Промышленный районный суд г. Смоленска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
г. Смоленск Дело № 2-10/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2011 года
Промышленный районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Родионова В.А.
при секретаре Королевой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8 к ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Строительное управление-6», ООО «Янтра-С» об устранений препятствий в пользовании недвижимым имуществом, оспаривании решений Администрации г. Смоленска, признании постройки самовольной и её сносе, формировании земельного участка, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском (с учётом уточнённых исковых требований) к ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Строительное управление-6», ООО «Янтра-С» об устранений препятствий в пользовании недвижимым имуществом, оспаривании решений Администрации г. Смоленска, признании постройки самовольной и её сносе, формировании земельного участка, компенсации морального вреда.
В обосновании заявленных требований указали, что они являются собственниками квартир № и № в . В данном доме они зарегистрированы более 30 лет. Многоквартирный дом, в котором они проживают, является памятником истории и культуры регионального значения - «Главный дом», конец 19 века, который был принят на государственную охрану в соответствии с Решением Смоленской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении культурного наследия Смоленской области». Вследствие этого обстоятельства истцы приняли на себя охранные обязательства на пользование недвижимым памятником истории и культуры. Поскольку дом не оснащён водопроводом, канализацией и центральным отоплением, то на придомовой территории дома располагались сараи, в которых хранились дрова для отопления, туалет и водоразборная колонка. В настоящее время жильцы не могут пользоваться имеющимися в доме печками, так как придомовые сараи, в которых хранились дрова, сожжены. Согласно экспликации земельного участка, содержащейся в техническом паспорте жилого дома, площадь земельного участка под многоквартирным домом по фактическому использованию составляет 2658 кв.м. В 2006 году истцы обращались в Администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении им в собственность придомового земельного участка, но получили отказ.
Однако в дальнейшем на основании Постановлений Администрации г. Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ и №-адм от ДД.ММ.ГГГГ часть придомовой территории площадью 1576 кв. м была передана в аренду ФИО10 и ФИО9 для строительства административного здания под номером № по , а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выданы разрешения на строительство этого здания № № и № №. Данные решения Администрации г. Смоленска считают незаконными, так как они вынесены без учёта охранной зоны памятника истории и культуры, каковым является многоквартирный дом, а также без учёта интересов собственников помещений многоквартирного дома на пользование придомовой территорией. Полагают, что нарушены градостроительные нормы, предъявляемые к размерам участка, необходимым для нормального функционирования многоквартирного жилого дома. Согласно градостроительных норм минимальная площадь земельного участка под многоквартирным домом рассчитывается с учетом количества жильцов, которые могут в нем проживать при норме жилья 18 кв. м на человека и должна составлять 900 кв.м. Более того, в ходе начавшегося строительства дома, которое ведётся подрядной организацией ООО «Строительное управление - 6», была снесена водозаборная колонка, перекрыт доступ к туалету, строительство ведётся на части земельного участка, где ранее располагались сараи. Эти обстоятельства препятствуют в пользовании принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями в . Просят суд обязать ответчиков не чинить им препятствий в пользовании жилым недвижимым имуществом; признать незаконными постановления Администрации города Смоленска № 481-адм от 26.02.2007 г. и № 825-адм от 20.03.2007 г., разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ и № RU № от ДД.ММ.ГГГГ; признать административное здание №-А по самовольной постройкой и обязать ответчиков за свой счет снести его, вывезти строительные материалы и железобетонные конструкции фундамента, засыпать котлован, привести территорию в первоначальное состояние. Кроме того, просят обязать Администрацию г. Смоленска произвести формирование земельного участка под многоквартирным домом № по с последующей его постановкой на государственный кадастровый учёт; обязать Администрацию города Смоленска разработать проект зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ - «Городская усадьба: «Главный дом», включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; запретить Администрации г. Смоленска выдачу разрешений на строительство на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ - «Городская усадьба: «Главный дом» и граничащих с ней участках до установления зон охраны выше указанного памятника архитектуры; а также взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу истцов в равных долях в счет компенсации морального вреда 1 000 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО7, ФИО1, а также представитель истцов ФИО14, заявленные исковые требования поддержали, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами и дополнительно пояснили, что истцы являются собственниками комнаты № и , расположенных в по ул. , и в данных жилых помещениях проживают более 30 лет. В соответствии с земельным законодательством с момента возникновения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, возникает и право собственности на земельный участок, расположенный под этим домом. Собственники дома, в том числе истцы, ДД.ММ.ГГГГ обращались с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под домом № по в , однако Администрация г. Смоленска отказалась формировать данный земельный участок, мотивируя тем, что необходимо представить дополнительные документы. Вместо этого, Администрация г. Смоленска предоставила земельный участок другим лицам для строительства административного здания. С действиями ответчика истцы не согласны, считают, что предоставленный земельный участок под строительство административного здания, должен относится к придомовой территории в и находится в общей долевой собственности собственников жилых помещений. На данной территории ранее находились сараи для хранения дров, которые принадлежали жильцам этого дома, но в июле 2005 года были уничтожены в результате пожара. Собственники дома обращались с заявлением в Администрацию г. Смоленска по вопросу восстановления сараев, однако им было отказано в виду недостаточности денежных средств. Остатки сгоревших сараев, детская площадка, места озеленения и благоустройства, туалет, водоразборная колонка снесены строителями строящегося административного здания. В настоящее время указанных объектов на территории дома не имеется.
Представитель ответчиков ФИО9, ФИО11, ФИО12, ООО «Строительное управление-6» - ФИО15 исковые требования не признал, просит в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 3 л.д. 32).
Представитель ответчика ФИО13 - ФИО16 в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что решение Администрации г. Смоленска о предоставлении земельного участка и разрешение строительства на нём административного здания являются законными и обоснованными. Выводы проведённой по делу землеустроительной экспертизы, которая установила нарушения градостроительных и земельных норм при предоставлении земельного участка для строительства -А по , являются необоснованными и не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований. Экспертами в расчётах допущены как математические ошибки, так и не верно определялись исходные данные, на основании которых рассчитана требуемая площадь придомового земельного участка. Более того, необходимо принять во внимание, что в настоящее не пригоден для проживания, в связи с чем истцы подлежат отселению. Просит в удовлетворении иска отказать.
Ответчики ФИО10, Администрация г. Смоленска, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Янтра-С» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки суду не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по культуре ФИО17 в судебном заседании пояснила, что на основании Решения Смоленской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении культурного наследия Смоленской области» признан объектом культурного наследия регионального значения - «Городская усадьба. Главный дом» - образец жилого дома конца 19 века и принят на государственную охрану. Когда в 2007 году Администрация г. Смоленска предоставила ФИО9 и ФИО10 для строительства земельный участок рядом с указанным домом-памятником, то границы его охранной зоны ещё не были разработаны. Охранная зона памятника была сформирована позже с учётом ведущегося строительства административного здания, поэтому охранная зона памятника, утверждённая Постановлением Администрации Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ, не налагается на пятно застройки.
Представитель третьего лица ООО КБ «Смоленский Банк», извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, но ранее представил документы, свидетельствующие о том, что административное здание №-А по находилось в залоге у Банка, залог прекращён в связи с исполнением должником обязательств.
Представители третьих лиц ООО «Блиц» и СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причины неявки суду не представили.
В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном : ФИО1, ФИО5 и ФИО6 принадлежит по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение № площадью 28.4 кв.м в указанном доме, ФИО7 и ФИО8 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому квартира № по вышеуказанному адресу общей площадью 32,6 кв.м., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 53-54, 56) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2 л.д. 270, 279).
Решением Смоленской областной Думы от 28.02.1995 г. № 24 «О сохранении культурного наследия Смоленской области» жилой был признан объектом культурного наследия регионального значения - «Городская усадьба. Главный дом» - образец жилого дома конца 19 века и принят на государственную охрану (т. 3 л.д. 65, 66).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).
При этом часть 3 статьи 16 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).
Судом установлено также, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, до настоящего времени не сформирован и на кадастровый учёт не поставлен (т. 2 л.д. 5).
Между тем, согласно экспликации земельного участка, содержащейся в техническом паспорте на , площадь его придомовой территории по состоянию на 2007 год составляет 2658 кв.м (т. 1 л.д. 17).
Постановлением Администрации города Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ФИО10 и ФИО9 места размещения административного здания и предоставления в аренду земельного участка по А для проведения изыскательских работ» ФИО10 и ФИО9 предоставлен из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в аренду земельный участок площадью 1576 кв.м по для проведения изыскательских работ по размещению административного здания, одновременно утверждены акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и проект границ данного земельного участка (т. 1 л.д. 127, 128).
Земельный участок площадью 1576 кв.м. по -а поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 67:27:003 06 08:0030 и выдан кадастровый план (т. 1 л.д. 152).
Как следует из объяснений истцов и не оспаривается ответчиками земельный участок с кадастровый номер №, расположенный по адресу: , был сформирован за счёт территории, которая по данным ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», значилась как фактически используемая под многоквартирным домом №, расположенного на этой же улице.
В дальнейшем на основании постановления Администрации города Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду ФИО10 и ФИО9 для строительства административного здания (т. 1 л.д. 160).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием города Смоленска и ФИО10, ФИО9 заключен договор аренды указанного земельного участка (т. 1 л.д. 155, т. 3 л.д. 95).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчикам ФИО10, ФИО9 Администрацией города Смоленска выданы разрешения № RU № и № RU № на строительство административного здания с торговыми помещениями общей площадью 1348,65 кв.м., расположенного по адресу: А, строительство разрешено земельном участке по адресу: (т. 1 л.д. 168, т. 3 л.д. 93, 94). При этом разрешение RU № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта капитального строительства по -А ДД.ММ.ГГГГ было продлено до ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 заключил с ООО «Строительное управление-6» договор строительного подряда, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению в соответствии с имеющейся технической документацией, работы по устройству фундамента на отметке + 0.000 административного здания с торговыми помещениями, расположенного по адресу: -А (т. 1 л.д. 78).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области передал в общую долевую собственность ФИО10 и ФИО9 по 1/2 доли каждому земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030608:30 площадью 1576 по А , для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - под административным зданием с торговыми помещениями в стадии строительства, в границах указанных в кадастровой карте участка (т. 5 л. д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 продал ФИО11 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, принадлежащую продавцу на праве собственности, с кадастровым номером 67:27:003 06 08:0030, общей площадью 1576 кв.м по адресу: -А, разрешенное использование земельного участка: для строительства административного здания, и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на административное здание с торговыми помещениями, в стадии строительства, расположенное на вышеуказанном земельном участке (т. 2 л.д. 130). Право собственности нового владельца объектов зарегистрировано в установленном законом порядке (т. 3 л.д. 90, 91).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 (продавец) и ФИО12 (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец передал в собственность покупателя 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, принадлежащую продавцу на праве собственности, с кадастровым номером №, общей площадью 1576 кв.м по адресу: -А, разрешенное использование земельного участка: для строительства административного здания, и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на административное здание с торговыми помещениями, в стадии строительства, расположенное на вышеуказанном земельном участке (т. 2 л.д. 129).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 и ФИО11 заключили договор строительного подряда с ООО «Строительное управление-6» на выполнение подрядчиком строительно- монтажных и отделочных работ по строительству административного здания с торговыми помещениями по вышеуказанному адресу (т. 2 л.д. 146).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 продал принадлежащую ему 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером №, общей площадью 1576 кв.м по адресу: -А, разрешенное использование земельного участка: для строительства административного здания, и принадлежащую ему на праве собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности на административное здание с торговыми помещениями, в стадии строительства, расположенное на вышеуказанном земельном участке. Покупателем по договору выступило ООО «ЯНТРА-С». Право собственности за новым владельцем зарегистрировано в установленном порядке и выданы свидетельства о государственной регистрации права (т. 5 л.д. 37).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Смоленска выдано ООО «ЯНТРА-С» разрешение № RU № на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - административного здания с торговыми помещениями по адресу: А (т.4 л.д. 103).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЯНТРА-С» заключило договор купли-продажи с ФИО13, на основании которого к последней перешло право собственности на 1/2 долю вышеуказанных объектов недвижимости (т. 4 л.д. 104, 105).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО11 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU № от ДД.ММ.ГГГГ являются участниками долевой собственности и им принадлежит по 1/2 доли (каждому) в праве собственности на административное здание с торговыми помещениями, общей площадью 1397,6 кв.м по адресу: -А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № и № соответственно (л.д. 68, 69).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Блиц» (Доверительный управляющий) в лице директора ФИО11, ФИО12 (Учредитель управления 1) и ФИО11 (Учредитель управления 2) заключили договор о передаче Доверительному управляющему в доверительное управление, принадлежащее им (Учредителю управления 1 и Учредителю управления 2) на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) земельный участок кадастровым номером №, общей площадью 1576 кв.м по адресу: -А, и расположенное на указанном земельном участке административное здание с торговыми помещениями в стадии строительства. Передачи имущества между сторонами произведена по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 107-111).
ДД.ММ.ГГГГ в договор от ДД.ММ.ГГГГ доверительного управления недвижимым имуществом, внесены изменения, согласно которым изменен состав участников договора. После внесенных изменений Учредителем управления 1 является ООО «ЯНТРА-С». Данные изменения оформлены дополнительным соглашением № (т. 4 л.д. 112).
ДД.ММ.ГГГГ в договор от ДД.ММ.ГГГГ также внесены изменения и также изменен состав участников договора, согласно которым Учредителем управления 1 становится ФИО13, которая стала собственником 1/2 доли переданных объектов недвижимости (т. 4 л.д. 116).
Разрешая вопрос о законности и обоснованности постановлений Администрации города Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ и №-адм от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению для строительства земельного участка площадью 1576 кв.м по адресу: -А, сформированного рядом с многоквартирным домом № по , и соответствующих разрешений на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ и № RU № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из разъяснений содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Согласно пунктов 67 и 68 названного Постановления, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Таким образом, в силу положений ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 305 ГК РФ для того, чтобы определить, нарушены ли при формировании земельного участка с кадастровым номером № площадью 1576 кв.м., расположенного по адресу: -а, права истцов необходимо установить, сформирован ли данный участок за счёт территории, которая ранее использовалась и должна использоваться для размещения многоквартирного и входящих в его состав объектов недвижимого имущества, элементов благоустройства и озеленения. При этом необходимо также учитывать положения ч. 4 ст. 43 ГрК РФ, предусматривающей, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
В судебном заседании с участием специалиста Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» ФИО18 исследовано инвентарное дело на жилой , из которого усматривается, что данный дом был возведён до 1917 года, в 1953 году производился его капитальный ремонт. В доме предусмотрено печное отопление, санузел и водопровод отсутствуют. На момент инвентаризации дома в 1969 году фактическая площадь его придомовой территории составляла 2464 кв. метра, на которой располагались сараи. При инвентаризации дома на 19.10.2007 г. сараи уже отсутствовали, но печное отопление в доме сохранялось (т. 4 л.д. 168).
Планом земельного участка от 1969 года подтверждается наличие на придомовой территории дома, размер которой составляет 2464 кв. м, сараев (т. 4 л.д. 166-167).
Согласно технического паспорта, составленного Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», придомовая территория на момент его последней инвентаризации в 2007 году составляла 2658 кв. метра, в том числе застроенная территория - 216 кв. м, проезд - 52 кв.м, тротуар - 423 кв.м, под зелёными насаждениями - 1865 кв. м (т. 1 л.д. 216.)
Допрошенные в качестве свидетелей бывшие жильцы домов №, № и № по ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 в судебном заседании пояснили, что без удобств, в связи с этим у дома ранее имелась значительная придомовая территория, ограниченная , на которой располагались детская площадка, зелёная зона, туалет, выгребная яма, водоразборная колонка и сараи, в которых хранились дрова, так как в доме предусмотрено печное отопление. В настоящее время все эти элементы благоустройства отсутствуют, на их месте возведён новый -А по (т. 4 л.д. 138).
Как следует из объяснений истцов, располагавшиеся на придомовой территории сараи сгорели в 2005 году, а их остатки были снесены строителями при возведении -А по , которые также снесли детскую площадку, туалет, водоразборную колонку и элементы озеленения и благоустройства (т. 2 л.д. 228).
Согласно справке ОАО «» от ДД.ММ.ГГГГ № на придомовой территории была установлена водозаборная колонка для обеспечения жителей дома холодной водой, располагались сараи для хранения дров и надворный туалет, которые сгорели (т. 2 л.д. 11).
Справками СМУП «» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что во дворе были установлены водозаборная колонка и колодец, которые самовольно демонтированы строителями при возведении фундамента здания, расположенного по адресу: -А (т. 1 л.д. 187, 212).
Таким образом, проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что ранее располагавшиеся возле сараи, надворный туалет, водозаборная колонка и другие элементы благоустройства, предназначенные для обслуживания данного дома и удовлетворения нужд его жильцов, в силу ст. 36 ЖК РФ являлись общим имуществом собственников помещений указанного многоквартирного дома и принадлежали им на праве общей долевой собственности. Следовательно, в силу положений ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч. 4 ст. 43 ГрК РФ под многоквартирным домом № по должен быть сформирован земельный участок с учётом фактического землепользования, в который подлежит включению не только территория, на которой непосредственно размещён сам дом, но и территория, на которой располагались сараи, туалет, водозаборная колонка, проходы к ним, а также иные элементы благоустройства.
Из пояснений истцов следует, что в 2006 году все собственники помещений многоквартирного обращались в Администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении им земельного участка под их многоквартирным домом (т. 2 л.д. 216).
В связи с этим обращением они подготовили проект границ земельного участка площадью 931 кв. м, который был согласован начальником Территориального отдела № Управления Росдневижимости по и Главным архитектором (т. 1 л.д. 49).
Как следует из объяснений представителя Администрации г. Смоленска проект границ земельного участка площадью 931 кв. м под домом № по не был утверждён, а соответственно земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, так как собственники помещений этого дома не представили всех необходимых документов (т.2 л.д. 228).
Данный отказ в формировании земельного участка не может быть признан законным, поскольку действующее жилищное и земельное законодательство не возлагают на собственников помещений многоквартирного дома обязанностей по предоставлению какой-либо документации на дом. Достаточно только одного их обращения с заявлением о формировании земельного участка, на основании которого у органа местного самоуправления перед собственниками помещений многоквартирного дома возникают обязательства по формированию земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Более того, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" предписывал органам местного самоуправления обеспечить государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.
Кроме того, в соответствии Постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Администрация возложила на себя обязанность провести межевание земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории города Смоленска в период с 2007 по 2010 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Однако Администрация города Смоленска вместо того, чтобы исполнить возложенные на неё обязанности по проведению государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом № по , принимает ДД.ММ.ГГГГ решение о предварительном согласовании ФИО10 и ФИО9 места размещения административного здания №-А по , которое накладывается на придомовую территорию многоквартирного с объектами его благоустройства; утверждает проект границ этого земельного участка общей площадью 1576 кв.м, сформированного за счёт придомовой территории много квартирного дома; передаёт его в аренду ответчикам и выдаёт разрешения на строительство на нём административного здания с торговыми помещениями.
Вследствие принятого Администрацией города Смоленска при строительстве административного здания была снесена водозаборная колонка, снабжавшая жильцов многоквартирного дома холодной водой; занята территория, на которой располагались дровяные сараи, что делает невозможным их восстановление после пожара на прежнем месте; ликвидирован туалет; уничтожены зелёные насаждения; сократилась придомовая территория многоквартирного дома, которой теперь не достаточно для удовлетворения потребностей проживающих в нём лиц.
Выводы суда подтверждаются заключением проведённой по делу судебной землеустроительной экспертизы.
Согласно заключению экспертов ФИО2 и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ минимально допустимая площадь земельного участка под многоквартирным домом № по для размещения всех планировочных элементов придомовой территории, хозяйственных построек, надворного туалета и водоразборной колонки составляет 1318 кв.м. Фактическая площадь земельного участка, используемого как придомовая территория многоквартирного жилого , после формирования смежного земельного участка с кадастровым номером № по -А, составляет 544 кв.м. Фактической площади земельного участка размером 544 кв.м абсолютно недостаточно для формирования придомовой территории с размещением всех площадок для функционального обслуживания, хозяйственных построек, надворного туалета и водоразборной колонки, так как минимально допустимая площадь земельного участка для размещения всех планировочных элементов должна быть 1318 кв.м. На придомовой территории должны размещаться хозяйственные постройки для хранения твердого топлива (дров), количество построек должно быть кратно количеству семей, поживающих в жилом доме. Минимальный размер 1-го сарая для хранения дров составляет 2,5 х 3 м. Количество хозяйственных построек рассчитано с учетом размещения в жилом доме 6 квартир. С увеличением количества семей при заселении в свободные помещения, соответственно, увеличится количество хозяйственных построек. Площадь зоны наложения спорных земельных участков № и №-А по составляет 700 кв.м (т. 4 л.д. 35).
Кроме того, эксперты в своём заключении отразили, что независимо от размера требуемой площади земельного участка под домом № по имеет место нарушение требований пожарной безопасности и санитарных норм. Так расстояние от внутреннего края пожарного проезда до стены здания должно составлять 5-8 м. Ширина пожарного проезда должна составлять не менее 6 м. Поскольку жилой не имеет двухстороннюю ориентацию квартир (согласно планам этажей в техпаспорте жилого дома), то доступ пожарных должен осуществляться со стороны входов в каждую квартиру, т. е. со всех сторон жилого дома. Со стороны двора необходимо предусмотреть площадку 12 х 12 м (по нормативам 15 х 15) для разворота пожарной машины, подъезда спецтехники для вывоза мусора, подъезда грузового транспорта к хозяйственным постройкам.
Площадки для установки мусороконтейнеров должны быть удалены от жилых домов, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, площадок отдыха, игр детей и занятий физкультурой на расстояние не менее 20 м. Мусоросборники, дворовые туалеты должны быть расположены на расстоянии не менее 4 м от границ соседнего участка.
Допрошенные в судебном заседании эксперты ФИО2 и ФИО3 подтвердили вышеприведённые выводы, подробно и обстоятельно их аргументировав со ссылками на градостроительные нормы и правила.
Не доверять заключению экспертов и их показаниям у суда нет оснований. Эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеют высшее архитектурное и геодезическое образование, значительный опыт работы по специальности. Выводы экспертов аргументированы и основаны на непосредственном обследовании домов № и №-А по и спорного земельного участка, на котором размещены эти объекты недвижимости. Эксперты состоят в штате Проектного института и Института картографии, геодезии и оценки Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», который имеет допуски на проектирование и обследование жилых домов и на проведение геодезических работ. Заключение экспертов утверждено и проверено также первым заместителем директора Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» ФИО4
Суд находит несостоятельными доводы представителей ответчиков о том, что эксперты для расчёта площади придомового земельного участка не верно определили плотность населения на территории микрорайона равной 200 чел./га, тогда как следовало рассчитывать площадь участка исходя из плотности населения равной 420 чел./га. Эксперты при определении этой величины не приняли во внимание кадастровую стоимость земельного участка.
Между тем, суд находит, что при расчёте площади земельного участка эксперты верно руководствовались положениями пункта 2.2.27 Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утверждённых Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N №, согласно которого в зоне низкой степени градостроительной ценности территории плотность населения на территории микрорайона равна 200 чел./га.
Как пояснила эксперт ФИО2, что в данном случае кадастровая стоимость земельного участка не имеет отношения, низкий показатель плотности населения был принят во внимание, исходя из того, что жилой многоквартирный является малоэтажным (два этажа), находится в зоне смешанной застройки, где присутствуют малоэтажные дома, отсутствуют коммуникации. Показатель 420 чел./га используется при расчете придомовой территории жилых домов, расположенных в микрорайонах застроенных домами повышенной этажности.
Суд соглашается с выводами эксперта, так как кадастровая стоимость земельного участка учитывается наряду с другими факторами при проектировании жилой зоны на территории городских округов и городских поселений (п. 2.2.26 Нормативов) и не имеет значения для расчетной плотности населения на территории микрорайона (п. 2.2.27 Нормативов).
Ответной стороной также оспаривается математический расчёт площади земельного участка, в котором эксперт расчётное число жителей, равное 13,3 человека, округлил в большую сторону до 14 человек. Между тем эксперты пояснили, что в градостроительной деятельности в данном случае общепринято округлять до большего числа. При этом если округлить до меньшего числа - 13 человек, то рассчитанная площадь фактически останется в тех же размерах и на конечный вывод это не окажет принципиального значения.
Более того, имеет место нарушения градостроительных норм независимо от размера площади земельного участка под многоквартирным домом.
Так в соответствии с п. 3.4.4.3 Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области в жилых зонах на придомовых территориях должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров для бытовых отходов с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и отделяться от площадок для отдыха и занятий спортом. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно п. 3.4.4.5 Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области для сбора жидких отходов от неканализованных зданий устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 м и не более 100 м. Мусоросборники, дворовые туалеты и помойные ямы должны быть расположены на расстоянии не менее 4 м от границ участка домовладения.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров (ст. 67).
Суд считает необходимым дать оценку тому обстоятельству, что эксперты руководствовались Нормативами градостроительного проектирования Смоленской области, которые были утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N №, то есть после принятия Администрацией города Смоленска постановления №-адм от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного участка в аренду ФИО10 и ФИО9 для строительства административного здания.
Действительно, на момент принятия Администрацией города Смоленска указанного решения Нормативами градостроительного проектирования Смоленской области ещё не действовали, но вместе с тем следует принять во внимание, что НГП Смоленской области представляют собой свод норм, содержащихся в различных ГОСТ, СНиП и других нормативных актах, регламентирующих градостроительную деятельность, которые были разработаны и приняты до издания постановления Администрации города Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 1.1.8. НГП Смоленской области при разработке настоящих нормативов использовались в частности ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; СНиП III-10-75 Благоустройство территории; СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы; СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; СНиП 2.08.01-89* Жилые здания; СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений; СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей; СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные; СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения; СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям; и другие нормативные акты.
Так формулы подсчёта площади земельного участка под многоквартирным домом, которые использовали эксперты, содержатся как в НГП Смоленской области, так и в ранее действовавших Методических указаниях по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденными Приказом Минземстроя Российской Федерации от 26.08.98 N 59.
СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" также предусматривают, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин; Строительные Правила 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", предусматривают расположение в глубине квартала разворотной площадкой размером не менее 12 х 12 кв. м.
Кроме того, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населённых мест» и пункт 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 г. № 170, предусматривают расстояние от площадок для мусоросборников (контейнерных площадок, водонепроницаемых выгребов и дворовых уборных) до окон жилых и общественных зданий не менее 20 м.
В картографической части экспертного заключения приведены вышеуказанные нормативные акты и содержатся выполненные в соответствии с ними расчёты площадей (т. 4 л.д. 48).
Как усматривается из картографической части экспертного заключения, расстояние между стенами и границами земельного участка, расположенного по адресу: А, с двух сторон составляет по 7,5 метров (масштаб 1:500). Соответственно, разместить на этом пространстве новые туалет, мусоросборник и разворотная площадку взамен прежних, на месте которых возведено административное здание, не возможно. При этом туалет, мусоросборник и разворотная площадка, а также сараи и другие элементы благоустройства многоквартирного ранее размещались в границах его фактического землепользования площадью 2658 кв. м без нарушения вышеприведённых нормативов.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела и изложенные требования закона, суд приходит к выводу о том, что в земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 06 08:0030 площадью 1576 кв.м., расположенный по адресу: -А, фактически вошла придомовая территория , необходимая для его обслуживания и удовлетворения нужд собственников расположенных в нём помещений. Указанный земельный участок сформирован, а расположенное на нём административное здание, построено с нарушением градостроительных норм и правил.
Администрация города Смоленска, издавая Постановление № 481-адм от 26.02.2007 г. «О предварительном согласовании ФИО10 и ФИО9 места размещения административного здания и предоставления в аренду земельного участка по А для проведения изыскательских работ» и Постановление № 825-адм от 20.03.2007 г. «О предоставлении ФИО10 и ФИО9 в аренду земельного участка по А для строительства административного здания», нарушила права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом , в том числе истцов. А потому заявленные исковые требования о признании указанных постановлений и разрешений на строительство подлежат удовлетворению.
Защита нарушенного права истцов на пользование и владение земельным участком, расположенным под многоквартирным домом, в силу абз. 3 ст. 12 ГК РФ, ст. 305 ГК РФ осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Следовательно, для восстановления нарушенного права спорная территория подлежит возвращению в первоначальное положение, существовавшее до нарушения, то есть результаты
результаты формирования земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 06 08:0030 под административным зданием с торговыми помещениями, расположенном по адресу: -А, подлежат аннулированию, а запись в Государственном кадастре недвижимости о его постановке на государственный кадастровый учет - исключению.
При этом административное здание №-А по является самовольной постройкой как созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 222 ГК РФ), а потому требования истцов о его сносе также подлежат удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд не только собственник земельного участка, но и субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.
В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку (пункт 23 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получивший имущество во владение. Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку (пункт 24 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Принимая во внимание, что ФИО10 и ФИО9, которым первоначально был предоставлен спорный земельный участок для строительства административного здания, произвели его отчуждение вместе с построенным на нём зданием, то надлежащими ответчиками по требованиям о сносе постройки будут являться его нынешние собственники ФИО11 и ФИО13
Также в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П подлежит удовлетворению требование истцов обязать Администрацию г. Смоленска сформировать земельный участок под многоквартирным домом № по с последующей его постановкой на государственный кадастровый учёт.
При этом формирование земельного участка ответчиком должно быть произведено с учётом фактического землепользования, существовавшего до нарушения прав истцов, и в соответствии с экспертным заключением Смоленского филиала ФГУП «Ростехинветаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая относительно удовлетворения вышеприведённых исковых требований, ответчики ссылаются на то, что является непригодным для проживания, а истцы в связи с этим обстоятельством подлежат выселению из дома. Также указывают, что если дом реконструировать, устроив в нём водопровод, канализацию, центральное отопление, то отпадёт необходимость размещения на придомовой территории сараев и туалета, что приведёт к уменьшению площади земельного участка под многоквартирным домом.
Приведённые доводы ответчиков суд находит несостоятельными. Во-первых, восстановлениенарушенного права в соответствии с гражданским законодательством предполагает приведение сторон в первоначальное состояние, а не узаконивание правоотношений, сложившихся после нарушения права. Во-вторых, в установленном законом порядке не признан не пригодным для проживания граждан, а в случае его признания таковым он не подлежит сносу и должен быть реставрирован, так как является объектом культурного наследия регионального значения - «Городская усадьба. Главный дом» и принят на государственную охрану (т. 3 л.д. 65, 66). В-третьих, если дом оборудовать водопроводом, канализацией и центральным отоплением, то площадь его придомовой территории, как пояснили эксперты, не уменьшится, а увеличится, так как ремонт дома повлечёт заселение ныне пустующих квартир, и соответственно площадь земельного участка будет рассчитываться исходя из большего количества жителей.
Требование истцов обязать Администрацию города Смоленска разработать проект зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ - «Городская усадьба: «Главный дом», которым является , и запретить Администрации г. Смоленска выдачу разрешений на строительство на территории данного объекта культурного наследия и граничащих с ним участках до установления зон охраны удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как было установлено в судебном заседании, Решением Смоленской областной Думы от 28.02.1995 г. № 24 «О сохранении культурного наследия » был признан объектом культурного наследия регионального значения - «Городская усадьба. Главный дом» - образец жилого дома конца 19 века и принят на государственную охрану (т. 3 л.д. 65, 66).
В соответствии со ст. 9.2, ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
В силу п. 34 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку является объектом культурного наследия регионального значения, разработка и утверждение проекта его охранной зоны законом возлагается на органы государственной власти субъекта РФ, то есть на Администрацию Смоленской области.
Таким образом, требования в данной части заявлены к ненадлежащему ответчику -Администрации города Смоленска, что является основанием для отказа истцам в удовлетворении требований в части обязания Администрации города Смоленска разработать проект зон охраны объекта культурного наследия.
Более того в настоящее время на основании постановления Администрации Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы охранной зоны, границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также схема границ территорий зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Городская усадьба: главный дом», расположенного по адресу: ( т. 3, л.д. 15,17,21,24).
Разрешая требование истцов о взыскании с Администрации г. Смоленска компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, суд руководствуется положениями статьи 1069 ГК РФ, которая предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вместе с тем, ответственность на основании указанной нормы наступает на общих основаниях, но при наличии обозначенных в ней специальных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилам, предусмотренным главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 ст. 1009 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Из существа заявленных исковых требований следует, что в качестве основания для удовлетворения иска истцами указано на нарушение ответчиком их права на общее имущество многоквартирного дома, которым является расположенный под домом земельный участок.
Таким образом, решениями Администрации г. Смоленска по распоряжению земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, были затронуты имущественные права истцов. Тогда как названная глава и ст. 151 ГК РФ, равно как и действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержат положений о компенсации морального вреда при изложенных обстоятельствах.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований о возмещении морального вреда не имеется.
Истец ФИО1 просит взыскать с ответчиков судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертного учреждения Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в сумме 38130 руб. 64 коп. В подтверждение данных расходов истцом предоставлен чек и квитанция (т. 4 л.д. 162-163).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку на основании экспертного заключения суд принимает решение о признании незаконными постановлений Администрации г. Смоленска, то понесенные судебные расходы следует признать необходимыми и подлежащими взысканию с Администрации г. Смоленска в пользу истца ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 удовлетворить частично.
Признать незаконными Постановление Администрации города Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ФИО10 и ФИО9 места размещения административного здания и предоставления в аренду земельного участка по А для проведения изыскательских работ»; Постановление Администрации города Смоленска № 825-адм от 20.03.2007 г. «О предоставлении ФИО10 и ФИО9 в аренду земельного участка по А для строительства административного здания»; разрешение на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Смоленска ФИО10 и ФИО9 на строительство административного здания с торговыми помещениями (ниже отм. 0,000), расположенного по адресу: А; разрешение на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Смоленска ФИО10 и ФИО9 на строительство административного здания с торговыми помещениями (выше отм. 0,000), расположенного по адресу: А.
Обязать ФИО11 и ФИО13 в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу за свой счет снести административное здание с торговыми помещениями, расположенное по адресу: -А, вывести строительные материалы и железобетонные конструкции фундамента, засыпать котлован и привести территорию в первоначальное состояние.
Аннулировать результаты формирования земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 06 08:0030 под административным зданием с торговыми помещениями, расположенного по адресу: -А, и исключить запись в Государственном кадастре недвижимости о его постановке на государственный кадастровый учет.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести формирование земельного участка под многоквартирным домом № по в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинветаризация - Федеральное БТИ», и с учетом фактического землепользования с последующей его постановкой на государственный кадастровый учёт.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу ФИО1 38130 руб. 64 коп. в счёт возмещения расходов по оплате услуг экспертного учреждения.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Родионов
Справка: Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 13.10.2011г. отменить в части удовлетворения требований ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании незаконными Постановлений Администрации города Смоленска № 481-адм от 26.02.2007 «О предварительном согласовании ФИО10 и ФИО9 места размещения административного здания и предоставления в аренду земельного участка по А для проведения изыскательских работ» ; № 825-адм от 20.03.2007 « О предоставлении ФИО10 и ФИО9 в аренду земельного участка по А для строительства административного здания» ; разрешений на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ, № RU № от ДД.ММ.ГГГГ;
Обязании ФИО11 и ФИО13 в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу за свой счет снести административное здание с торговыми помещениями, расположенное по этому адресу, вывести строительные материалы и железобетонные конструкции фундамента, засыпать котлован и привести территорию в первоначальное состояние ; аннулировать результаты формирования этого земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 06 08:0030 и исключить запись в Государственном кадастре недвижимости о его постановке на государственный кадастровый учет. Постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении этих требований истцам отказать.
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отменить также в части обязания Администрации г.Смоленска в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести формирование земельного участка под многоквартирным домом № по в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинветаризации» - Федеральное БТИ», и с учетом фактического землепользования с последующей его постановкой на государственный кадастровый учет и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО24, ФИО23, ФИО6 - без удовлетворения.
Секретарь суда Писарева И.Н.