Дело № 2-1-6786/2023
64RS0042-01-2023-007994-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 октября 2023 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ребневой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости,
установил:
комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А. В соответствии с письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ББ-04/1355, сведений об объекте недвижимого имущества – повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А не имеется. В соответствии с письмом ГБУ СО «Госкадастроцентка» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о правообладателе объекта недвижимости повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А отсутствуют. Согласно архивной справки МБУ «Архив» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведений о вводе в эксплуатацию повысительной насосной станции площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А не имеется. Согласно информации министерство строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о разрешении на ввод в эксплуатацию повелительной насосной станции площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А не выдавалось. Согласно письму комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А в реестре объектов муниципальной собственности не числится. В течение трех месяцев со дня постановки на учет указанного объекта недвижимости оно является бесхозяйным объектом недвижимости и <адрес> вправе требовать признания права муниципальной собственности на него. Просит суд с учетом уточнений, признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> муниципального района на вышеуказанный объект недвижимости.
Представители заявителя, заинтересованных лиц администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, муниципального унитарного предприятия «Энгельс-Водоканал Энгельсского муниципального района <адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Так, насосная станция - комплексная система для перекачки жидкостей из одного места в другое, включает в себя здание, которое состоит из наземных и подземных частей, имеющих связь с землей, предназначенная для производственных целей.
Пунктом 3.3 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ водопровод представляет собой комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станцию очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары, для обеспечения водой определенного качества потребителей.
Согласно статье 8Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из смысла ст. 225 ГК РФ, юридически значимым обстоятельством при разрешении данной категории дел является наличие или отсутствие собственника недвижимого имущества, а также факта отказа собственника при его установлении от своего права. Отказ может быть выражен в совершении действий или в бездействии, определенно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с п. 5 Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № к настоящему Порядку): орган местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенныхтерриториях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 13 Приказа объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
В силу п. 14 Приказа запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А, что подтверждается записью №У.
В соответствии с Положением о Комитете, Комитет осуществляет постановку на государственный учет и обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории Энгельсского муниципального района, и предназначенное для решения вопросов местного значения Энгельсского муниципального района.
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ББ-04/1355 видно, что сведения об объекте недвижимого имущества – повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А отсутствуют.
Согласно письму ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о правообладателе объекта недвижимости повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А отсутствуют.
По архивной справке МБУ «Архив» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведений о вводе в эксплуатацию повысительной насосной станции площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А не имеется.
Из информации министерство строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ видно, что сведения о разрешении на ввод в эксплуатацию повелительной насосной станции площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А не выдавалось.
Согласно письму комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А в реестре объектов муниципальной собственности не числится.
Из ответа на запрос суда МУП «Энгельс-Водоканал Энгельсского муниципального района <адрес>» сообщает, что объект недвижимости: ПНМ площадью 39,2 кв.м на балансе МУП «Энгельс-Водоканал» не числится.
Суд принимает во внимание, что спорное имущество в силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 3 части 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 отнесено к муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры городов.
Установлено, что спорное имущество используется в целях водоснабжения населения Энгельсского муниципального района.
Поскольку спорный линейный объект поставлен на учет как бесхозяйный ДД.ММ.ГГГГ, трехмесячный срок с даты постановки на учет истек, собственник недвижимости не установлен, о своих права на объект он не заявил, возражений относительно заявления суду не предоставил, требование Комитета о признании права муниципальной собственности на спорный объект подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> муниципального района на объект недвижимости – повысительная насосная станция площадью 39,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в районе частного домовладения по <адрес> и многоквартирного дома по <адрес>А.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 03 ноября 2023 года.
Председательствующий подпись
Верно
Судья Е.Б. Ребнева