ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-969/19 от 24.01.2019 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-969/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре Подчиненковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 24 января 2019 года гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о понуждении установить и описать границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, предоставить документы в орган кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

24 декабря 2018 года Калужский межрайонный природоохранный прокурор впоследствии уточнив требования обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, просит обязать ответчика определить и описать границы особо охраняемых пригодных территорий регионального значения – памятников природы регионального значения «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстоянии 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды», «Пещеры берега р.Лужи», «Обнажение известняков», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах для постановки в единый государственный реестр недвижимости в срок до 01 июля 2020 года, а также представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, определить и описать границы охраняемых зон указанных памятников природы, а также «Парк Передельский» с указанием координат и отображением охранных зон на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками, а также представить в орган кадастрового учета документы, необходимые для постановки в единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий в срок до 01.10.2021 г., определить режим особой охраны памятников природы регионального значения путем разработкиположений об особо охраняемых территориях в срок до 01 июля 2020 года, оформить паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения в срок до 01 июля 2020 года, определить ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон памятников природы регионального значения путем разработки положений об охранных зонах, в срок до 01 октября 2012 года.

В обоснование требований указывает, что в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории Калужской области, установлено, что границы указанных выше ООПТ регионального значения не установлены и не описаны, сведения о границах данных территорий в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, указанные объекты на государственном кадастровом учете не стоят, паспорта на них не оформлены. Выявленные нарушения могут привести к принятию неправомерных решений об использовании земель особо охраняемой природной территории и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Калужской области и Правительство Калужской области.

В судебном заседании помощник Калужского природоохранного прокурора Пилькова Е.Г. исковые требования поддержала.

Представители ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных исковых требований.

Представитель третьего лица Правительства Калужской области ФИО3 в судебном заседании удовлетворения исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства финансов Калужской области ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на территории Калужской области расположены особо охраняемые природные территории (памятника природы) регионального значения:

- «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстоянии 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды» и «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды» (правоустанавливающий документ - решение малого Совета Калужского областного Совета народных депутатов №184 от 18 ноября 1993 года «Об объявлении объектов государственными памятниками природы областного значения»);

- «Пещеры берега р.Лужи» (у с.Кременское, правоустанавливающий документ - Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №352 от 16.09.1991 г. «Об объявлении объектов государственными памятниками природы местного значения»);

- «Обнажение известняков» (у с.Кременского на площади 1,4 га Медынского района, правоустанавливающий документ – решение Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №279 от 22 июля 1991 года).

Кроме того решением Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №163 от 26 апреля 1990 года (в редакции постановления Правительства Калужской области №185 от 16 апреля 2012 года) объявлена памятником природы регионального значения особо охраняемая природная территория «Парк Передельский», границы и режим данной ООПТ определены постановлением Правительства Калужской области №120 от 17 марта 2017 года.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона к особо охраняемым природным территориям отнесены, в том числе, памятники природы (подпункт «д» пункта 2).

В силу статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1).

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ определяет памятник природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Под особо охраняемыми природными территориями в соответствии с названным законом понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

Статья 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ предусматривает, что органы государственной власти Рэссийской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Рэссийской Федерации (пункты 2, 3).

В силу пунктов 1, 2 статьи 27 указанного Закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности (статья 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Требования к представляемым сведениям, необходимым для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определены в разделе 3 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года N 69.

Так, в соответствии с пунктом 25 указанного Порядка, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков OOПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

Статьей 32 Федерального закона № 218-ФЗ (пункты 1,20) установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят такими органами в пределах их компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории и границы особо охраняемой природной территории представить в орган регистрации прав документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

Как видно из дела, границы указанных выше особо охраняемых природных территорий и режимы охраны не установлены, комплексное экологическое обследование, необходимое для установления границ и режимов особой охраны, в установленном законодательством порядке не проводилось, сведения об ограничениях прав на земли в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а также отсутствуют паспорта ООПТ.

В силу статьи 34 Закона Калужской области от 28.02.2011 Ns 121- 3 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Калужской области.

Согласно части 2 статьи 35 этого Закона решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством Калужской области в установленном законодательством порядке на основе анализа предусмотренных названной правовой нормой документов и материалов, в том числе: проекта положения (паспорта) особо охраняемой природной территории с описанием ее границ, графических материалов предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием ее границ.

Часть 5 данной статьи устанавливает, что на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство Калужской области принимает решение об образовании (создании, объявлении) особо охраняемой природной территории регионального значения, а также утверждает границы и определяет режим особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области, утвержденному Постановлением Губернатора Калужской области от 11.05.2011 № 146 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области», министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления государственного управления в области охраны окружающей среды (пункт 1.4), осуществляет управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, передачу особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы под охрану лиц, в чье ведение она передана, оформление охранного обязательства и паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы, ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3.35).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области организовать и обеспечить определение и описание границы особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы регионального значения «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстояние 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстояние 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды» (правоустанавливающий документ - решение малого Совета Калужского областного Совета народных депутатов №184 от 18 ноября 1993 года «Об объявлении объектов государственными памятниками природы областного значения»), «Пещеры берега р.Лужи» (у с.Кременское, правоустанавливающий документ - Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №352 от 16.09.1991 г. «Об объявлении объектов государственными памятниками природы местного значения»), «Обнажение известняков» (у с.Кременского на площади 1,4 га Медынского района, правоустанавливающий документ – решение Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №279 от 22 июля 1991 года), с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий для постановки в единый государственный реестр недвижимости в срок до 01 июля 2020 года.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области организовать и обеспечить определение режима особой охраны памятников природы регионального значения «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстояние 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстояние 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды», «Пещеры берега р.Лужи», «Обнажение известняков» путем разработки положений об особо охраняемых природных территориях, в срок до 01 июля 2020 года.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области оформить паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстояние 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстояние 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды», «Пещеры берега р.Лужи», «Обнажение известняков» в срок до 01 июля 2020 года.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области организовать и обеспечить определение и описание границы охранных зон памятников природы регионального значения «Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстояние 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстояние 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды», «Пещеры берега р.Лужи», «Обнажение известняков», «Парк Передельский» (правоустанавливающий документ - решени Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов №163 от 26 апреля 1990 года (в редакции постановления Правительства Калужской области №185 от 16 апреля 2012 года)) с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, с обозначением охранных зон на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками, представить в орган кадастрового учета документы, необходимые для постановки в единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий в срок до 01 октября 2021 года.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области обеспечить определение ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон памятников природы регионального значения Река Лужа с охранным ландшафтом по 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Шаня с охранным ландшафтом на расстояние 400 м в обе стороны от уреза воды», «Река Медынка с охранным ландшафтом на расстояние 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бычок с охранным ландшафтом на расстоянии 300 м в обе стороны от уреза воды», «Река Бобольская с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Мисида с охранным ландшафтом на расстоянии по 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Нига с охранным ландшафтом на расстоянии 200 м в обе стороны от уреза воды», «Река Городенка с охранным ландшафтом на расстоянии 250 м в обе стороны от уреза воды», «Пещеры берега р.Лужи», «Обнажение известняков», «Парк Передельский» путем разработки положений об охранных зонах в срок до 01 октября 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное определение в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 25 января 2019 года.