ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-86/19 от 15.03.2019 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-86/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 марта 2019 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., с участием Барабанова В.А., Тихонова А.В., Назаровой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Барабанова Владимира Александровича к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании состояния автодорог не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, обязании приведения технического состояния автодорог в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Барабанов В.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее Администрация МО «Майнский район») о признании состояния автодорог по ул. Хуторская и ул. Поселковая в пос. Труд Майнского района Ульяновской области не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, обязании приведения технического состояния автодорог в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. В обоснование иска указано, что он является участником дорожного движения, в собственности имеет автомобиль, домовладения на улицах Хуторская и Поселковая в пос. Труд Майнского района Ульяновской области. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 названные дороги имеют многочисленные просадки, колейность дорожного полотна, выбоины. Дороги являются грунтовыми, без какого-либо покрытия и основания дорожного полотна, на дорогах отсутствуют боковые и поперечные водоотводные канавы, освещение, пешеходные дорожки и тротуары, дорожные знаки, ограждения, сигнальные столбики. Ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог), Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесение к категории автомобильных дорог, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области, ГОСТ 50597-2017, СП 34.13330.2012, вступившее в законную силу решение Майнского районного суда Ульяновской области по делу ***, Барабанов В.А. просил признать состояние автодороги № 73244 АДМЗ-286 улицы Поселковая и № 73244 АДМЗ-287 улицы Хуторская в пос. Труд Майнского района Ульяновской области не соответствующими требованиям ГОСТ 50597-2017, СП 42.13330.2016; обязать Администрацию МО «Майнский район» в срок до 1 сентября 2019 года привести состояние указанных автодорог в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017, СП 42.13330.2016; обязать Администрацию МО «Майнский район» в срок до 1 сентября 2019 года на автодорогах улиц Хуторская и Поселковая в пос. Труд Майнского района Ульяновской области выполнить следующие работы: произвести отсыпку основания автодорог высотой 65-70 см, по СП 78.13330.2012 п. 7.3, СНиП 3.06.03-85, СНиП 2.05.02-85 п. 7, МОДН 2-2011; устроить покрытие (дорожную одежду) автодорог облегченного типа шириной полосы движения 3-3,5 м с двумя полосами движения по ГОСТ Р 52398-2005, СНиП 2.05.02-85 п. 8.4 СП 34.13330.2012 п. 7-8, 8.45, СП 42.13330.2016, МОДН 2-2011, ОДН 218.046-01; оборудовать автодороги искусственным освещением в соответствии с ГОСТ 55706-2013, СНиП 23-05-95, СП 34.13330-2012 п.10; построить тротуары (пешеходные дорожки шириной от 1-2,5 метра по ГОСТ Р 52766, СП 59.13330, СП 42.13330.2016 п. 11.6, СП 243.1326000 п. 5.6.5; обустроить боковые и поперечные водоотводные канавы и сооружения по ГОСТ 2.05.02-85 п. 7.59, СП 42.13330.2016 п. 12, СП 32.13330.2012; установить дорожные знаки, сигнальные столбики, ограждения (ГОСТ Р 52607, ГОСТ 33128, СНиП 2.05.02-85, СП 34.13330-2012 п. 10.12), а также обязать Администрацию МО «Майнский район» в срок до 1 июля 2019 года произвести мероприятия по разработке и утверждению проекта конструкционных и эксплуатационных элементов улиц, дорог в пос. Труд Майнского района Ульяновской области.

В судебном заседании Барабанов В.А. уточненные исковые требования поддержал, дополняя, суду пояснил, что техническое состояние автодорог по улицам Хуторская и Поселковая в пос. Труд не удовлетворительное, в связи с чем, требуется строительство новых дорог.

Представитель ответчика – Администрация МО «Майнский район» Петров А.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве Петров А.Н. указал, что требования Барабанова В.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: проект организации дорожного движения предусматривает схему установки дорожных знаков, нанесение дорожной разметки и т.д., и разрабатывается с учетом необходимости установки дорожных знаков, дорожной разметки. В пос. Труд Майнского района Ульяновской области дороги являются грунтовыми, нанесение дорожной разметки и установка каких-либо регулирующих знаков невозможны. 21 декабря 2018 года между Администрацией МО «Майнский район» и администрацией МО «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года заключено Соглашение, в соответствии с которым администрация района передала администрации сельского поселения часть полномочий по решению вопросов местного значения, а именно: обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, их расчистка в зимний период, содержание дорог в летнее время. Сумма межбюджетных трансфертов, перечисляемых на осуществление передаваемых полномочий из бюджета района в бюджет поселения, составляет 255 200 рублей. Проект организации дорожного движения в пос. Труд Майнского района Ульяновской области, в том числе и по улицам Поселковая и Хуторская, не разрабатывался. Считает, что права для обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц Барабанов В.А. не имеет.

По данному делу в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области. Представитель администрации сельского поселения Назарова С.В. в судебном заседании подтвердила, что дороги в пос. Труд по улицам Хуторская и Поселковая являются грунтовыми. На основании Соглашения от 21 декабря 2018 года с администрацией района, администрация сельского поселения в летнее время проводит работы по грейдерованию дорог улиц Хуторская и Поселковая, в зимнее время проводятся работы по очистке снега. Указанные полномочия переданы Администрацией МО «Майнский район» на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Прокурор Майнского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - отделение ГИБДД МО МВД России «Майнский» Тихонов А.В. в судебном заседании, возражая против удовлетворения требований Барабанова В.А. в части обустройства автодорог по улицам Хуторская и Поселковая в пос. Труд пешеходными дорожками (тротуарами), искусственным освещением и дорожными знаками, сигнальными столбиками, ограждениями, суду пояснил, что обустройство автодорог осуществляется в соответствии с Проектом организации дорожного движения. Такого Проекта организации дорожного движения в пос. Труд Майнского района не имеется. Кроме того, дороги на улицах Хуторская и Поселковая являются грунтовыми, обустройство дорог пешеходными дорожками (тротуарами), искусственным освещением, дорожными знаками, сигнальными столбиками, ограждениями, невозможно. Работы, о которых заявлено Барабановым В.А., фактически относятся к строительству новых дорог.

Заслушав явившиеся стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абзацам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Майнский район» к вопросам местного значения МО «Майнский район» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования «Майнский район», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в суд с требованиями об обязании привести состояние автодорог улиц Поселковая и Хуторская в пос. Труд Майнского района Ульяновской области в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, Барабанов В.А. сослался на требования ГОСТ 50597-2017, СП 42.13330.2016, фактически просил обязать ответчика Администрацию МО «Майнский район» построить новые дороги по улицам Хуторская и Поселковая.

В силу п. 1.1 «СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работы и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Планирование дорожной деятельности в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, автомобильные дороги улиц Поселковая и Хуторская поселка Труд Майнского района Ульяновской области, имеющие идентификационные номера 73 244 АДМЗ-286 и 73 244 АДМЗ-287, относятся к дорогам местного значения, не имеют асфальтового покрытия, являются грунтовыми. Протяженность улицы Поселковая – 0,8 км., улицы Хуторская – 0,7 км. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации МО «Майнский район» № 914 от 11 декабря 2018 года «Об утверждении Перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области», Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Майнский район» и не оспариваются сторонами. Бремя содержания спорных автодорог несет Администрация МО «Майнский район».

На автодорогах улиц Поселковая и Хуторская пос. Труд Майнского района Ульяновской области отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), искусственное освещение, водоотводные канавы, дорожные знаки, сигнальные столбики, ограждения.

Представленный истцом свидетель Е.В.Г.****** в судебном заседании подтвердил, что дороги в поселке являются грунтовыми, строительство дорог не велось и не ведется, в поселке отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), искусственное освещение на улицах, водоотводные канавы, дорожные знаки, сигнальные столбики, ограждения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1). Дорожные знаки и дорожные ограждения относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (п. 5).

Правила производства выемок и возведение насыпей автодорог регламентированы «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272) (ред. от 16.12.2016) (п. 7), СП 78.13330.2012 (п. 7.2), СНиП 3.06.03-85. Однако следует учитывать, что названные Своды правил устанавливают правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Согласно п. 3.42 СП 42.13330.2016 дорожная одежда есть конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии от 22.11.2005 г. № 296-ст. устанавливает техническую классификацию дорог.

Устройство покрытия (дорожной одежды) относится к вопросу классификации дорог, распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-200 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Согласно разделу I ГОСТ Р 52766-2007 указанный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, предусмотрено обустройство тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Требования ГОСТ 55706-2013, «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение» (введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-78) распространяются на проектирование освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения, мест производства работ вне зданий, площадок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожных путей площадок предприятий, наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов. Свод правил 34.13330-2012 устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Свод правил «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/11) (ред. от 24.05.2018) устанавливает нормы проектирования вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации постоянного назначения для городских и поверхностных стоков, а также близких к ним по составу производственных сточных вод.

Исходя из вышесказанного, работы по отсыпке основания автодорог, устройству покрытия (дорожной одежды), оборудованию автодорог искусственным освещением, устройству тротуаров (пешеходных дорожек), устройству боковых и поперечных водоотводных канав и сооружений, установке дорожных знаков, сигнальных столбиков, ограждений распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги. Более того, обустройство пешеходных дорожек (тротуаров), оборудование автодорог искусственным освещением на грунтовой дороге невозможно.

Принимая во внимание, что дороги по улицам Хуторская и Поселковая являются грунтовыми, строительство новых дорог, реконструкция и капитальный ремонт дорог не ведется, оснований для признания состояния автодорог № 73244 АД МЗ-286 ул. Поселковая и № 73244 АД МЗ-287 ул. Хуторская не соответствующим требованиям нормативно-правовых актов и возложения на Администрацию МО «Майнский район» обязанности по приведению состояния указанных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017, СП 42.13330.2016, у суда не имеется.

Статьей 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Майнский район» к вопросам местного значения МО «Майнский район» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования «Майнский район», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в Администрации МО «Майнский район» отсутствует Проект организации дорожного движения автомобильных дорог по улицам Хуторская и Поселковая в пос. Труд Майнского района Ульяновской области.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2015 № 37685) Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в отношении существующих, реконструируемых или новых дорог или их участков. Проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатывается в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до 10 тысяч жителей и (или) на период эксплуатации дорог или их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по отдельным направлениям организации дорожного движения.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, которые удовлетворяются за счет средств спланированного и утвержденного муниципального бюджета.

Как следует из объяснений в судебном заседании от 4 марта 2019 года представителя ответчика Администрации МО «Майнский район» Петрова А.Н., разработка и утверждение схемы (проекта) организации движения на улицах Поселковая и Хуторская пос. Труд, с учетом бюджета на эти цели, нецелесообразны. Схемы дислокации дорожных знаков, ограждений, освещения на дороги местного значения не имеется. Составление данного проекта требует больших финансовых затрат и времени, денежные средства целесообразнее направить на ремонт дорог.

Согласно техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог ремонт грунтовых дорог проводится путем восстановления профиля дорог методом профилировки покрытия с добавлением нового материала в местах провалов и выбоин.

Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 22 января 2018 года, с учетом определения от 24 января 2019 года о разъяснении решения, на Администрацию МО «Майнский район» возложена обязанность по проведению ремонта дорожного полотна автомобильных дорог улиц Хуторская и Поселковая пос. Труд: по ул. Хуторская необходимо устранить повреждения глубиной 15 см и площадью более 10 кв.м., на ул. Поселковая устранить повреждения глубиной более 14 см и площадью более 15 кв.м.

По Соглашению от 21 декабря 2018 года, заключенному между Администрацией МО «Майнский район» и администрацией МО «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области, на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года администрация района передала администрации сельского поселения часть полномочий по решению вопросов местного значения, а именно: обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, их расчистка в зимний период, содержание дорог в летнее время. Сумма межбюджетных трансфертов, перечисляемых на осуществление передаваемых полномочий из бюджета района в бюджет поселения, составляет 255 200 рублей.

Из объяснений истца Барабанова В.А., представителя Администрации «Старомаклаушинское сельское поселение» Назаровой С.В., свидетеля Еферова В.Г. усматривается, что переданные администрацией района полномочия по содержанию автомобильных дорог по улицам Хуторская и Поселковая Администрацией «Стармоклаушинское сельское поселение» исполняются, производится расчистка дорог в зимнее время, грейдерование – в летний период.

С учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Барабанова В.А. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барабанова Владимира Александровича к Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании состояния автодорог не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, обязании приведения технического состояния автодорог в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева