ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-719/19 от 25.10.2019 Мценского районного суда (Орловская область)

Дело № 2-1-719/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2019 г. г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием представителя истца ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО1, ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) к ФИО2 о возмещении незаконно полученных сумм ежемесячных денежных выплат,

установил:

ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении незаконно полученных сумм ежемесячных денежных выплат.

В обоснование заявленных требований указано, что 29 декабря 2004 г. ФИО2 обратилась в адрес Территориального отделения Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. К своему заявлению ответчик приложила документы, подтверждающие факт ее работы в Муниципальном унитарном многоотраслевом предприятии жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района в должности оператора котельной, которая располагается на территории д. Малиново-Нагорное Корсаковского района Орловской области, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. С 1 января 2005 г. ей была назначена ежемесячная денежная выплата, размер которой периодически менялся. По состоянию на 1 января 2005 г. сумма ежемесячной денежной выплаты по категории «граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории с льготным социально-экономическим статусом» составляла 200 рублей, на 1 ноября 2005 г. - 230 рублей 02 копейки, с 1 апреля 2007 г. - 247 рублей 27 копеек, с 1 апреля 2008 г. - 268 рублей, с 1 января 2009 г. - 273 рубля, с 1 апреля 2009 г. - 309 рублей, с 1 апреля 2010 г. - 339 рублей 90 копеек, с 1 апреля 2011 г. - 361 рубль 99 копеек, с 1 апреля 2012 г. - 383 рубля 71 копейка, с 1 апреля 2013 г. - 404 рубля 81 копейка, с 1 апреля 2014 г. - 425 рублей 05 копеек, с 1 апреля 2015 г. - 448 рублей 43 копейки, с 1 февраля 2016 г. - 479 рублей 82 копейки, с 1 февраля 2017 г. - 505 рублей 73 копейки, с 1 февраля 2018 г. - 518 рублей 37 копеек. В соответствии с п. 25 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от 22 января 2015 г. № 35н, граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган, осуществляющий указанную выплату, об обстоятельствах, влекущих прекращение оснований для ее выплаты. О данной обязанности ФИО2 была предупреждена при заполнении заявления 29 декабря 2004 г. Согласно записям в трудовой книжке ответчика, из организации, расположенной в зоне с льготным социально-экономическим статусом, она уволилась 13 октября 2006 г., а с заявлением о прекращении ежемесячных денежных выплат в ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обратилась 12 февраля 2019 г. В связи с несвоевременным сообщением об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, у ФИО2 образовалась переплата за период с 1 ноября 2006 г. по 31 декабря 2007 г., с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 мая 2011 г. по 31 января 2019 г., сумма переплаты составила 53419 рублей 39 копеек.

По данным основаниям просит взыскать с ответчика в пользу ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) незаконно полученную ежемесячную денежную выплату в сумме 53419 рублей 39 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1802 рубля 58 копеек.

Представитель истца ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО1 исковые требования подержала. В судебном заседании пояснила, что после увольнения из Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района с 1 ноября 2006 г. по 31 декабря 2007 г. ФИО2 осуществляла трудовую деятельность за пределами зоны с льготным социально-экономическим статусом, что не давало ей право получать соответствующую денежную выплату. В период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. переплата не начислялась, так как ответчик вновь работала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, следовательно, выплата ей производилась обосновано. С 1 января 2009 г. по 30 апреля 2011 г. ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком и постоянно проживала в <...>, однако данный населенный пункт не относился к загрязненной территории, поэтому выплаты в указанный период должны были быть прекращены. В дальнейшем, а именно с 1 мая 2011 г. по 31 января 2019 г. ответчик также получала ежемесячную денежную выплату за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не имея на то законных оснований. Переплата была обнаружена по результатам плановой проверки, проводимой в феврале 2019 г., ранее данная категория получателей социальных выплат на территории Корсаковского района Орловской области не проверялась.

Ответчик ФИО2 исковые требования признала, согласилась с тем, что в тот момент, когда она не работала на территории д. Малиново-Нагорное Корсаковского района Орловской области, то в силу закона, не имела права на получение ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Указала, что постоянно проживает в <...>, территория которой с 1998 г. не относится к зоне с льготным-социально экономическим статусом. Не отрицала, что должна была сообщить об изменении обстоятельств, послуживших основанием для назначения выплаты, но поскольку с момента возникновения права на получение социальной выплаты прошло много времени, она о данной обязанности не помнила. В судебных прениях просила применить сроки исковой давности по заявленным требованиям.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Защита прав и интересов, направление государственной политики в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гарантировано гражданам, указанным в п. 8 ст. 13 данного Закона.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, право на получение ежемесячной денежной выплаты неразрывно связано с фактом осуществления трудовой деятельности либо проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Приказом Министерства труда России от 22 января 2015 г. № 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

Данный порядок устанавливает правила осуществления ежемесячной денежной выплаты, включая процедуру перевода выплаты с одного основания на другое, перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты, а также начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты гражданам, в частности, из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний.

Согласно п. 4 и п. 25 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда России от 22 января 2015 г. № 35н, ежемесячная денежная выплата гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Днем обращения за ежемесячной денежной выплатой при личном обращении считается день приема уполномоченным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации заявления с предъявлением всех документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты или прекращение оснований для ее выплаты.

Аналогичные положения содержались Порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. № 294, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений.

Из материалов дела следует, что Констман (после регистрации брака - ФИО2) Я.В. 11 июня 2002 г. была принята на работу в теплоэнергетический участок Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района на должность оператора котельной Ново-Малиново. Здание котельной располагалось в д. Малиново-Нагорное Корсаковского района Орловской области. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой ответчика, свидетельством о заключении брака, справкой Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района от 8 февраля 2005 г., справкой администрации Парамоновского сельского поселения Корсаковского района Орловской области (л.д. 9, 10-11, 12, 13, 17-23).

29 декабря 2004 г. ответчик обратилась в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Корсаковском районе с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В заявлении указала, что обязуется своевременно сообщать в Управление Пенсионного фонда о перемене места жительства и других обстоятельствах, влияющих на выплату ЕДВ (л.д. 14).

Решением территориального органа Пенсионного фонда от 1 января 2005 г. ФИО3 на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначена ежемесячная денежная выплата по категории «граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории с льготным социально-экономическим статусом», которая на тот момент составляла 200 рублей (л.д. 8).

В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

ФИО3 постоянно проживала и проживает до настоящего времени в <...>.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 д. Малиново-Нагорное Парамоновского сельского Совета Корсаковского района Орловской области отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где также поименована д. Малиново-Нагорное Парамоновского сельского Совета Корсаковского района Орловской области среди населенных пунктов, находящихся на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В период действия Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, то есть с 1 февраля 1998 г. по 20 октября 2015 г., а также Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074, действующего с 21 октября 2015 г. по настоящее время, <...> к территории радиоактивного загрязнения не относилась.

Как следует из трудовой книжки ответчика, 13 октября 2006 г. она уволилась из Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района, и 16 октября 2006 г. была принята на работу в МУП «Коммунсервис» в качестве оператора газовой котельной Новомалиновского теплоэнергетического участка, которая согласно справке главы Корсаковского района Орловской области от 8 октября 2019 г. располагалась на территории д. Новомалиново (л.д. 96).

Таким образом, с момента увольнения из Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Корсаковского района ответчик утратила право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом.

С заявлением о прекращении выплаты ЕДВ за работу в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО2 обратилась в адрес ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) лишь 12 февраля 2019 г. Решением территориального органа Пенсионного фонда от 13 февраля 2019 г. выплата была прекращена (л.д. 15, 16).

Сумма переплаты, в соответствии с представленным истцом расчетом, составила 53419 рублей 39 копеек (л.д. 7).

Размер суммы переплаты определен на основании сведений о произведенных выплатах ЕДВ из материалов выплатного дела, данный расчет ответчиком не оспорен, основан на приведенных выше нормах законодательства и подтвержден исследованными по делу доказательствами.

Поскольку ответчик с 1 ноября 2006 г. утратила право на получение ЕДВ в связи с увольнением, при этом об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты в орган, производящий выплаты, не сообщила, незаконно полученные ею денежные средства подлежат взысканию в пользу ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное).

Вместе с тем ФИО2 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 указанного Кодекса.

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из представленного в материалах дела плана тематических проверок отдела выплаты пенсий и справки ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное), а также пояснений представителя истца, переплата была обнаружена по результатам плановой проверки, проводимой в первом квартале 2019 г., ранее данная категория получателей ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом выплат на территории Корсаковского района Орловской области не проверялась (л.д. 107, 108, 109-111).

О нарушении права и о том, кто является ответчиком по иску о защите этого права истцу стало известно в начале 2019 г., исковое заявление ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) к ФИО2 о возмещении незаконно полученных сумм ежемесячных денежных выплат поступило в Мценский районный суд 31 июля 2019 г., то есть в пределах срока исковой давности.

Таким образом, довод ФИО2 о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям опровергается установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика ФИО2 в пользу ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1802 рубля 58 копеек.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) к ФИО2 о возмещении незаконно полученных сумм ежемесячных денежных выплат удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) незаконно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 53419 рублей 39 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1802 рубля 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2019 г.

Председательствующий Е.В. Журавлева