дело № 2-1-83/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 15 февраля 2021 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебных заседаний ФИО2,
с участием представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл к администрации <адрес> «ФИО1» о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры,печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее Минкультуры Республики Марий Эл) обратилось в суд с иском к администрация <адрес> «ФИО1» о возложении обязанности устранить нарушения ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мост каменный, ХХ в.», а именно выполнить: вырубку бесконтрольно растущих деревьев и кустарников без корчевания пней, уборку прилегающей территории, сбор бытового мусора в срок до ДД.ММ.ГГГГ; научно-исследовательские, изыскательские, проектные работы по сохранению объектов культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что при проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Мост каменный ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес> Эл, г. <адрес>, <адрес> на основании задания от 18.12.2-019 года № изданного министром ФИО5, выявлены допущенные ответчиком нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Невыполнение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предписания в части проведения работ по сохранению объекта культурного наследия послужило поводом для обращения истца в суд с изложенными выше требованиями.
В суд истец Минкультуры Республики Марий Эл представителя не направил, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес> «ФИО1» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Минкультуры Республики Марий Эл, поскольку согласно выписке из Реестра объектов недвижимости муниципальной собственности городского округа «ФИО1» Республики Марий Эл сведения о балансодержателе объекта «Мост каменный ХХ в.», расположенного на <адрес> г. <адрес> Республики Марий Эл, а также реестровый номер, отсутствуют.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> «ФИО1 А.Е. в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика, просила в иске отказать.
Суд счел возможным в соответствии с нормами статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Заслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ) правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу преамбулы названного закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл Минкультуры Республики Марий Эл является специально уполномоченным государственным органом по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия (пункт 6 Постановления Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл»).
Судом установлено, что приказом Минкультуры России №-р от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения «Мост каменный, ХХ в., расположенный по адресу: <адрес> Эл, г. <адрес>, <адрес>, зарегистрирован в реестре объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №.
Из материалов дела также следует, что данный объект культурного наследия в государственной, республиканской или муниципальной собственности, в собственности граждан или юридических лиц не состоит, то есть, по смыслу ст. 225 ГК РФ является бесхозяйным имуществом.
Согласно пункту 5 статьи 48 Закона N 73-ФЗ распоряжение объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона N 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 части 3 статьи 34 Устава ФИО1.
В ходе проведенной специалистами Минкультуры Республики Марий Эл проверки соблюдения ответчиком обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия выявлено несоблюдение указанных требований в отношении названного выше памятника, что зафиксировано в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что объект культурного наследия находится в зарослях бесконтрольно растущих деревьев и кустарников. Корневая система деревьев и кустарников растущих вблизи объекта культурного наследия и в конструкциях моста, разрушает конструкции данного объекта культурного наследия. На территории памятника зафиксирована свалка бытового мусора.
По итогам проверки ответчику предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить вырубку бесконтрольно растущих деревьев и кустарников без корчевания пней, уборку прилегающей территории, сбор бытового мусора; в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить научно-исследовательские, изыскательные, проектные работы по сохранению объекта культурного наследия.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ№ проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мост каменный, ХХ в.». на основании истечения сроков исполнения пунктов предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ работы по сохранению названного объекта культурного наследия не выполнены.
В связи с неисполнением предписания, в отношении должностного лица администрации городского округа «ФИО1» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательства устранения нарушений законодательства об объектах культурного наследия ответчиком не представлены.
Таким образом, суд полагает установленным тот факт, что администрацией <адрес> «ФИО1» на протяжении длительного периода времени не исполняется предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, не выполняются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Возражения ответчика о том, что спорный объект культурного наследия не включен в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности городского округа «ФИО1», в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по его сохранению, подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела и установлено судом объект недвижимости «Мост каменный, ХХ в.» расположен на территории муниципального образования «<адрес> «ФИО1» и представляет из себя автодорожный мост через овраг по <адрес> - однопролетный из красного кирпича.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из установленных обстоятельств по делу и вышеприведенных правовых норм, администрация муниципального образования «<адрес> «ФИО1» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества «Мост каменный, ХХ в.» на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, в силу положений ст.225 ГК РФ спорный объект подлежит передаче в муниципальную собственность городского округа «ФИО1».
Поскольку непринятие мер администрацией <адрес> «ФИО1» по сохранению объекта культурного наследия может повлечь его полное уничтожение, разрушение объекта культурного наследия влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, указанных в статье 7 Федерального закона 73-ФЗ, урон национальному достоянию Российской Федерации, с учетом положений статьи 210, 225 ГК РФ и статей 43, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ суд приходит к выводу, что требования истца возложении на ответчика обязанности выполнить в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мост каменный, ХХ в.»: вырубку бесконтрольно растущих деревьев и кустарников без корчевания пней, уборку прилегающей территории, сбор бытового мусора; научно-исследовательские, изыскательные, проектные работы по сохранению объекта культурного наследия подлежат удовлетворению.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает возможным установить для ответчика срок исполнения судебного решения в части вырубки бесконтрольно растущих деревьев и кустарников без корчевания пней, уборки прилегающей территории, сбор бытового мусора - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в части выполнения научно-исследовательских, изыскательных, проектных работ по сохранению объекта культурного наследия - 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства культуры,печати и по делам национальностей Республики Марий Эл удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «ФИО1» устранить нарушения статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мост каменный ХХ в.», а именно выполнить:
вырубку бесконтрольно растущих деревьев и кустарников без корчевания пней, уборку прилегающей территории, сбор бытового мусора в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
научно-исследовательские, изыскательные, проектные работы по сохранению объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.
в окончательной форме решение принято 15 февраля 2021 года.