывает ей услугу в соответствии с графиком, и якобы, обеспечена возможность складирования отходов в местах накопления, указав, что по ул.Выселки с.Таволжанка размещение контейнеров приложением А6 Территориальной схемы не определено. В перерасчете начислений истцу отказано. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе в 2021 году была проведена работа по вопросу правомерности назначения начислений за оказанную услугу и установлено нарушение санитарных норм в части необеспечения установки контейнеров на расстоянии не более 100 метров. По результатам проверки, проведенной, в том числе прокуратурой, МУ администрацией МО «Карсунский район» с 31.05.2021 в реестр мест размещения контейнерных площадок включена контейнерная площадка по ул.Выселки с.Таволжанка, однако до настоящего времени площадка не оборудована, услуга оказывается не надлежащим образом, а ответчик продолжает выставлять задолженность и не производит перерасчет. Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги путем списания указанной задолженности; обязать ООО «Горкомхоз» предоставить коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами по адресу: <адрес> с соблюдением норм при установке контейнера не дальше 100 метров от жилого дома. В судебном заседании истец Аксёнова Т.В. и ее представитель Болотнова Е.А., действующая в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, обосновав их доводами, указанными в исковом заявлении, дополнив о том что, несмотря на внесенные администрацией в Реестр изменения, по ул. Выселки с. Таволжанка до настоящего времени контейнер не установлен, ближайший контейнер расположен на ул. Советская, на расстоянии около 1,5 км. от дома истца, которым она не пользуется. Представитель ответчика ООО «Горкомхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленном суду письменном отзыве указал, что собственнику, проживающему по адресу: <адрес>, начисление платы за услуги по обращению с ТКО производился с ноября 2019 г. на 1 человека в размере 99,80 рублей в месяц. Задолженность по данному адресу составляет за период с ноября 2019 г. по октябрь 2021 г. – 2395 руб. 20 коп. Согласно разделу 6 Территориальной схемы обращения в с.Таволжанка по ул.Выселки контейнерные площадки не предусмотрены, но имеются 4 контейнерные площадки на близлежащей улице по адресу: <адрес>. Основания для перерасчета за услугу по обращению с ТКО установлены Правилами № 354. Перечень оснований для перерасчета является исчерпывающим, удаленность контейнерной площадки среди них отсутствует, поэтому полагает, что нарушения подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил № 354 в действиях ООО «Горкомхоз» отсутствуют. Просил суд в удовлетворении исковых требования отказать в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательств извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, считали исковые требования обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав истца, его представителя, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 и 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами. В соответствии со ст. 195, 196 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Судом установлено, что истец Аксёнова Т.В., является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с. Таволжанка, ул. Выселки, д.36, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2015 (л.д. 12). Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Закон об отходах в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Статьей 13.4 Закона об отходах установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. Пунктами 9, 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Так подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований. ООО «Горкомхоз» в соответствии с Соглашением от 03.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Ульяновской области (далее - Соглашение), заключенным с Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, по результатам конкурсного отбора, является с даты заключения соглашения до 02.05.2028 региональным оператором, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области в зоне деятельности № 1, включающей Карсунский район Ульяновской области. Согласно п. 1 Соглашения региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од (далее - Территориальная схема) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В соответствии с п. 3.2 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование ТКО в соответствии с направлениями транспортирования, определенными Территориальной схемой. Пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156), предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Как следует из отзыва ответчика ООО «Горкомхоз» разместило в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а так же типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. 30.11.2018 ООО «Горкомхоз» разместило предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор по оказанию услуг в газете «Ульяновская правда» за № 89. В соответствии с Территориальной схемой, утвержденной приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 №55, в реестре контейнерных площадок для накопления ТКО (приложение № 6) значится Карсунский район, в числе которого указана ул. Советская с. Таволжанка Карсунского района, ул. Выселки не значится. Согласно справке о начислениях и оплате по лицевому счету № 1806497400 Аксёновой Т.В., по адресу: <адрес>, начислено за услугу по обращению с ТКО за период с ноября 2019 г. по октябрь 2021 г. 2395,20 руб. 02.12.2020 постановлением главы администрации МО «Карсунский район» № 558 утвержден Реестр и Схема мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования Карсунское городское поселение Ульяновской области. В указанных Реестре и Схеме предусмотрено размещение контейнерных площадок в с. Таволжанка, однако на ул.Выселки места размещения контейнерной площадки для временного хранения ТКО отсутствуют. Как установлено из материалов дела Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, в связи с поступившим обращением гражданина, 12.04.2021 в адрес МУ администрация МО «Карсунский район» вынесено предостережение № 147 в связи с возможным нарушением требований законодательства по установке мусорных контейнеров для сбора ТКО в с. Таволжанка. 31.05.2021 постановлением главы администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области внесены изменения в постановление от 02.12.2020 г. № 558, в т.ч. раздел Реестра с.Таволжанка дополнен строкой с указанием 1 контейнерной площадки для временного хранения твёрдых коммунальных отходов на ул.Выселки. Как следует из п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Согласно п. 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Как следует из п.148(5) Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан, в том числе: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Пунктом 148 (45) Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. В силу п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, контейнерные площадки для сбора ТКО на улице Выселки не установлены, ближайшие контейнеры, в том числе по ул. Советская, расположены в нескольких километрах от ее жилого дома. Грузовая машина ООО «Горкомхоз» не имеет возможности проехать на ул. Выселки ввиду ветхости речного моста. Поскольку Территориальной схемой, утвержденной приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 №55, в реестре контейнерных площадок для накопления ТКО (приложение № А6) не предусмотрена улица Выселки села Таволжанка Карсунского района Ульяновской области, суд приходит к выводу о том, что ответчик не оказывает услугу по вывозу твердых коммунальных отходов собственникам жилых домов, расположенных на указанной улице. Довод ответчика о том, что услуга предоставляется путем размещения мусорных контейнеров на ул. Советской с. Таволжанка не свидетельствует о ее надлежащем оказании именно истцу, поскольку как следует из пояснений истца и свидетеля – жителей с. Таволжанка, ул. Советская удалена на значительном расстоянии от ул. Выселки, превышающем 100 м. Доказательств обратного суду не представлено. Ветхость речного моста, отсутствие у администрации денежных средств не его ремонт, а у оператора, соответственно, отсутствие по этой причине возможности проезда к месту сбора ТКО, не могут быть оправданием для начисления платы истцу за не оказанную услугу. На основании изложенного суд считает исковые требования Аксёновой Т.В. к ООО «Горкомхоз» подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Аксёновой Татьяны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу, предоставить коммунальную услугу удовлетворить в полном объеме. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» произвести перерасчет размера платы Аксёновой Татьяны Викторовны за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, предоставляемую по адресу: <адрес> путем списания задолженности и предоставить Аксёновой Татьяне Викторовне коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, предоставляемую по адресу: <адрес>, с соблюдением санитарных норм по установке контейнера. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья О.В. Мельникова Решение в окончательной форме принято 22.11.2021 |