ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-815/2021 от 19.01.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-815/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Чекаловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 19 января 2021 года

гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к управлению социальной защиты <адрес> о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты города Калуги, просили признать незаконным отказ ответчика в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, обязать ответчика назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. В обоснование иска указали, что решением ответчика, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, основанием к которому явился рассчитанный среднедушевой доход семьи истцов в размере 47 634 рубля 54 копейки на одного человека в месяц, что превышает величину прожиточного минимума, установленного на территории <адрес>. При этом ответчиком не учтено, что сумма доходов истца ФИО2 по месту работы в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за 2019 год составила 332 560 рублей 51 копейка, а сумма 3 419 331 рубль 13 копеек, указанная в качестве доходов от операций с ценными бумагами, ошибочно засчитана ответчиком в общую сумму доходов, несмотря на то, что доход от операций с ценными бумагами составил 14 762 рубля 73 копейки. Полагают, среднедушевой доход семьи должен быть рассчитан, исходя из размера дохода, полученного от трудовой деятельности ФИО2 в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в размере 332 560 рублей 51 копейка и его доходов от операций, совершенных ООО «Компания БКС» по поручению ФИО2 на рынке ценных бумаг в сумме 14 762 рубля 73 копейки, а также мер социальной поддержки, полученных семьей, в сумме 249 409 рублей 72 копейки, т.е. размер дохода составляет 7 103 рубля 96 копеек (596 732 рубля 96 копеек/12 месяцев/7человек).

В предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты <адрес>.

Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования подержали.

Представитель ответчика Управления социальной защиты <адрес>ФИО4 против удовлетворения иска возражала по мотиву соблюдения ответчиком требований действующего законодательства при рассмотрения обращения истца, в частности, положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»

Представитель Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области Архипов А.В. оставил решение вопроса на усмотрение суда.

Представители третьих лиц ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ООО «Компания Брокеркредитсервис», министерства труда и социальной защиты Калужской области, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 состоят в браке, имеют пятерых детей.

В настоящее время истцы имеют статус родителей многодетной семьи.

ФИО2 работает в филиале «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», размер его дохода за 2019 года по основному месту работы составил 332 560 рублей 51 копейка.

Кроме того, истцом ФИО2 в 2019 году получен доход от совершения ООО «Компания Брокеркредитсервис» сделок с ценными бумагами по поручению ФИО2, при этом, согласно справке 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма дохода составила 3 419 331 рубля 13 копеек, налоговая база - 14 762 рубля 73 копейки, размер подходного налога 1919 рублей.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Ответчиком истцу было отказано в назначении указанной выплаты.

Согласно письму управления социальной защиты города Калуги от 23 октября 2020 года № Гр-745-11-20, отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты обусловлен превышением среднедушевого дохода семьи на одного человека в месяц величины прожиточного минимума, установленной на территории Калужской области за 2 квартал 2019 года. При этом, как видно из содержания письма, документы (сведения) для назначения ЕДВ были запрошены управлением в порядке межведомственного взаимодействия, в размер общего дохода семьи при определении среднедушевого дохода включена сумма 3 419 331 рубля 13 копеек как доход по месту работы.

Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются их пояснениями и письменными материалами дела.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее по тексту - Закон № 10-ОЗ) право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области, из категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Статьей 1.1 Закона № 10-ОЗ установлено, что право на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно или преимущественно проживающий на территории <адрес>, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Согласно статье 3.1 Закона № 10-ОЗ ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно назначается на основании письменного заявления лица, указанного в статье 1.1 настоящего Закона, с приложением необходимых документов.

Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливаются органом

Приказом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 20 апреля 2020 года № 590-П «Об утверждении Положения о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также перечня документов, прилагаемых к заявлению лица, указанного в статье 1.1 Закона Калужской области «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»» (далее по тексту Положение № 590-П)

Пунктом 8 Положения № 590-П предусмотрено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в уполномоченный орган: а) лично; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал); г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 (пункт 9 Положения № 590-П).

В соответствии с пунктом 11 Положения № 590-П документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, перечень которых утвержден приложением к настоящему Положению (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

В числе сведений, которые подлежат запросу уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия, относятся сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия, которые запрашиваются в Федеральной налоговой службе) (Приложение к Положению № 590-П)

При этом, согласно пункту 12 Положения № 590-П, сведения, указанные в пункте 11 настоящего Положения, не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации).

Как следует из объяснений представителя ответчика, ФНС России по запросу управления в порядке межведомственного взаимодействия были представлены сведения о доходах ФИО2, в которых содержалась информация о получении ФИО2 дохода по месту работы в общей сумме 3 751 891 рубль 64 копейки, на основании указанных сведений управлением был рассчитан среднедушевой доход семьи.

При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются виды доходов семьи, полученные в денежной форме, указанные в пункте 21 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 № 384 (пункт 20 Положения № 590-П).

Пунктом 25 положения № 590-П предусмотрено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Как видно из материалов дела, доходы, полученные истцом ФИО2 от сделок по операциям с ценными бумагами в 2019 году имели коды «1530» (доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг), «1532» (доходы по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы), «1535» (доходы по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы) (приложение № 1 к приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»)

Согласно пункту 1 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям: 1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке; 4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Пунктом 10 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам, в числе прочего относятся расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности (пп.12 п.1 ст.214.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

В приложении № 2 к приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» установлены коды вычетов, относящихся к суммам, уменьшающим налоговую базу в соответствии со статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В справке о доходах ФИО2 формы 2-НДФЛ за 2019 год от 16 мая 2020 года, представленной ООО «Компания БКС», отражены коды вычетов «201» (расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг), «206» (расходы по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы), «207» (расходы по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы), «209» (сумма убытка по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, уменьшающая налоговую базу по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке).

Вышеприведенные обстоятельства при принятии решения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты ФИО1 ответчиком не учтены.

Доход ФИО2 от операций с ценными бумагами, таким образом, составляет сумму, составляющую доходы от операций с ценными бумагами за вычетом расходов, связанных с их приобретением, т.е., согласно справке 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) – 14 762 рубля 73 копейки.

В силу подпункта «б» пункта 15 Положения № 590-П решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводами истцов, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО7 подлежит исчислению, исходя из размера дохода, полученного от трудовой деятельности ФИО2 в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в размере 332 560 рублей 51 копейка и его доходов от операций, совершенных ООО «Компания БКС» по поручению ФИО2 на рынке ценных бумаг в сумме 14 762 рубля 73 копейки, а также мер социальной поддержки, полученных семьей, в сумме 249 409 рублей 72 копейки, т.е. 596 732 рубля 96 копеек/12 месяцев/7человек = 7 103 рубля 96 копеек и приходит к выводу, что среднедушевой доход семьи менее величины прожиточного минимума, установленного на территории Калужской области на 2 квартал 2019 года.

Доводы стороны ответчика о формальном соблюдении положений действующего законодательства при рассмотрении заявления ФИО1 и определении размера среднедушевого дохода семьи ФИО7, на основании сведений о доходах семьи, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку законодательством не предусмотрена процедура пересмотра управлением принятых решений после предоставления заявителями дополнительных документов в случае несогласия с таким решением.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие у истцов иной возможности для защиты своих прав в рассматриваемой ситуации, суд полагает возможным удовлетворить требования истцов.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Чулановой Екатерины Владимировны, Чуланова Александра Николаевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ управления социальной защиты города Калуги в назначении Чулановой Екатерине Владимировне ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать управление социальной защиты города Калуги назначить Чулановой Екатерине Владимировне ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Фоломеева

Мотивированное решение составлено 28 января 2021 года.