ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-76/18 от 14.03.2018 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-1-76/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск 14 марта 2018 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А., с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчика АО «Марий Эл Дорстрой» в лице Козьмодемьянского филиала ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Марий Эл Дорстрой» в лице Козьмодемьянского филиала

о признании незаконными и необоснованными отказа в выплате премий, незаконными и необоснованными выполняемые функции экспедитора с октября 2017 года, исключения из штатного расписания должности экспедитора и отказа в доплате за выполнение обязанностей экспедитора, невыплаты надбавок за разъездной характер работы и компенсации на горячий обед с октября 2017 года,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском.

Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ свои требования, истец указал, что с 24.05.1993 года он работает у ответчика водителем. Его трудовые функции связаны с топливозаправщиками, перевозящими вредные вещества не ниже 3 класса опасности, выполняет функции сливщика-разливщика и его работа носит разъездной характер.

При рассмотрении дела № 2-1-15/2018 по его иску к акционерному обществу «Марий Эл Дорстрой» в лице Козьмодемьянского филиала в Горномарийском районном суде ему стало известно, что незаконен отказ ответчика выплачивать ему премию. Он ждал, что ответчик ему в конце 2017 года выплатит ему премию, но не дождался.

Считает, что ответчик незаконно не выплачивает ему премию за выполнение им трудовых обязанностей. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязывает работодателя, в частности, соблюдать условия трудового договора. Его трудовым договором предусмотрена выплата премии, при этом отсутствует указание, в каких случаях она выплачивается, следовательно, он считает выплата является обязательным и регулярным.

Просит признать незаконным отказ ответчика выплатить премии: с октября 2017 года ежемесячную премию; ежеквартальную премию (октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г.; годовую премию за 2017 год. Он, как работник, добросовестно выполнял и выполняет показатели премирования. Установление выплаты ему премии прямо указано в трудовом договоре независимо от финансовых результатов. Таким образом, работодатель индивидуально договорился с ним, как с работником, выплачивать премии помимо тех премий, что установлены в положении о премировании. Премии входят в состав заработной платы. Лишение его премий незаконно.

С учетом исковой давности с момента его обращения 22.01.2018 ответчик обязан выплатить ему: с октября 2017 года ежемесячную премию, - ежеквартальную премию (октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, - годовую премию за 2017 год.

Просит признать незаконным отказ ответчика доплачивать ему надбавку за выполнение им трудовой функции экспедитора. Профессии водителя и экспедитора согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями.

В экспедиторские должностные обязанности входит:

Выбор наиболее оптимального маршрута и способа перевозки груза (по требованию работодателя он выполняет);

Обеспечение своевременной подачи транспортного средства на место погрузки и разгрузки (по требованию работодателя он выполняет);

Оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов(по требованию работодателя он выполняет);

Отслеживание хода выполнения всех работ, связанных с грузом (погрузочных, перегрузочных и т.д.) - (по требованию работодателя он выполняет);

Занимаются оформлением согласований для перевозок опасных грузов и их сопровождение (по требованию работодателя он выполняет);

Полностью контролируют перевозку груза (по требованию работодателя он выполняет).

Экспедитор должен четко соблюдать должностную инструкцию.

Работодатель грубо нарушает указанные требования. Документально незаконно обязал его выполнять экспедиторские трудовые обязанности (должностная инструкция водителя автомобиля: пункты 2.2, 2.4, 3.2, 3.4), выходящие за пределы обычных должностных обязанностей водителя. Он считает, что работодатель обязан без его обращения устранить указанные нарушения трудового законодательства. Таким образом, с октября 2017 года работодатель в соответствии со ст. 151 ТК РФ обязан ему доплатить выполнение им трудовых функций экспедитора.

Согласно п. 3.4 Трудового договора от 30.07.2010 работнику устанавливается надбавка за разъездной характер работ. Работодатель, подписав трудовой договор, признал разъездной характер работы и обязался выплатить надбавку за разъездной характер работ.

Пунктом 5.28 Коллективного договора Работодатель взял на себя обязательство выплачивать компенсацию на горячие обеды работникам, осуществляющим работу непосредственно на дорогах, в сумме 50 рублей от стоимости одного обеда.

Ответчик, признав его разъездной характер работы и то, что его работа связана с обслуживанием транспортных средств непосредственно на дорогах, лишил его компенсации расходов на горячий обед в размере 50 рублей от стоимости одного обеда.

Истец и его представитель просят суд:

1) признать незаконным и необоснованным отказ ответчика выплатить ему премии: с октября 2017 года - ежемесячную премию, ежеквартальную премию (октябрь, ноябрь, декабрь) 2017 года, годовую премию за 2017 год,

2) признать незаконным и необоснованным выполняемые функции экспедитора с октября 2017 года,

3) признать незаконным и необоснованным отказ в выплате надбавки за разъездной характер работы с октября 2017 года,

4) признать незаконным и необоснованным отказ в компенсации на горячий обед,

5) признать незаконным и необоснованным решение об исключении из штатного расписания профессии (должности) экспедитора.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 полностью поддержали исковые требования. Дополнительно пояснили, что истец ФИО1 трудовую дисциплину не нарушал, добросовестно исполнял свои трудовые обязанности, но премии он не получал. Выполняя обязанности водителя топливозаправщика, он часто выезжает за пределы своей организации, под свою ответственность получает около 5 т ГСМ, доставляет его работодателю, выезжает на объекты для заправки техники или сдает в центральную АЗС, составляет отчетность о движении ГСМ, то есть фактически наряду с основной должностью совмещает функции экспедитора. Отсутствие в штатном расписании должности водителя лишь свидетельствует о том, что работодатель экономит денежные средства, не доплачивая за фактическое выполнение истцом функций экспедитора. Его работа носит разъездной характер, так как он постоянно выезжает за пределы Козьмодемьянского филиала на значительные расстояния как на базу для получения ГСМ, так и на строительные объекты. Разъездной характер работы истца признан работодателем при заключении трудового договора от 30.06.2010 г. (п. 3.4) В связи с этим также имеет право на компенсацию за горячие обеды. Невыплата компенсации истцу на горячие обеды свидетельствует о его дискриминации, то есть его права ущемлены по сравнению с другими работниками, так как он также выезжает объекты.Заявляет, что должность экспедитора была в штатном расписании, но с назначением в качестве директора филиала ФИО5 эту должность упразднили. Упразднение должности экспедитора свидетельствует о необоснованном возложении его обязанностей на водителя, соответственно работодатель таким образом экономит денежные средства в ущерб трудовым правам истца.

Представитель ответчика АО «Марий Эл Дорстрой» в лице Козьмодемьянского филиала ФИО3 иск по всем пунктам не признал по следующим основаниям.

В АО «Марий Эл Дорстрой» действует Коллективный договор 2017-2020 гг. Наряду с Положением о премировании работников АО «Марий Эл Дорстрой» за достижения высоких производственных результатов (приложение ) и Положением о единовременном (разовом) премировании (приложение ) также действуют Положения о порядке надбавки за выслугу лет (приложение ), доплате за работу с вредными и опасными условиями труда (приложение ), начислении надбавки за классность водителям (приложение ), перечень работ и профессий, дающих право на получение молока (приложение ).

Из структуры заработной платы ФИО1 за 2017 год видно, что начисленная его заработная плата состоит из: зарплаты на ремонте; оплаты за классность; оплаты по часовому тарифу; оплаты сверхурочных часов; оплаты замены выдачи молока; оплаты за работу в выходные и праздничные дни; оплаты труда в ночное время; оплаты отпуска; доплаты за вредность (вибрация); вознаграждение за выслугу лет.

Премии работникам Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» в течение 2017 года по итогам работы за различные месяцы, кварталы и в целом за календарный год не выплачивались.

Таким образом, исходя из положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), - Положения о премировании работников за достижения высоких производственных результатов, Положения о единовременном (разовом) премировании, действующих в АО «Марий Эл Дорстрой», принимая во внимание отсутствие в Трудовом кодексе РФ и других законах условий об обязательной выплате премии, ответчик полагает, что премия не является гарантированной частью заработной платы истца, оснований для начисления истцу не усматривается.

В силу статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы заработной платы, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Изложенное свидетельствует о том, что закон не предусматривает обязанность премирования, а в совокупности с положениями статей 129, 135 ТК РФ, Положений (приложений , 4 к Коллективному договору) свидетельствует о наличии у работодателя права премировать работника.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда, основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ).

Ст. 151 ТК РФ предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Таким образом, выполнение дополнительной работы и оплата за неё основаны на волеизъявлении сторон трудовых отношений (работника и работодателя).

С утверждением истца о том, что он постоянно дополнительно осуществлял функции экспедитора, нельзя согласиться.

24.05.1993 г. ФИО1 принят на работу водителем в Козьмодемьянское ЦРСУ, о чем свидетельствует копия трудовой книжки.

30.07.2010 г. ФИО1 продолжил трудовые отношения в должности водителя в Козьмодемьянском филиале Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (в настоящее время Козьмодемьянский филиал АО «Марий Эл Дорстрой»).

30.07.2010 г. между Козьмодемьянским филиалом Медведевского ДРСГУП и ФИО1 заключен трудовой договор , в соответствии с пунктом 1.5. которого работник продолжает работу в качестве водителя.

10.01.2017 приказом водитель ФИО1 закреплен за топливозаправщиком 4923 D2-05 (АТЗ 4,9) ГРЗ С 666 АК/12.

Согласно п. 5.18 Коллективного договора 2017-2020 гг. доплата за совмещение профессий производится в размерах по соглашению сторон трудового договора, то есть размер доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объёма дополнительной работы. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что работодатель поручал истцу выполнение дополнительной работы в качестве экспедитора и заключил с ним соглашение о размере доплаты за эту работу. Истец транспортно-экспедиционной деятельностью не занимается, экспедитором не является.

Штатным расписанием Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» должность экспедитора не предусмотрена. Какие-либо приказы (распоряжения) о доплате ФИО1 за выполнение функций по иным должностям работодателем не издавались.

В соответствие с квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102, профессия водителя характеризуется следующими функциями: управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С", или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности. Буксирование прицепов весом до 750 кг. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Установление маршрута движения опасных грузов, способа их перевозки, согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, согласование альтернативных маршрутов перевозки относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, утвердившим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а также с приказом Минтранса России от 04.07.2011 № 179, утвердившим Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, п. 10.

Истец приказом от 10.01.2017 закреплен за топливозаправщиком для перевозки опасных грузов (бензина, дизельного топлива).

ФИО1 выполняет должностные функции исключительно водителя специализированного транспортного средства, в том числе осуществляет управление насосной установкой автоцистерны. Доказательств осуществления экспедиции грузов, перевозка которых не является внутренней для предприятия, не представлено.

Истец с просьбой заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении с основной профессией профессии экспедитора и назначении доплаты за совмещение к работодателю не обращался. Согласно трудовому договору, подписанному истцом, он обязался выполнять трудовую функцию согласно квалификационному справочнику профессий рабочих и должностной инструкции водителя.

Нельзя согласиться и с утверждением истца о неисполнении работодателем п. 5.28.Коллективного договора АО «Марий Эл Дорстрой» 2017-2020 гг., в соответствии с которым работодатель обязуется выплачивать компенсацию (согласно ведомостей, подаваемых мастерами в бухгалтерию филиала) на горячие обеды работникам, осуществляющим работу непосредственно на дорогах, в сумме 50 рублей от стоимости одного обеда. Коллективный договор АО «Марий Эл Дорстрой» 2017-2020 гг. заключен между работодателем в лице АО «Марий Эл Дорстрой» и работниками в лице профсоюзного комитета АО «Марий Эл Дорстрой», представляющего интересы работников (п.1.1.). По мнению профсоюзного комитета АО «Марий Эл Дорстрой», представляющего интересы работников, п. 5.28 распространяется на работников, непосредственно работающих на объектах (дорогах), то есть выполняющих работу по строительству, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог в силу заключенных государственных и муниципальных контрактов, в состав бригад (бригадир, мастер, асфальтобетонщик, асфальтоукладчик, дорожные рабочие), которые находятся на объектах с 8.00 до 17.00 и не могут покинуть место выполнения работ в течение всего рабочего дня. В силу трудового договора и должностной инструкции основные трудовые функции ФИО1 связаны с управлением транспортного средства и не подразумевают занятость на работах по ремонту, капитальному ремонту и строительству автомобильных дорог. Кроме того, ведомости мастерами филиала в отношении истца в бухгалтерию филиала не подавались. Таким образом, оснований для выплаты компенсации на горячие обеды истцу не усматриваются.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. , предусмотрена должность экспедитора. Штатным расписанием руководителей, специалистов и служащих Козьмодемьянского ДРСГУП, действовавшим с 01.09.2006, и штатными расписаниями руководителей, специалистов и служащих Козьмодемьянского ДРСГУП, действовавшими с 1997 г., должность экспедитора не предусмотрена. Из свода начислений и удержаний заработной платы по сотруднику ФИО1 с описанием её составных частей за период 2005,2006, 2007 годы доплат за выполнение трудовых функций экспедитора не имеется. Таким образом, должность экспедитора штатными расписаниями предприятия в период времени до и после 2008 года не предусмотрена. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продолжил трудовые отношения в должности водителя в Козьмодемьянском филиале Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (в настоящее время – Козьмодемьянский филиал АО «Марий Эл Дорстрой»). Как видно из должностной инструкции водителя от 08.02.2011, с которой ФИО1 ознакомлен под роспись, основные трудовые функции истца связаны с управлением автомобиля. Кроме того, требования истца являются необоснованными, поскольку обращение в суд последовало по истечении срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при этом уважительных причин его пропуска суду не представлено. Истцом пропущен срок для обращения в суд с иском о признании незаконным и необоснованным исключение из штатного расписания предприятия должности экспедитора после 2008 года.

Доводы истца о том, что он также выезжает на строительные объекты для заправки техники, в связи с чем имеет право на компенсацию расходов на горячие обеды, не соответствуют действительности, то есть факты выезда не оспариваются ответчиком, но истец бывает на объектах не более 1/3 своего рабочего времени. Таким образом, он имеет возможность обедать дома.

Ответчик полагает, что иск подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Председатель Профсоюзной организации АО «Марий Эл Дорстрой» ФИО4 просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Судом с участием сторон исследованы представленные ими доказательства: трудовой договор от 30.07.2010, заключенный с работником ФИО1; трудовая книжка ФИО1; Коллективный договор АО «Марий Эл Дорстрой» 2017-2020 гг.; Положение о премировании работников АО «Марий Эл Дорстрой» за достижение высоких производственных результатов от 03.03.2017 г.; Положение о единовременном (разовом) премировании от 03.03.2017 г.; Положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам АО «Марий Эл Дорстрой» и Филиалов от 03.03.2017 г.; Положение О доплате за работу с вредными и (или) опасными условиями труда от 03.03.2017 г.; Положение о начислении надбавки за классность водителям от 03.03.2017 г.; приказ директора Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» от 10.01.2017 о закреплении водителя автомобиля ФИО1 за топливозаправщиком для перевозки опасных грузов (бензина, дизельного топлива); договор АО «Марий Эл Дорстрой» с ООО КОМПАНИЯ «ГЛОНАСС-12» на обслуживание сертификационной системы мониторинга и контроля автотранспорта; транспортные накладные на получение сдачу ГСМ за 2017 год; свод начислений и удержаний по работнику ФИО1 за 2017 г.; справки Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» от 12.02.2018 о том, что премии работникам филиала по итогам работы за различные месяцы, кварталы в 2017 г., по итогам работы за 2017 г. не начислялись и соответственно не выплачивались; штатные расписания Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» с 01.01.2017 г.; должностная инструкция водителя автомобиля от 08.02.2011 г. со списком об ознакомлении водителей под роспись; Положение о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников «Марий Эл Дорстрой» от 03.03.2017 г.; карточка учета работы грузового автомобиля за сентябрь 2017 г.; путевые листы за 2017 г.; своды начислений и удержаний по сотруднику ФИО1 за 2010, 2011, 2012, 2013,2014 гг.; приказ -к от 20.06.2013 о доплате ФИО1 30% от часовой тарифной ставки водителя с 20 июня по 17 июля 2013 г.; штатные расписания Медведевского ДРСГУП на 01.08.2010 г., Козьмодемьянского филиала ОАО «Марий Эл Дорстрой» на ДД.ММ.ГГГГ, Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» на 01.07.2012 г., 01.01.2013 г., с 15.10.2014 г.; своды начислений и удержаний по сотруднику ФИО1 за 2005, 2006, 2007 г.; штатные расписания Козьмодемьянского ДРСГУП с 01.09.2006 г., с 01.08.2007 г.

В АО «Марий Эл Дорстрой» действует Коллективный договор 2017-2020 гг. Наряду с Положением о премировании работников АО «Марий Эл Дорстрой» за достижения высоких производственных результатов (приложение ) и Положением о единовременном (разовом) премировании (приложение ) также действуют Положения о порядке надбавки за выслугу лет (приложение ), доплате за работу с вредными и опасными условиями труда (приложение ), начислении надбавки за классность водителям (приложение ), перечень работ и профессий, дающих право на получение молока (приложение ).

Из структуры заработной платы ФИО1 за 2017 год видно, что начисленная его заработная плата состоит из: зарплаты на ремонте; оплаты за классность; оплаты по часовому тарифу; оплаты сверхурочных часов; оплаты замены выдачи молока; оплаты за работу в выходные и праздничные дни; оплаты труда в ночное время; оплаты отпуска; доплаты за вредность (вибрация); вознаграждение за выслугу лет.

Премии работникам Козьмодемьянского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» в течение 2017 года по итогам работы за различные месяцы, кварталы и в целом за календарный год не выплачивались.

Согласно п. 5.10 Коллективного договора АО «Марий Эл Дорстрой» 2017-2020 гг. премирование работников за достижение высоких производственных результатов и выслугу лет производится в соответствии с Положениями, согласованными с профсоюзным комитетом (приложения ,3).

Приложением – Положением о премировании работников АО «Марий Эл Дорстрой» за достижение высоких производственных результатов от 03.03.2017 установлено, что премирование направлено на усиление материальной заинтересованности работников Общества в улучшении результатов работы предприятия, стимулирует трудовую активность работников к достижению ими высоких результатов (.1.3); премирование работников предприятия осуществляется при наличии свободных денежных средств, которые могут быть израсходованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности Общества (п. 1.4); основанием для рассмотрения возможности выделения суммы премии филиалу является положительный финансовый результат (чистая прибыль) за предыдущий месяц, представленная филиалом «Таблица показателей на премию работников филиала за достижение высоких производственных результатов» (п. 1.6); распределение премии работникам филиалов осуществляют директора филиалов АО «Марий Эл Дорстрой» (п. 2.1); распределение премии оформляется приказом по филиалу с приложением списка распределения премии, список утверждает директор филиала (п. п. 2.5).

Согласно Приложению – Положению о единовременном (разовом) премировании от 03.03.2017 премирование осуществляется на основе индивидуальной оценки работодателем труда каждого работника и его личного вклада в обеспечение выполнения уставных задач и договорных обязательств (п. 1.3); может осуществляться в отношении работников: по итогам работы за год; к отпуску; в связи с государственными или профессиональными праздниками, знаменательными или профессиональными юбилейными датами (.2.1); основанием издания приказа о единовременном премировании работников является мотивированная докаладная записка руководителя подразделения (п. 4.3); относятся к расходам на оплату и выплачиваются за счет средств, оставшихся в распоряжении Общества после налога на прибыль (п. 5.1); премии могут выплачиваться за высокие достижения в труде, выполнение дополнительных работ, активное участие и большой вклад в реализацию проектов…(п. 2.2).

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения спора истцом не представлено каких-либо доказательств нарушения его трудовых прав работодателем, поскольку спорные премии являются одним из видов поощрения работника за достижения в работе и их выплата относится к исключительной компетенции работодателя.

Из материалов дела следует, что ФИО1 24.05.1993 года принят водителем в Козьмодемьянское ДРСУ, приказ -к от 24.05.1993 о принятии на работу водителем с 24 мая на ЗИЛ-55 со сдельной оплатой труда.

В дальнейшем в трудовые отношения с водителем ФИО1 вносились изменения, оформленные в письменной форме: трудовой договор от 16.01.2006, трудовой договор от 30.07.2010, дополнительное соглашение к трудовому договору от 30.07.2010 от 01.10.2015, дополнительное соглашение к трудовому договору от 30.07.2010 от 16.12.2016, дополнительное соглашение к трудовому договору от 30.07.2010 от 03.04.2017, из содержания которых видно, что ФИО1 постоянно работал и работает водителем. 29.07.1996 Козьмодемьянское ДРСУ реорганизовано в Козьмодемьянское ДРСГУП. 07.02.2011 создан Козьмодемьянский филиал открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой».

Статьей 60.2 ТК РФ предусмотрено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

По смыслу вышеуказанных норм закона совмещение должностей (профессий) означает выполнение, кроме основной работы, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности), имеющейся в штатном расписании, в одном и том же учреждении и в то же рабочее время.

Для установления совмещения работник должен представить работодателю свое письменное согласие на совмещение, после чего стороны должны заключить соглашение, в котором будет установлен размер доплаты.

По мнению суда, работодатель не поручал истцу с его письменного согласия выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой водителя, дополнительной работы по другой профессии - экспедитора.

Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто сторонами, истец изначально был принят на работу к ответчику по профессии водителя, функциональные обязанности которого он выполняет с момента принятия его на работу в качестве водителя и до настоящего времени.

В соответствие с квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102, профессия водителя характеризуется следующими функциями: управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С", или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление насосной установкой автоцистерны и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.

Установление маршрута движения опасных грузов, способа их перевозки, согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, согласование альтернативных маршрутов перевозки относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, утвердившим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а также с приказом Минтранса России от 04.07.2011 № 179, утвердившим Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, п. 10.

Именно работа водителя специализированного транспортного средства выполняется истцом в ходе производственной деятельности. Работодатель не поручал истцу наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу, не определял срок ее исполнения, содержание и объем, размер доплаты за дополнительную работу не устанавливал.

В штатном расписании ответчика отсутствовала и отсутствует профессия экспедитора.

Учитывая, что статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве обязательных условий для включения в трудовой договор определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), условие об установлении работнику разъездного характера работы, должно быть отражено в трудовом договоре.

Согласно ч. 2 ст. 168.1 ТК размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы, с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 Кодекса.

Коллективным договором, иными соглашениями, а также трудовым договором для должности водителя не установлен разъездной характер работы и не предусмотрена доплата за такой характер работы. Ссылка истца и его представителя на п. 3.4 Трудового договора от 30.07.2010 «работнику устанавливается надбавка за разъездной характер работ согласно Положения, утвержденного Работодателем» судом не принимается. Указанный пункт носит бланкетный характер, отсылает на Положение. Однако Коллективным договором, иными соглашениями, а также трудовым договором для должности водителя не установлен разъездной характер работы.

Одновременно суд учитывает, что исходя из содержания ст. 8 (ч. 1), ст. 34, 37 Конституции Российской Федерации и абз. 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения.

Таким образом, правовые основания для удовлетворения всех исковых требований отсутствуют.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 к акционерному обществу «Марий Эл Дорстрой» в лице Козьмодемьянского филиала о:

1) признании незаконным и необоснованным отказа ответчика выплатить ему премии: с октября 2017 года - ежемесячную премию, ежеквартальную премию (октябрь, ноябрь, декабрь) 2017 года, годовую премию за 2017 год,

2) признании незаконными и необоснованными выполняемые функции экспедитора с октября 2017 года,

3) признании незаконным и необоснованным отказа в выплате надбавки за разъездной характер работы с октября 2017 года,

4) признании незаконным и необоснованным отказа в компенсации на горячий обед,

5) признании незаконным и необоснованным решения об исключении из штатного расписания профессии (должности) экспедитора,

оставить без удовлетворения в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.М. Малышев

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2018 года.