Дело №РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года г.Ливны Орловской области.
Ливенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего - судьи Соповой Н.И.,
при секретаре Петрыкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Ливенской межрайонной прокуратуры к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Правительству Орловской области об обязании подготовить проект постановления и включить участок дорог в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения,
УСТАНОВИЛ:
Ливенская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области об обязании в течении 10 суток организовать и провести работы по ремонту участка автомобильной дороги от ул. Фрунзе г.Ливны до границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) путем устранения дефектов в виде: пролома площадью 1,11 кв.м., расположенного на расстоянии 25 м. от ул. Фрунзе г.Ливны с размерами по длине 101 см, по ширине 110 см. и по глубине 14 см.; выбоины площадью 0,57 кв.м., расположенной на расстоянии 74 м. от ул.Фрунзе г.Ливны, с размерами по длине 55 см., по ширине 105 см. и по глубине 7 см.; пролома площадью 0,88 кв.м.,, расположенного на расстоянии 155 м от ул. Фрунзе г.Ливны, с размерами по длине 85 см., по ширине 104 см. и по глубине 12 см., указав, что межрайонной прокуратурой в рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на участке дороги без наименования, указанной выше, на покрытии проезжей части из асфальтобетона выявлены множественные дефекты (выбоины, проломы), имеющими вид углубления с резко очерченными краями, в том числе и с полным разрушением покрытия на всю толщину, размеры которых по длине превышают 15 см., по глубине 5 см. и по площади 0,06 кв.м. Вышеуказанные размеры проломов и выбоин превышают предельные значения, установленные п.5.2.4 и табл. 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и создает угрозу безопасности дорожного движения. При этом, согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Обозначенные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленным госинспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Ливенский».
Из ответа администрации г.Ливны с приложенными выкопировкой из Генерального плана г.Ливны и схемой границ муниципального образования г.Ливны следует, что рассматриваемый участок дороги находится за пределами г.Ливны, на территории Ливенского района Орловской области в границах Крутовского сельского поселения, что также подтверждается схемой административных границ сельского поселения.
Также из схемы видно, что рассматриваемый участок дороги находится вне границ населенных пунктов Крутовского сельского поселения.
Кадастровый учет дороги не произведен, сведения о правообладателе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Отсутствие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения создают угрозу безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц (водителей и пешеходов).
Кроме того, наличие подобных дефектов создает условия для причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу (транспортным средствам), что впоследствии является основанием для обоснованных требований по возмещению вреда за счет казны муниципального образования, влечет соответствующие дополнительные расходы, кратно превышающие стоимость проведения ремонтных работ.
Определениями Ливенского районного суда Орловской области от 06.05.2019г. в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: КУ ОО «Орелгосзаказчик» и ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства», от 22.05.2019г. из списка третьих лиц в список ответчиков КУ ОО «Орелгосзаказчик»; от 25.06.2019г. в качестве соответчика Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, от 09.07.2019г. в качестве соответчика привлечен Департамент имущества и земельных отношений Орловской области, от 31.07.2019г. в качестве соответчика привлечено Правительство Орловской области.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, после неоднократных уточнений истец просил суд обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в течении одного месяца подготовить проект постановления Правительства Орловской области о внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 19.11.2015г. №501 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» о включении участка дороги, соединяющей федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью270 м. (=/-) 5 м.), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области;
Обязать Правительство Орловской области включить участок дороги, соединяющий между собой федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км. влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью270 м. (=/-) 5 м.), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области.
В судебном заседании представитель истца заместитель межрайонного прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Никабадзе И.Н. уточненные исковые требования поддержал, от требований к администрации Ливенского района Орловской области, КУ ОО «Орелгосзаказчик», Департаменту имущества и земельных отношений Орловской области отказался, просил исключить их из списка ответчиков.
Представители ответчиков Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Правительство Орловской области в судебное заседание не явились, направили в суд возражения, в которых исковые требования не признали, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании уточненные исковые требования истца считал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляется путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1,4,5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со ст.212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
В силу ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст.5 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (часть1).
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. (часть 2,3).
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (часть 8).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (часть9).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть10).
Согласно ст.6 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 2). Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (часть3).
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть5).
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (часть6).
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (часть11).
Согласно ст.12 Закона №257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона №257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения – к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3).
При этом полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона №196-ФЗ).
В соответствии с Критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 10.07.2015г. №326, к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Орловской области относятся автомобильные дороги, не являющиеся автомобильными дорогами федерального или местного значения, которые в том числе являются подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к административным центрам муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что в адрес Ливенской межрайонной прокуратуры 25.03.2019г. от МО МВД России «Ливенский» поступил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), из которого усматривается, что на участке дороги без наименования, от ул.Фрунзе г.Ливны до границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-119 Орел-Тамбов (131 км. влево) обнаружены выбоины асфальтобетонного покрытия, проломы, размеры которых превышают предельные значения, установленные п.5.2.4 и табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно имеющимся в материалах дела ответам БУ ОО «МР БТИ», Управления муниципального имущества администрации Ливенского района, Управления муниципального имущества администрации г.Ливны, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом автомобильная дорога от ул. Фрунзе г.Ливны до границы полосы отвода федеральной автодороги Р 119 Орел-Тамбов (131 км. влево) протяженностью 270 м., в реестре муниципальной, государственной собственности Орловской области, федеральной собственности не значится. В ЕГРН также отсутствует информация об указанном выше объекте недвижимости.
Ливенский межрайонный прокурор ранее обращался в суд с иском о признании участка дороги бесхозной вещью, возложении обязанности по принятию мер по обращению участка дороги в муниципальную собственность.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. требования прокурора были удовлетворены.
Апелляционным определением Орловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по иску Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутовского сельского поселения Ливенского района Орловской области о признании участка дороги бесхозной вещью, возложении обязанности по принятию мер по обращению участка дороги в муниципальную собственность, отменено.
В удовлетворении исковых требований Ливенского межрайонного прокурора Орловской области о признании автомобильной дороги бесхозной вещью и обязании администрации Крутовского сельского поселения обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права с целью постановки на учет бесхозной недвижимой вещи, отказано.
Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области от 26.02.1996 N 7-ОЗ (принят ООД РФ 26.02.1996) (ред. от 06.05.2019), Правительство области участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии (ст.72.1 ч.5);
по предметам своей компетенции издает постановления и распоряжения (ст.72.1 ч.6).
Как следует из п.4, 5 ст.15 Закона Орловской области от 10.11.2014 N 1683-ОЗ (ред. от 04.04.2019) «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» Правительство Орловской области, в том числе: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организует дорожное движение, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы; утверждает перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения;
Согласно ст.29 указанного выше Закона Правительство Орловской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, нормативных правовых актов Орловской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Как следует из п.6 Постановления Правительства Орловской области от 26.12.2014 N 425 «Об утверждении Положения о Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области» Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику и осуществление управления в строительстве, электроэнергетике и энергосбережении, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте и дорожном хозяйстве, в области жилищных правоотношений, а также осуществляет следующие полномочия, в том числе, разрабатывает предложения, проекты правовых актов, договоров, соглашений и других распорядительных документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, и представляет их на рассмотрение Губернатору Орловской области, Правительству Орловской области в установленном порядке.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку в силу изложенных выше правовых норм осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям Правительства Орловской области.
Суд полагает, что спорный участок автодороги должен относиться к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Орловской области, поскольку он, не является участком автомобильной дороги федерального или местного значения, а является подъездом от автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-119 Орел-Тамбов к административному центру муниципальному образованию г. Ливны, кроме того, данный участок дороги не является самостроем, существует на протяжении более сорока лет, съезд на него с автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-119 имеет светофорную развязку, по данному участку дороги осуществляется проезд с федеральной трассы к муниципальному образованию г.Ливны, в связи с чем, по мнению суда, участок дороги, соединяющий между собой федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью 270 м (+/-5м), необоснованно не был включен в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области.
Ввиду изложенного, с целью осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством, суд считает необходимым обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект постановления Правительства Орловской области о внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 19.11.2015г. №501 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» о включении участка дороги, соединяющей федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью 270 м (+/-5м), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области и обязать Правительство Орловской области включить участок дороги, соединяющий между собой федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью 270 м (+/-5м), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект постановления Правительства Орловской области о внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 19.11.2015г. №501 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» о включении участка дороги, соединяющей федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью 270 м (+/-5м), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области.
Обязать Правительство Орловской области включить участок дороги, соединяющий между собой федеральную автомобильную дорогу Р-119 Орел-Тамбов (131 км влево) и дорогу местного значения по ул. Фрунзе г.Ливны Орловской области протяженностью 270 м (+/-5м), в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Мотивированное решение будет составлено 26 августа 2019г.
Судья