Дело № 2-1-656/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области
в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Ерохиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного Орловской области суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании произвести индексацию страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании произвести индексацию страховой пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ была проиндексирована социальная страховая часть пенсии на 4%. Она является пенсионером по возрасту, однако ей индексация страховой пенсии произведена не была в связи с тем, что, по мнению ответчика, она является «работающим пенсионером». Она является приемным родителем, ей выплачивается вознаграждение приемного родителя, которое относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанности приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнение оплачиваемой работы, а приемного родителя – работающим пенсионером.
Просила обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области произвести ей индексацию страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе ФИО2 исковые требования не признала.
Представители третьих лиц администрации г. Ливны и отдела опеки и попечительства администрации г. Ливны исковые требования нашли обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 ч. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии со ст. 18 ч. 10 вышеуказанного Федерального закона, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.
Действие вышеуказанных положений приостановлено до 1 января 2017 года Федеральным законом от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».
В соответствии со ст. 7 ч. 1 Федерального закона от 29.12.2015 года № 385-ФЗ, индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, согласно которой пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, индексация размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществлявшим не только работу, но и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с материалами гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Ливны и ФИО1 заключен договор о передаче малолетнего, оставшегося без попечения родителей, К, на воспитание в приемную семью ФИО1
Пунктом 6 вышеуказанного договора предусмотрено, что приемному родителю ФИО1 выплачивается денежное вознаграждение за приемного ребенка.
Постановлением администрации Орловского района от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 назначена опекуном на возмездной основе над несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получает трудовую пенсию по старости.
Из уведомления Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 отказано в индексации размера страховой части пенсии в связи с тем, что по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета она осуществляет работу по настоящее время.
Приемной семьей, в соответствии с ч. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ, признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (ч. 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 153.1 СК РФ).
То есть положения вышеуказанной статьи Семейного кодекса РФ разграничивают вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, и предусматривают несколько видов обеспечения для приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком выпиской из лицевого счета застрахованного лица и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам по ФИО1
Поскольку ФИО1 предусмотренные договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью обязанности приемного родителя исполняет на возмездной основе, за вознаграждение, с которого производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в силу положений Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 года № 385-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленный истцу, не подлежит индексации.
В связи с изложенным, исковые требования ФИО1 об обязании ответчика произвести индексацию страховой пенсии суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании произвести индексацию страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья