ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-647/2017 от 05.06.2017 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№2-1-647/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.06.2017г. г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Берг О.Н., при секретаре Цветковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Красноуфимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанностей направить заявку и сведения для проведения категорирования транспортных средств и возложении обязанностей произвести специальную оценку условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском указав, что <****>. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны труда в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту ИП ФИО1).

Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации. Одним из основных видов экономической деятельности индивидуального предпринимателя является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на пригородных маршрутах.

Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств индивидуальному предпринимателю на праве собственности принадлежат 2 автобуса марки «ГАЗ-322132» на 13 мест.

Вместе с тем, из объяснений ФИО1 следует, что категорирование с учетом степени угрозы совершения террористического акта, а также оценка уязвимости автотранспортных средств используемых им для перевозки пассажиров и багажа не проводились, паспорта транспортных средств не разрабатывались, заявка и сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования в Росавтодор не направлялись.

Кроме того, проверкой установлено, что у индивидуального предпринимателя имеются наемные работники, с которыми заключены трудовые договоры. В нарушении трудового законодательства РФ специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда не проведена.

На основании положений ст.ст.21,212,353 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2,8 ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст.ст. 1,4,6,9 ФЗ «О транспортной безопасности» истец просит обязать ИП ФИО1 направить заявку и сведения для проведения категорирования в Федеральное дорожное агентство РФ на транспортные средства: автобус на 13 мест марки «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014, автобус на 13 мест марки «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014, посредством которых ИП ФИО1 осуществляет регулярные перевозки пассажиров на территории ГО Красноуфимск, в срок до 01.09.2017г.; обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2018г. провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, взыскать с ИП ФИО1 в федеральный бюджет сумму государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца Берг О.Н. поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие, с требованиями согласен.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от <дата>.: ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.7).

ФИО1 выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, что подтверждается лицензий от <дата>. (л.д.9). Для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ФИО1 приобретено два транспортных средства марки «ГАЗ-322132» для маршрутных перевозок.

Из трудовых договоров №1-109/2014 и б/н от <дата> и <дата>. следует, что между ФИО1. и ФИО4,ФИО5 заключены трудовые договоры. (л.д.22-24)

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Как было указано ранее, Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства у ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе указанной проверки было установлено, что специальная оценка условий труда рабочего места по должности водитель микроавтобуса (автобуса) не проведена, что подтверждено объяснением индивидуального предпринимателя от <дата>. ( л.д.5).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 нарушил положения ст.4, 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда", абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому требование истца о возложении на ИП ФИО1 обязанности в срок до 31.12.2018г. провести специальную оценку условий руда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При рассмотрении требования о направлении заявки и сведений для проведения категорирования транспортных средств, суд приходит к следующему.

Договорами на обслуживание населения ГО Красноуфимск пассажирскими перевозками от <дата>. подтверждается, что ИП ФИО1 осуществляет пассажирские перевозки по регулируемым тарифам (л.д.13).

Согласно ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.

Федеральным законом "О транспортной безопасности" закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Понятие категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для целей Федерального закона "О транспортной безопасности" отражено в пункте 2 ст. 1, согласно которому - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Понятие оценки уязвимости дано в пункте 6 ст. 1 данного Закона, согласно которому это - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Из анализа части 3 ст. 6 ФЗ "О транспортной безопасности" и Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранспорта РФ от 29.01.2010 г. N 22, следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти.

Напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена. Аналогичное полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 названного Закона делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В то же время система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства предусмотрена Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 42, в соответствии с п. 5.7 которого обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности именно субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.

Во исполнение пункта 1 ст. 9 ФЗ "О транспортной безопасности" Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 г. утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 2 названного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

По смыслу приведенных правовых норм (в их совокупности) разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости, а оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств производится после осуществления категорирования.

Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца транспортного средства, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.02.2011 г. N 62.

В ходе вышеуказанной проверки, проведенной Красноуфимской межрайонной прокуратурой, было установлено, что ИП ФИО1 заявку и сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования транспортных средств, используемых в лицензируемой деятельности, не подал, что подтверждено объяснением индивидуального предпринимателя от <дата>. ( л.д.5).

В результате такого бездействия создается угроза причинения вреда в будущем, подвергается риску безопасность граждан.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 нарушил требования ФЗ "О транспортной безопасности", поэтому требование истца о возложении на ИП ФИО1 обязанности в срок до <дата>. направить заявку и сведения для проведения категорирования в Федеральное дорожное агентство РФ на транспортные средства: автобус «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014, автобус «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Также с ИП ФИО1 в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей, от уплаты которой истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до <дата>. провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 направить заявку и сведения для проведения категорирования в Федеральное дорожное агентство РФ на транспортные средства: автобус «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014, автобус «ГАЗ-322132 VIN номер Х№1-109/2014 посредством которых ФИО1 осуществляет регулярные перевозки пассажиров на территории ГО Красноуфимск, в срок до 01.09.2017г.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -10.06.2017г.

Судья: С.А. Бунакова.