ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-6448/2016 от 26.08.2016 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-1-6448/2016

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2016 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Пириевой Е.В.,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Мул-Авто» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков,

установил:

истцы ФИО3 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее-ООО) «Мул-Авто» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании суммы, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков. Требования мотивировали тем, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, каждому принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом. Управляющей организаций является ООО «Мул-Авто». Истцы указали, что они не согласны с расчетами, применяемыми ООО «Мул-Авто» при размере платы за отопление в период неисправности приборов учета тепловой энергии. Истцы указали, что в феврале, марте 2014 года, октябре 2015 года, феврале, марте 2015 года им были начислены платежи за отопление, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. Истцы считали, что данные расчеты применены не верно, без учета дифференциации нормативов потребления. Понятие климатические условия не является неопределенным, поскольку связано с изменением температуры наружного воздуха и не вызывает трудностей при применении. Истцы считали, что при расчетах за тепловую энергию следовало учитывать температуру воздуха окружающей среды. В зависимости от температуры следовало рассчитать норматив потребления. С учетом уточнения исковых требований истцы просили обязать ответчика произвести перерасчет по коммунальной услуге «отопление» и взыскать в их пользу денежные средства в сумме 18613,14 рублей, неустойку из расчета 3% за каждый день просрочки в сумме 129546,81 рублей, компенсации морального вреда в размере 200000 рублей, штраф в размере 180518,81 рублей, убытки 878,00 рублей, понесенные в связи с получением технического паспорта в «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ», убытки 12000,00 рублей, понесенные в связи с проведением экспертизы ООО «РосЭкспертиза». Истца просили признать бездействие ответчика незаконным, выраженное в том, что ответчик отказался произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы, за коммунальную услугу «отопление» за спорный период, январь 2014 года, февраль 2014 года, март 2014 года, октябрь 2015 года, февраль 2016 года, март 2016 года, с учётом действующих законодательств указанных в претензии от ДД.ММ.ГГГГ. На претензию от ДД.ММ.ГГГГ, направленную ответчику повторно, отказался отвечать. Признать бездействие ответчика незаконным, выраженные в том, что в короткие сроки не восстановил, работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии, тем самым нарушил свои обязанности по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома (МКД).

Истец ФИО7, ее представитель ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали, указали доводы, аналогичные тем, которые содержатся в исковом заявлении.

Истец ФИО9 в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 исковые требования ФИО3 не признал, указал, что расчет платы за отопление произведен в соответствии с требованиями законодательства, оснований для перерасчета платежей не имелось, ответчик ООО «Мул-Авто» не нарушал прав истцов, на все обращения даны ответы, ответ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 отказалась получить. Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3

Представитель третьего лица публичного акционерного общества «Т Плюс» (прежнее наименование Ресурсоснабжающая организация ПАО «ВТГК»), действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, исковые требования ФИО3 не признал, указал, что истцы не уполномочены устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится только на основании решения уполномоченного органа, в данном случае на основании решения Энгельсского муниципального Собрания депутатов Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 822/51-02 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечня услуг по содержанию жилья», использование других данных при расчетах начислений за потребленную коммунальную услугу в квартире истцов, недопустимо, противоречит действующему законодательству. Представитель третьего лица просил отказать в удовлетворении требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3

Согласно ч. 1 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Судом установлено, что ФИО3 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, каждому принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Управляющей организаций является ООО «Мул-Авто».

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Волжская ТГК» (ПАО «Т Плюс») и ООО «Мул-Авто» заключен договор теплоснабжения (на снабжение тепловой энергии в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), действия которого распространяются на отношения сторон, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1 договора теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию.

В приложении к договору, одним из объектов, в который через присоединенную сеть для целей оказания коммунальных услуг подается тепловая энергия в горячей сетевой воде, указан в том числе, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : <адрес>

Судом установлено, что в феврале, марте 2014 года, октябре 2015 года, феврале, марте 2016 года начисления оплаты за отопление в <адрес> производилось по нормативу, установленному решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 822/51-02 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечня услуг по содержанию жилья», а именно из расчета 0,204 Гкал на 1 м2 отапливаемой площади в год (или 0,034 Гкал/м2 в месяц, 0,204 Гкам2 : 6 месяцев отопительного сезона)(л.д. 80).

Согласно техническому паспорту на общедомовой прибор учета тепловой (ОДПУ) энергии пределы основной относительной погрешности преобразования количества жидкости в количестве импульсов на выходе составляет 2%, в октябре 2015, феврале, марте 2016 года погрешность показания превышала.

В январе 2014 года ОДПУ ТЭ вышел из строя, а именно оптический разъем не отвечал на адаптер переноса данных (показаний) на ПК УПД-2У (л.д. 80).

В акте о демонтаже прибора учета тепловой энергии указано, что произвести съем архива показаний ОДПУ ТЭ не представляется возможным, отсутствует соединение с адаптером. Сделан вывод о том, что необходимо произвести демонтаж ОДПУ для проведения ревизии (л.д. 81).

В акте о демонтаже прибора учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о необходимости направления ОДПУ в специализированную организацию для проведения ремонтных работ (л.д. 82).

В последующем специализированной организацией ООО «СаяныЭнегоМонтаж» (ООО «СЭМ) установлена неисправность: низкий заряд питающего элемента 2,4 В, при норме 3,6 В, оптический разъем не отвечает на адаптер переноса данных показаний на ПУ УПД -2У (л.д. 83).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мул-Авто» передал, а ООО «СЭМ» принял теплосчетчик для проведения ремонта (л.д. 84).

Расчет платы за февраль, март 2014 года составил: 76,10х 0,034х 1882,4= 4871 руб. 15 коп. (то есть площадь квартиры х норматив х тариф, Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/36) ( л.д. 80).

В октябре 2015 года : 76,10х 0,034х 2067,21= 5348 руб. 70 коп. минус 1481 руб. 06 коп ( перерасчет в связи с началом отопительного сезона). = 3864 руб. 64 коп. (Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2014 года № 61/3).

В феврале, марте 2015 года: 76,10х 0,034х 2067,21= 5348 руб. 70 коп. (Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2014 года № 61/3).

Начисления по нормативу осуществлялось в связи с неисправностью прибора учета и превышением погрешности.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений с многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В п. 2 Правил № 354 указано, что норматив потребления коммунальной услуги это - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (далее Правила № 306) норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Пунктом 3 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

В силу пункта 17 Правил № 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

Решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 822/51-02 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечня услуг по содержанию жилья», утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, а именно из расчета 0,204 Гкал на 1 м2 отапливаемой площади в год (или 0,034 Гкал/м2 в месяц, 0,204 Гкам2 : 6 месяцев отопительного сезона).

Таким образом, при расчете размера платы за коммунальную услугу отопление в <адрес> многоквартирного <адрес>, следовало применять норматив потребления коммунальной услуги для отопления жилых помещений 0,034 Гкал/м2.

Согласно п. 15 Правил №306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Из содержания п. 9 Правил №306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).

В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом 2 и более управляющие организации вправе обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением в случаях, когда объем жилищного фонда, в отношении которого осуществляется деятельность по предоставлению коммунальных услуг, каждой из таких организаций недостаточен для соблюдения условий представительности выборки для применения метода аналогов. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.

Таким образом, суд не уполномочен устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг и применять его для расчета платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.

В связи с чем, расчеты, представленные истцами, не могут быть приняты во внимание. В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги следует отказать.

Иные требования о взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда, штрафа, производны от основного требования и в удовлетворении основного требования (о перерасчете) отказано, то поэтому должно быть отказано в удовлетворении иных требований.

Истцы просили признать бездействие ответчика незаконным, выраженное в том, что в короткие сроки не восстановил, работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии, тем самым нарушил свои обязанности по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома (МКД).

С учетом того, что по делу не установлены доказательства, свидетельствующие о том, что неисправности прибора учета устранялись по продолжительности больше того времени, чем требовалось на их устранение, то поэтому в удовлетворении исковых требований должно быть отказано. Бездействие со стороны ответчика отсутствовало.

Согласно п. 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отсутствует со стороны ответчика бездействие, выраженное в отказе провести проверку правильности расчета. Истцы обращались с претензиями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Предмет обращения был одинаков (имела место разница в сумме, подлежащей выплате). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что до ДД.ММ.ГГГГ установление нормативов потребления коммунальных услуг производилось по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающей организации. На управляющую компанию обязанность изменения действующего норматива на отопление до указанной даты возложена не была. Указано, что в настоящее время управляющая компания может обратиться за изменением нормативов, но обязанность также отсутствует. Таким образом, обращение было рассмотрено. Дата письма от ДД.ММ.ГГГГ позже даты ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, все доводы заявителей, в том числе по претензии от ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены. В материалы дела представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует что ответ был подготовлен (отказа отвечать на письмо не было), но в письме имеется отметка об отказе ФИО7 получать ответ. Ненаправление письма почтой истцами не обжалуется, истцы не лишены возможности обратиться в суд с самостоятельными требованиями в данной части.

Руководствуясь статьями 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Мул –Авто» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков, признании бездействия незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Председательствующий Е.В. Пириева

Секретарь ФИО8