Дело № 2-1-663/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2019 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием представителя истца ФИО1 адвоката Силаковой Л.А., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную пенсию,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, и возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что ее стаж работы в образовательных учреждениях для детей составляет более 25 лет. Полагая, что у нее возникло право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, 21 декабря 2018 г. она обратилась в адрес ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии. В письме от 25 марта 2019 г. в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Территориальным органом Пенсионного фонда не засчитан в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период ее работы в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г., составляющий 6 месяцев. Основанием для принятия такого решения послужило отсутствие подтверждения компетентными органами иностранного государства того обстоятельства, что данный период работы засчитывается при назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. С решением ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) она не согласна, поскольку оно противоречит положениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Период ее трудовой деятельности в детском дошкольном учреждении г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан делится на две части: с 1 декабря 1991 г. по 13 марта 1992 г. (дата подписания Соглашения) и с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1992 г. В силу положений ст. 1 и ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. В Письме Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 содержатся разъяснения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР. В данном письме указано, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения. Поскольку запись в трудовой книжке, оформлена в надлежащем порядке на территории Республики Таджикистан, считает, что период ее работы в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. необоснованно не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Кроме того, из расчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации 21 января 2005 г., с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г., с 21 апреля 2005 г. по 22 апреля 2005 г., 26 апреля 2005 г., с 17 мая 2005 г. по 18 мая 2005 г., 8 декабря 2005 г., с 24 января 2007 г. по 25 января 2007 г., с 19 февраля 2007 г. по 20 февраля 2007 г., с 9 апреля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 21 мая 2007 г. по 22 мая 2007 г., с 10 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г., с 1 июня 2015 г. по 5 июня 2015 г., с 20 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г. Вместе с тем, в период ее нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, таким образом, отказ ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) во включении указанного периода в специальный стаж не соответствует положениям трудового и пенсионного законодательства.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит возложить на ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период ее работы в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 21 января 2005 г., с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г., с 21 апреля 2005 г. по 22 апреля 2005 г., 26 апреля 2005 г., с 17 мая 2005 г. по 18 мая 2005 г., 8 декабря 2005 г., с 24 января 2007 г. по 25 января 2007 г., с 19 февраля 2007 г. по 20 февраля 2007 г., с 9 апреля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 21 мая 2007 г. по 22 мая 2007 г., с 10 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г., с 1 июня 2015 г. по 5 июня 2015 г., с 20 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г. Обязать ответчика назначить ей пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента возникновения права на пенсию.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, реализовала свое право на участие в судебном разбирательстве через представителя. Представитель истца адвокат Силакова Л.А. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что ФИО1 работала в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г., то есть после распада СССР. Для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, требуется подтверждение компетентными органами Республики Таджикистан. Документы, представленные истцом в адрес территориального органа Пенсионного фонда, не дают ей право на назначение пенсии за выслугу лет, однако период работы ФИО1 в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. включен в общий трудовой стаж. Курсы повышения квалификации также исключены из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, поскольку в эти периоды истцом фактически педагогическая деятельность не осуществлялась, учебная нагрузка не выполнялась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который определяет основания и порядок реализации права граждан на страховые пенсии.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено право на досрочное назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Частью 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 27 приведенного Федерального закона, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. «м» ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» применялся для учета стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, в период с 1 января 1960 г. до 1 октября 1993 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, поименована должность воспитателя, а также предусмотрены детские сады и сады-ясли.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании приказа от 1 августа 1990 г. была принята на работу в должности воспитателя яслей/сада № 17 Курган-Тюбинского ГОРОНО, а 1 июня 1992 г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию в связи с переменой места жительства (л.д. 10-13, 14, 56-65).
После распада СССР, то есть с декабря 1991 г., указанное детское дошкольное учреждение находилось на территории Республики Таджикистан.
Согласно уведомлению ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о вынесенном решении от 25 марта 2019 г. по обращению ФИО1 о назначении ей пенсии в связи с педагогической деятельностью, период ее работы в должности воспитателя яслей-сада № 17 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан с 1 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Период работы на той же должности в том же учреждении с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. в стаж на соответствующих видах работ не включен (л.д. 8-9).
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Частью 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно ст. 10 и ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимают необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. подготовлено письмо № 1-369-18, зарегистрированное в Минюсте Российской Федерации 21 февраля 1994 г. № 497. В данном письме, в частности, указано, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В качестве основания для исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периода работы ФИО1 с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан, ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) указывает на отсутствие подтверждения компетентными органами Республики Таджикистан о наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости.
В связи с возникшей необходимостью ознакомления с иностранным законодательством в порядке оказания международной правовой консультативной помощи, судом в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области были запрошены сведения об источнике информации, с использованием которого можно ознакомиться с законодательством Республики Таджикистан в области пенсионного законодательства.
Как следует из представленной по запросу суда информации, нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере пенсионного законодательства размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства труда, миграции и занятости населения указанного государства (http://mehnat.tj) во вкладке «Законодательство» (л.д. 53).
Верховным Советом Республики Таджикистан 25 июня 1993 г. принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» № 796, гарантирующий всем гражданам, проживающим в Республике Таджикистан, право на материальное обеспечение в старости и в других случаях путем предоставления трудовых и социальных пенсий, предусмотренных настоящим законом.
Постановлением Верховного Совета Республики Таджикистан от 25 июня 1993 г. определен порядок введения в действие Закона Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан», согласно которому названный Закон вступает в действие с 1 января 1994 г.
Пунктом 4 Постановления Верховного Совета Республики Таджикистан от 25 июня 1993 г. предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В п. 8 указанного Постановления Правительству Республики Таджикистан поручено до 1 января 1994 г. разработать и утвердить списки производств, профессий и показателей, дающих право на получение пенсии за работу с вредными условиями труда, а также перечни пенсий за выслугу лет.
Данным Постановлением также установлено, что до утверждения Правительством Республики Таджикистан списков производств, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, действуют списки, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также изменения и дополнения к ним.
Рассматриваемые правоотношения имели место в с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г., то есть до принятия Закона «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» и Постановления Верховного Совета Республики Таджикистан от 25 июня 1993 г. «О порядке введения в действие Закона Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан», однако исходя из смысла и содержания приведенных выше норм, законодательство Республики Таджикистан прямо предусматривало применение законодательства СССР в переходный период.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. вопросы, связанные с назначением пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, на территории Республики Таджикистан регулировались законодательством СССР, в частности Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно информации Управления агентства социального страхования и пенсии при правительстве Республики Таджикистан по г. Бохтар и Межведомственного архива по личному составу при исполнительном органе государственной власти г. Бохтара Хатлонской области Республики Таджикистан, адресованной ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное), ФИО1 работала в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе с 1 августа 1990 г. по 1 июня 1992 г., ей начислялась заработная плата, выплачивались ежемесячные премии, доплаты и надбавки, производились отчисления в фонд социального страхования и пенсии по установленным тарифам. Весь период ее работы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан учитывается при досрочном назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (л.д. 15, 16, 17, 18).
По указанным основаниям, а также принимая во внимание, что территориальным органом Пенсионного фонда период работы ФИО1 в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г. включен в общий трудовой стаж, то есть ответчиком признается факт ее работы в дошкольном образовательном учреждении для детей, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
ФИО1 также заявлены требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации: 21 января 2005 г., с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г., с 21 апреля 2005 г. по 22 апреля 2005 г., 26 апреля 2005 г., с 17 мая 2005 г. по 18 мая 2005 г., 8 декабря 2005 г., с 24 января 2007 г. по 25 января 2007 г., с 19 февраля 2007 г. по 20 февраля 2007 г., с 9 апреля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 21 мая 2007 г. по 22 мая 2007 г., с 10 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г., с 1 июня 2015 г. по 5 июня 2015 г., с 20 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г.
Согласно записям в трудовой книжке истца, в указанные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя младших классов в образовательных учреждениях Мценского района Орловской области (л.д. 56-65).
Положениями п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
На основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Для учителей, повышение квалификации - обязательное условие для осуществления педагогической деятельности, при этом истец направлялась на курсы в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и соответствующими отчислениями в пенсионный орган.
Направление ФИО1 на курсы повышения квалификации имело место в период ее работы, подлежащий зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, что подтверждается данными о ее стаже, подготовленными территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, трудовой книжкой, удостоверениями Орловского областного института усовершенствования учителей и БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» от 18 мая 2005 г., от 22 мая 2007 г., от 21 ноября 2014 г., от 1 июля 2016 г. (л.д. 28-29, 56-65, 67, 68, 69, 70).
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Судом установлено, что ФИО1 обратилась в адрес ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 21 декабря 2018 г. (л.д. 71-76).
Уведомлением ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) № 06-1147 от 25 марта 2019 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы - 25 лет, в специальный стаж ей засчитано 24 года 6 месяцев 26 дней (л.д. 8-9).
Вместе с тем, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не должны включаться в специальный стаж, так как истцом в эти периоды трудовая деятельность не осуществлялась, норма учебной нагрузки не выполнялась, являются несостоятельными, поскольку в эти периоды ФИО1 занимала должность учителя младших классов в образовательных учреждениях для детей. Направление работника на курсы повышения квалификации предусмотрено законодательством, не включение в специальный стаж указанных периодов влечет необоснованное ограничение конституционного права истца на пенсионное обеспечение.
Общее время нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации, составляющее 45 дней, также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Поскольку в специальный стаж истцу засчитано 24 года 6 месяцев 26 дней, на момент обращения в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе (межрайонное) стаж работы ФИО1 по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей составлял более 25 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии 21 декабря 2018 г., то есть после возникновения у нее права, в связи с чем ее исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец не настаивает на взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, данные расходы в ее пользу не взыскиваются.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 ФИО12 удовлетворить.
Возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы ФИО1 ФИО13 в должности воспитателя яслей/сада № 17 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан с 1 декабря 1991 г. по 1 июня 1992 г., а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации в период: 21 января 2005 г., с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г., с 21 апреля 2005 г. по 22 апреля 2005 г., 26 апреля 2005 г., с 17 мая 2005 г. по 18 мая 2005 г., 8 декабря 2005 г., с 24 января 2007 г. по 25 января 2007 г., с 19 февраля 2007 г. по 20 февраля 2007 г., с 9 апреля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 21 мая 2007 г. по 22 мая 2007 г., с 10 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г., с 1 июня 2015 г. по 5 июня 2015 г., с 20 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г.
Возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить ФИО1 ФИО14 пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента ее обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации, но не ранее возникновения права на данную выплату, то есть с 21 декабря 2018 г.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2019 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева