Дело № 2-1-7023/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Ивановой И.Н.,
при секретаре Логуновой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 02 октября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании права на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству труда и социальной защиты Калужской области суд о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. В обоснование указал, что признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди по улучшению жилищных условий составом семьи три человека в администрации города Козельска. При этом истец является ветераном боевых действий, удостоверение выдано УВД Калужской области ДД.ММ.ГГГГ, однако с рапортом об его выдаче он обращался в ДД.ММ.ГГГГ году, но указанное удостоверение своевременно ему не выдали по причине отсутствия в государственном органе бланков удостоверений. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от Администрации городского поселения «Город Козельск» уведомление о необходимости обновления документов и представления их в адрес ответчика. После предоставления указанных документов, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № известил истца об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, мотивировав это тем, что поскольку удостоверение ветерана боевых действий истцу выдано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец не включен в список лиц на получение выплаты.
Истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, обосновав, указывая, что с письменным рапортом о выдаче удостоверения ветерана боевых действий истец обращался в подразделение УМВД России по Калужской области в ДД.ММ.ГГГГ года. По независящим от истца причинам удостоверение ему было выдано ДД.ММ.ГГГГ, что создает истцу препятствия в реализации его права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Третьи лица ФИО3 и ФИО4, извещавшиеся надлежаще, в судебном заседании не присутствовали.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты Калужской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, в письменном отзыве указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что удостоверение «Ветеран боевых действий» истцу было выдано после ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», только ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Третье лицо Администрация городского поселения «Город Козельск», извещенное надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило. В судебном заседании ранее представитель третьего лица оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УМВД России по Калужской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснив, что ситуация с задержкой выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» могла иметь место в связи с тем, что приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего, бланки удостоверения «Ветеран боевых действий» в УВД Калужской области могли поступать с задержкой.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В соответствии с разделом III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" действие статей 3 и 4 данного закона распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.п. 1 и 2 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Согласно статье 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что ФИО1 составом семьи три человека: истец, его жена ФИО3, сын ФИО4, состоит в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства - Администрации города Козельска с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в дело документами учетного дела истца.
Во исполнение положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 года N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Согласно подпункту 2.2 указанной выше Инструкции сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Из рапорта ФИО1 в материалах дела следует, что он обратился в ОВД Козельского района с просьбой о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», указав, что находился в служебной командировке в составе временного органа внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, дата написания истцом рапорта не указана. Как следует из пояснений истца в судебном заседании, указанный рапорт им был написан и подан в августе 2004 года, дата написания рапорта не указана по указанию руководства, в связи с отсутствием бланков удостоверений.
Указанные обстоятельства о времени написания и подачи истцом рапорта, о причинах задержки выдачи удостоверений ветеранам боевых действий уполномоченным органом в лице УВД Калужской области, подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО10. и ФИО11 оснований не доверять которым судом не установлено.
При таких обстоятельствах, поскольку на дату ДД.ММ.ГГГГ истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилых помещениях и состоял на учете в органе местного самоуправления, а также имел право на присвоение звания «ветеран боевых действий», обратился в уполномоченный на выдачу удостоверения орган с соответствующим волеизъявлением в ДД.ММ.ГГГГ года, при этом, удостоверение ветерана боевых действий, подтверждающее его льготный статус, не было ему выдано по причинам, от него независящим (отсутствие необходимых бланков удостоверений в соответствующем подразделении УВД Калужской области), суд считает возможным признать за истцом право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона, по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суд отмечает, что, не смотря на то, что приказ МВД России не содержит указания на срок выдачи удостоверения «ветеран боевых действий», удостоверение подлежало выдаче в разумные сроки.
Так, в пункте 7 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 152 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" указано, что решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается в течение 30 дней со дня регистрации обращения ветерана боевых действий. Выдача удостоверения ветерану боевых действий производится в течение 15 дней со дня принятия решения о его выдаче.
В пункте 12 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", указано, что заявление (рапорт) о выдаче удостоверения подлежит рассмотрению в течение 30 дней.
В пункте 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской Федерации" указано, что заявления, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, регулирующие сходные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что удостоверение ветерана боевых действий истцу выдано в срок, который с учетом аналогии права нельзя считать разумным. При этом, какой-либо вины истца в несвоевременном получении удостоверения не усматривается.
Учитывая, что факт несвоевременной выдачи удостоверения «ветеран боевых действий» напрямую влияет на права истца, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Калужской области удовлетворить.
Признать за ФИО1 И. право на получение мер социальной поддержки, в соответствии подпунктом 3 пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня вынесения через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий
копия верна: судья И.Н. Иванова