Дело № 2-1- 7652/2016
Решение
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Савенковой Н. В.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мехуборка-Саратов» о признании публичной оферты ничтожной, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования г. Маркс обратилась с иском к ООО «Мехуборка-Саратов» (далее по тексту ООО «Мехуборка-Саратов») о признании публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с ООО «Мехуборка-Саратов» (публичный договор), опубликованной 23 марта 2016 года в газете Марксовского муниципального района Саратовской области «Воложка» ничтожной; применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконными действия ООО «Мехуборка-Саратов» по начислению за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Маркс Саратовской области, по тарифу в размере 103 рубля 60 копеек на 1 человека (для многоквартирного дома) и по тарифу в размере 141 рубль 28 копеек на 1 человека (для частного сектора) за период с 01 мая 2016 года по день вступления в законную силу судебного акта по данному иску. В обоснование требований ссылается на то, что опубликованная ответчиком 23 марта 2016 года публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов нарушает права и законные интересы жителей Марксовского муниципального района, является ничтожной поскольку в договоре (п. 2.1) не определено и не раскрывается порядок оказания услуги по вывозу ТКО, а также сроки и график оказания услуги; в нарушение требований Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 (п. 3.1) не определен режим работы и оказания услуги Исполнителем, а также не указаны нормативные положения действующего законодательства, в соответствии с которыми, данная услуга будет осуществляться; не определен порядок удаления негабаритных отходов; п. 4.1 Договора противоречит требованиям ст. 450 и ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которыми исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; п. 5 Договора существенно повышает тарифы для жителей многоквартирных домов — на 28,46% и для жителей частного сектора — более чем на 42,19%, что является экономически невыгодным; п. 7.2 Договора противоречит требованиям ст. 421 ГК РФ, определяющей свободу заключения договора. Публичный договор не предусматривает условия его расторжения и порядок оплаты услуг по вывозу ТКО. Являясь юридическим лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, опубликовав оферту ущемляет прав неопределенного круга лиц, и навязывает невыгодные для граждан муниципального района условия. Положения публичного договора необоснованны, не конкретизированы и не содержат в себе правовых оснований. Население муниципального района не принимало на себя обязательств при отсутствии индивидуальных договоров, на оказание ответчиком по отношению с ним, услуги по сбору и вывозу ТКО. В нарушение Правил благоустройства муниципального образования г. Маркс, ООО «Мехуборка-Саратов» не согласовывала соответствующие места размещения контейнерных площадок и (или) отдельно стоящих контейнеров. Условия договора ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Ссылается также на то, что в отношении ООО «Мехуборка-Саратов» по факту соблюдения требований действующего законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления, Марксовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой в адрес директора внесено представление.
Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности доводы искового заявления поддержала в полном объеме. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Мехуборка- Саратов» ФИО2 исковые требования не признала. Считает иск надуманным и не подлежащим удовлетворению в связи со следующим. Публичная оферта ООО «Мехуборка-Саратов» о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов была опубликована в газете «Воложка» для физических лиц на территории Марксовского муниципального района. В публичной оферте о заключении договора указаны все существенные условия договора, которые требованиям действующего законодательства не противоречат и прав и законных интересов жителей муниципального района не нарушает. Цена на услугу по вывозу твердых бытовых отходов складывается из статей затрат предприятия: на горючие и смазочные материалы, на ремонт и запасные части, фонд оплаты труда работников, обязательные платежи. Калькуляция стоимости услуги по вывозу отходов утверждается директором ООО «Мехуборка-Саратов». Поскольку услуги по вывозу и захоронению ТБО являются неразрывными, то стоимость данных услуг складывается из двух составляющих: тарифа на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов, установленного государственным регулирующим органом и стоимость услуг по вывозу (транспортированию) отходов специализированной организацией ООО «Мехуборка-Саратов». Стоимость услуг по вывозу ТКО ООО «Мехуборка-Саратов» для населения г. Маркса Саратовской области в 2016 году отражает реальные затраты хозяйствующего субъекта для осуществления обществом разрешенного вида экономической деятельности и подтверждается калькуляцией.
Согласно калькуляции ООО «Мехуборка-Саратов» с 01.05.2016 года стоимость услуги по вывозу ТКО (в том числе утилизация и захоронение) составляет 565,10 руб. за 1 м3, что в пересчете на одного человека в месяц для многоквартирных домов - 103,60 рублей, для жителей частного сектора - 141,28 рублей. Просила в иске отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Мехуборка-Саратов» является юридическим лицом и оказывает услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на территории Марксовского муниципального района, г. Маркса Саратовской области, в соответствии с учредительными документами, публичной офертой.
Согласно п. 3.4. Устава, общество осуществляет следующие виды деятельности: уборка территории и аналогичная деятельность; удаление отходов и аналогичная деятельность, удаление и обработка твердых отходов, деятельность автомобильного грузового транспорта, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта и др.
Деятельность специализированных предприятий регулируется требованием законов, Санитарными нормами, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, и другими нормативными правовыми актами.
ООО «Мехуборка-Саратов» осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов в соответствии с лицензией № 64-00180, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области 01.06.2016 года, (ранее действовала лицензия серия 064 № 00092 от 17.02.2012 года).
Ответчик (Исполнитель) являясь специализированной организацией, в порядке, регламентированном ст. 421, 426 ГК РФ, 23 марта 2016 года в газете «Воложка» (выпуск от 23.03.2016 года № 22 (№ 18313) опубликовал публичную оферту о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов для физических лиц на территории Марксовского муниципального района, г. Маркса Саратовской области.
На основании ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 2.ст. 437 ГК РФ, предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Обращаясь в суд с требованиями о признании публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с ООО «Мехуборка-Саратов» (публичный договор), опубликованной 23 марта 2016 года в газете Марксовского муниципального района Саратовской области «Воложка» ничтожной; применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконными действий ООО «Мехуборка-Саратов» по начислению за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Маркс Саратовской области по тарифам, указанным в публичном договоре, истцом не приведено доводов и доказательств, подтверждающих заявленные требования. Объективные данные о том, что ответчик действовал с противоправной целью или заведомо недобросовестно осуществлял свои гражданские права, в материалах дела отсутствуют.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 01.01.2001 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, и др.) образуются твердые бытовые отходы (пункт 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155), которые не могут транспортироваться и утилизироваться без лицензии, поскольку деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В свою очередь собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в соответствии со ст. 210 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, а у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (ч. 1,2 ст. 153 ЖК РФ).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее –ТКО) применяются правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Пунктом 4 вышеприведенной нормы определено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Статьей 438 ГК РФ предусмотрено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, а совершение лицом, получившим оферту, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом.
Таким образом, моментом заключения публичного договора является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Представителем истца в судебном заседании не оспаривалось, что ООО «Мехуборка-Саратов» оказывает услуги по вывозу ТБО на территории муниципального образования для населения, также как и то, что данные услуги оказываются качественно и в срок.
Пунктом 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких отходов от 10.02.1997 года № 155 предусмотрено, что Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
С учетом изложенного, публичная оферта о заключении договора с физическими лицами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории Марксовского муниципального района, г. Маркса Саратовской области соответствует нормативным правовым актам, принятым на территории Саратовской области и действующему законодательству РФ, поскольку сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ, который не содержит безусловного требования о заключении между сторонами индивидуальных договоров в письменном виде.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарном-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с Уставом муниципального образования город Маркс, решением Совета муниципального образования город Маркс от 15 августа 2012 года № 371 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Маркс (далее – Правила), которые являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами.
В соответствии с п. 3.1.3. Правил на территории муниципального образования город Маркс запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
В соответствии с п. 3.1.5. Правил в местах общего пользования муниципального образования город Маркс запрещается сжигание отходов производства и потребления.
Согласно п. 3.1.6. Правил вывоз отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется специализированной организацией.
Ссылка истца на то, что в Публичном договоре не определен режим работы и оказания услуги Исполнителем, а также не указаны нормативные положения действующего законодательства, в соответствии с которыми, данная услуга будет осуществляться, является надуманной и противоречит установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Согласно требованиям действующего гражданского законодательства РФ, к существенным условиям договора относится предмет договора, цена услуг, порядок оплаты услуг, адрес и реквизиты, ответственность сторон, срок действия договора.
Взаимоотношения сторон не указанные в договоре, регулируются действующим законодательством РФ.
Согласно п. 1.2. и п. 1.3. Публичного договора, Исполнитель предоставляет услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в соответствии с требованием законов, Санитарными нормами, Правилами благоустройства и другими нормативными правовыми актами.
Пунктом 5 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких отходов от 10.02.1997 года № 155 предусмотрено, что режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.
В пункте 2.2.1. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от 05.08.1988 года № 4690-88 закреплено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Пунктом 2.2.9. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от 05.08.1988 года № 4690-88 предусмотрено, что удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Доводы истца о том, что п. 4.1 Публичного договора, предоставляющий Исполнителю право в одностороннем порядке изменять тарифы, условия и срок оплаты, противоречит требованиям ст. 450 и 421 ГК РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как регламентировано п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Пунктом 1 ст. 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса подлежат регулированию.
Вопрос регулирования тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов разрешен в Постановлении комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 6/1 от 12.02.2015 года и Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 635 от 29 декабря 2015 года «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области».
На территории Саратовской области услуги по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов осуществляет ЗАО «Управление отходами».
03.04.2015 года между ЗАО «Управление отходами» и ООО «Мехуборка-Саратов» заключен договор, по которому ООО «Мехуборка-Саратов» осуществляет передачу отходов на мусороперерабатывающую станцию, с целью их дальнейшей транспортировки и размещению.
Тарифы на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов для ЗАО «Управление отходами» утверждены Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 6/1 от 12.02.2015 года с календарной разбивкой на период их действия, соответственно:
- с 14.03.2015 года по 31.12.2015 года - 349,95 руб./куб.м (с учетом НДС);
- с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года – 365,10 руб./куб.м (с учетом НДС);
- с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года – 377,27 руб./куб.м (с учетом НДС);
- с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года – 388,65 руб./куб.м (с учетом НДС).
Цена на услугу по вывозу твердых бытовых отходов складывается из статей затрат предприятия: на горючие и смазочные материалы, на ремонт и запасные части, фонд оплаты труда работников, обязательные платежи. Калькуляция стоимости услуги по вывозу отходов утверждается директором ООО «Мехуборка-Саратов».
Поскольку услуги по вывозу и захоронению ТБО являются неразрывными, то стоимость данных услуг складывается из двух составляющих: тарифа на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов, установленного государственным регулирующим органом и стоимости услуг по вывозу (транспортированию) отходов специализированной организацией ООО «Мехуборка-Саратов».
С 01.01.2016 года вступил в действие приказ Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 635 от 29 декабря 2015 года «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области» с целью определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области, в связи с чем, нормативы накопления на 1 человека значительно увеличились, что повлекло за собой рост стоимости услуг.
Однако на территории Марксовского района, г. Маркса Саратовской области, ООО «Мехуборка-Саратов» перешло на установленные нормативы накопления твердых коммунальных отходов лишь с 01.05.2016 года.
Стоимость услуг по вывозу ТКО ООО «Мехуборка-Саратов» для населения г. Маркса Саратовской области в 2016 году отражает реальные затраты хозяйствующего субъекта для осуществления обществом разрешенного вида экономической деятельности и подтверждается калькуляцией.
Согласно калькуляции ООО «Мехуборка-Саратов» с 01.05.2016 года стоимость услуги по вывозу ТКО (в том числе утилизация и захоронение) составляет 565,10 руб. за 1 м3, что в пересчете на одного человека в месяц для многоквартирных домов - 103,60 рублей, для жителей частного сектора - 141,28 рублей.
Утверждения представителя истца о том, что ООО «Мехуборка-Саратов» не согласовывало соответствующие места размещения контейнерных площадок, также не могут повлечь признание ничтожным Публичного договора, поскольку решение вопроса о местах дислокации контейнерных площадок для временного складирования твердых коммунальных отходов, отнесено Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.2.10 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от 05.08.1988 года № 4690-88, ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Ответчик не является владельцем контейнерных площадок для размещения мусорных контейнеров на территории Марксовского муниципального района, в связи с чем обязанность по согласованию соответствующих мест расположения контейнерных площадок, на него возложена быть не может.
Кроме того, ООО «Мехуборка-Саратов» не осуществляет начисление платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Маркс Саратовской области, в связи с чем, исковые требования о признании незаконным действий ООО «Мехуборка-Саратов» по начислению платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов являются необоснованным, и не подлежащими удовлетворению.
Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции РФ, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Однако, из названного конституционного права не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ, федеральными законами.
Частью 1 ст. 4 ГПК РФ предусмотрено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что к таким лицам относятся истцы, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, заявители по делам, возникающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства, делам приказного производства.
В силу принципа диспозитивности суд возбуждает гражданское дело по инициативе именно этих лиц, которые материально заинтересованы в исходе дела.
При обращении в суд истцы (заявители) должны доказать наличие такой заинтересованности и указать в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения их прав, свобод или законных интересов (п. 4 ч. 2 ст. 131).
Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя доказывания нарушения своих прав и свобод действиями лежит на истце, при обращении в суд истец должен доказать какие его права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления по заявленным им основаниям.
Вместе с тем истцом не приведены обстоятельства, свидетельствующие о допущенных ответчиком нарушениях прав неопределенного круга лиц, а в материалах дела отсутствуют доказательства того, что права и охраняемые законом интересы жителей Марксовского муниципального района подлежат защите избранным им способом.
То обстоятельство, что Марксовской межрайонной прокуратурой в отношении ООО «Мехуборка-Саратов» проводилась проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и в адрес руководителя внесено представление об устранении нарушений, о незаконности условий Публичного договора не свидетельствует, поскольку судом при рассмотрении настоящего дела нарушений ответчиком требований нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, не установлено.
Публичная оферта о заключении договора с физическими лицами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории Марксовского муниципального района, г. Маркс Саратовской области, опубликованная ООО «Мехуборка-Саратов» в газете «Воложка» (выпуск от 23.03.2016 г. № 22 (№ 18313) требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере не нарушает, а потому оснований для признания ее ничтожной не имеется.
Руководствуясь статьями 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Мехуборка-Саратов» о признании публичной оферты ничтожной, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно.
Судья Н. В. Савенкова
Секретарь ФИО4