ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-91/2024 от 31.01.2024 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-91/2024

64RS0030-01-2023-001759-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(заочное)

31 января 2024 года г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Маслова А.П.,

при секретаре Свиридовой А.Д.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Бабаяна А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Назаровой Анне Александровне и Шмеловой Надежде Анатольевне о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов,

установил:

Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ИП Назаровой А.А. и Шмеловой Н.А. о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов, мотивируя свои требования тем, что Ртищевской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя Ртищевской местной организации Саратовской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Кулаковой Е.А. по факту несоблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в городе Ртищево Саратовской области. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени ИП Назаровой А.А. и Шмеловой Н.А. не составлен паспорт доступности для инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82. Несоблюдение условий доступности для инвалидов и предоставляемых им услугам является нарушением конституционных прав инвалидов. ИП Назарова А.А. осуществляет торговую деятельность в указанном помещении, арендуемом у его собственника Шмеловой Н.А. Из взятых у ИП Назаровой А.А. и Шмеловой Н.А. объяснений следует, что паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на данное помещение отсутствует и в настоящее время идет его оформление. Просит возложить на ответчиков обязанность составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82.

В судебном заседании представитель истца помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Бабаян А.З. отказался от исковых требований в части возложения обязанности на Шмелову Н.А. составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, и просил возложить обязанность составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, на ИП Назарову А.А.

Определением суда производство по делу в части исковых требований Ртищевского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Шмеловой Н.А. о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, прекращено.

Ответчик ИП Назарова А.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом исковые требования признала, указав, что торговое помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, оборудовано кнопкой вызова персонала.

Третье лицо Ртищевская местная организация Саратовской областной организации общероссийской Общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что Ртищевской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя Ртищевской местной организации Саратовской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Кулаковой Е.А. по факту несоблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в городе Ртищево, Саратовской области.

В ходе проверки установлено, что до настоящего времени ИП Назаровой А.А. не составлен паспорт доступности для инвалидов к помещению, расположенному по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, которое является объектом социальной инфраструктуры. Несоблюдение условий доступности для инвалидов и предоставляемых им услугам является нарушением конституционных прав инвалидов.

Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекта социального и иного назначения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических и правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

В силу части 1 статьи 15 Закона Федеральные органы государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо с их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски и собак-проводников):1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры, другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне.

Паспорт доступности обязателен для любого объекта социальной инфраструктуры, предоставляющего услуги населению или реализующего товары в розницу, в целях обеспечения требований Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 627 от 25.12.2012г. утверждена методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учет региональной специфики.

В настоящей методике представлены организация и технология работы по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мест обеспечивающих их доступность.

В ходе проверки установлено, что ИП Назарова А.А. осуществляет торговую деятельность в помещении, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82. В ходе отобранных объяснений от ИП Назаровой А.А. и собственника помещения Шмеловой Н.А. следует, что паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на данное помещение отсутствует, но находится в стадии оформления.

Данное нежилое помещение принадлежит Шмеловой Н.А. на праве собственности и сдается в аренду на основании договора от 01.10.2023г. ИП Назаровой А.А.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона Российской Федерации с 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признак инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Отсутствие паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры порождает ограничение в доступности к объекту социальной инфраструктуры для инвалидов, а также порождает дискриминацию инвалидов в обществе.

Учитывая изложенные обстоятельства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора законны, обоснованы, поэтому суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, что будет отвечать правам и интересам неопределенного круга лиц.

Согласно статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для выполнения мероприятий по составлению и утверждению паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры инвалидов требуется время, срок исполнения решения суда в три месяца после вступлении решения суда в закону силу, суд полагает разумным.

Доказательств необходимости установления более длительного срока, для исполнения требований прокурора суду не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Назаровой Анне Александровне - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Назарову Анну Александровну (ИНН 644604922868) составить и утвердить паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов на помещение по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д. 2, пом. 82, течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024г.

Судья