РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года город Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Жильчинской Л.В.,
при секретаре судебного заседания Аюровой Д. А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 38RS0036-01-2021-000177-88 (производство № 2-1087/2021) по иску ФИО2 к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа в части отмены выплаты ежемесячной надбавки, признании права на выплату надбавки, выплате надбавки,
установил:
В обоснование исковых требований, указано, что приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен>л/с подполковнику полиции, начальнику отдела охраны общественного порядка Восточно- Сибирского ЛУ МВД России на транспорте ФИО2 установлена надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, с 26.06.2018.
Контрольно-ревизионным управлением МВД России в мае 2020 г. проведена документарная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте. В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений, в том числе установлен факт переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровью в мирное время.
По указанному факту в июне 2020 г. проведена служебная проверка, в ходе которой исследованы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебная практика Российской Федерации, Положение об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, должностные регламенты сотрудников, приказы, распоряжения Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, предписания на проверку, графики несения службы, расстановки и маршрутные листы личного состава.
По результатам служебной проверки факт неправомерного назначения надбавки сотрудникам, замещающим должности в подразделениях полиции по охране общественного порядка, за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренной пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, не подтвердился, вина сотрудников Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в том числе подчиненных ЛО МВД России на транспорте, не установлена.
Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с «По личному составу» на основании акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД Росси на транспорте от <Дата обезличена> ФИО2 отменена выплата указанной ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Истец считает приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с об отмене надбавки незаконным, поскольку законодателем не определено, как часто и в каком объеме, сотрудники, замещающие должности, указанные в разделе III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, должны выполнять специальные задачи, непосредственно связанные с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Считает надбавку видом социальной гарантии (поддержки) со стороны государства по отношению к сотрудникам внутренних дел, в связи с особыми условиями их службы, непосредственно связанными с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Установление этой надбавки не право, а обязанность работодателя. Оспариваемая надбавка к должностному окладу была единственной иной дополнительной выплатой сотрудникам отдела охраны общественного порядка, в том числе, в рамках приказа МВД России от 21.05.2018 № 314.
В соответствии с Положением об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, должностными обязанностями, закрепленными в должностных регламентах истца, ФИО2 выполняет в числе прочих и функции, возложенные на строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции.
В соответствии с приказами Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте истец выезжал в служебную командировку в ФИО3, ФИО4 ЛОП, Чарский ЛПП, ЛПП на ст. Новый Уоян, ФИО5.; задействовался в охране общественного порядка <Дата обезличена> на рейс <Номер обезличен>, <Дата обезличена> на рейс <Номер обезличен>; осуществляли гласные и скрытые проверки несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции, выполняя при этом как функции по охране общественного порядка, так и функции по проверке несения службы нарядами, возложенные на командира, заместителя командира подразделения ППСП, получающих наравне со своими подчиненными надбавку за выполнение специальных задач непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; принял участие в проведении инструктажа наряда ППСП ЛОП на ст. Черемхово; задействован в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения хоккейного матча на льду оз. Байкал с участием звезд мирового уровня; привлекался на обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности <Дата обезличена> в период проведения праздничных мероприятий посвященных Дню Победы.
В силу замещаемой должности, истец выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, соответственно имеет право на установление надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
На основании изложенного, изменив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд:
- признать незаконным приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с и обязать отменить приказ в части отмены подполковнику полиции ФИО2 выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
- признать за подполковником полиции ФИО2, начальником отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, право на установление ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314;
- обязать ответчика выплатить ФИО2 надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, с момента отмены - с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.
Истец ФИО2, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без своего участия в связи с нахождением в отпуске до июля 2021 г.
Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК в отсутствие неявившегося истца.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
В обоснование возражений ответчика указано, что <Дата обезличена> проведена служебная проверка по рапорту врио начальника финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте подполковника внутренней службы ФИО8 по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2018 № 314, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам, замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППСП, ДПС, ОиКПиО, но выполняющие функции, возложенные на них.
Согласно положениям и должностным регламентам, основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия. Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО указанные подразделения не выполняют, при этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях. За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236924,43 рубля.
Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте <Дата обезличена> в ФЭД МВД России направлен запрос с просьбой предоставить разъяснения о применении надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время и порядке ее начисления.
Из разъяснений ФЭД МВД России от <Дата обезличена> следует, что данная надбавка устанавливается сотрудникам подразделений, не входящих в структуру строевых (патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны или охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых), но выполняющих все функции соответствующего строевого подразделения.
Следовательно, если сотрудник такого подразделения выполняет функции по охране общественного порядка наряду с иными функциями, ему не может быть установлена данная надбавка.
При установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику, следует руководствоваться его должностным регламентом, в котором должны быть определены обязанности по выполнению функций строевых подразделений (ППСП).
Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО подполковник полиции ФИО2, начальник отдела охраны общественного порядка (ОООП) Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, не выполнял и не выполняет. При этом у него не предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий, фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер.
Начальник ОООП управления подполковник полиции ФИО2 не выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых на постоянной основе, ему соответственно не может быть установлена надбавка за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314.
На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Обсудив доводы иска и возражений ответчика, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО2 с <Дата обезличена> проходит службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела охраны общественного порядка (далее - ОООП) Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
Как следует из контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, заключенного <Дата обезличена> между начальником Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу и ФИО2 заместителем командира 4 роты в составе полка ППС полиции Управления МВД России по г. Волгограду, капитаном полиции, ФИО2 принял на себя обязательства выполнять обязанности по должности инспектора отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте.
В соответствии с контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, заключенным <Дата обезличена> между начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте и ФИО2 майором полиции, ФИО2 принял на себя обязательства выполнять обязанности по должности начальника отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
На основании приказа Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с подполковнику полиции, начальнику отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, назначена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20% от должностного оклада.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО2 наряду с обязанностями, предусмотренными по замещаемой им должности начальника отдела охраны общественного порядка, также выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, в связи с чем, имеет право на получение надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Ответчик, возражая против доводов иска, ссылается на непостоянный характервыполнения истцом функций, возложенных на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем, считает неправомерным назначение такой надбавки к должностному окладу по должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка.
Основанием для отмены выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время послужили результаты проверки финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по факту переплаты сотрудникам указанной надбавки к должностному окладу.
В акте от <Дата обезличена> отражены результаты проведенной документарной проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях была установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППС, ДПС, ОиКПиО, но выполняющих функции, возложенные на них. Согласно положениям и должностным регламентам основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия (задачи и функции ППС, ДПС или ОиКПиО указанные подразделения не выполняют). При этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактическое участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях). За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236924,43 рубля.
По данному факту на основании рапорта врио начальника финансово-экономического отдела <Дата обезличена> начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте назначена служебная проверка.
Итоги проведенной служебной проверки были изложены в заключении служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена>, утвержденной начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте полковником полиции ФИО6<Дата обезличена>.
Из указанного заключения служебной проверки от <Дата обезличена> следует, что факты переплаты сотрудникам надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, к должностному окладу, подтвердились.
Предыдущее заключение служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена> отменено.
По условиям контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальник Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и представление социальных гарантий сотруднику и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.6.2 контракта).
Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте является некоммерческим юридическим лицом, основной задачей деятельности которого является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта, управление подчиненными ОВДТ, осуществление в рамках полномочий социальной и правовой защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, организационно-методическое обеспечение деятельности подчиненных ОВДТ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" службой в органах внутренних дел признается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу пп. 1-3 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе: на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (пункт 1). Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 3).
Перечень ежемесячных дополнительных выплат установлен частью 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 указанной нормы права сотрудникам устанавливается дополнительная выплата - надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Частью 14 этой же статьи Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года № 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" утверждены Правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Пунктом 2 Правил установлено, что надбавка выплачивается сотрудникам в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, для обеспечения этих сотрудников денежным довольствием.
Из материалов дела следует, что установленная истцу ФИО2 ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20 % должностного оклада (за прохождение службы в подразделении, не входящем в структуру патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названное подразделение), отменена приказом от 23.10.2020 № 310 л/с Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.
Факт отмены надбавки не отрицался стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Судом установлено, что ФИО2 с <Дата обезличена> проходит службу в органах внутренних дел России в должности начальника отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, с ним заключен контракт о прохождении службы.
Положение об Отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России, утверждено приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, с которым истец ознакомлен <Дата обезличена>.
Основными задачами Отдела охраны общественного порядка являются:
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений по линии охраны общественного порядка на объектах транспортного комплекса;
- организация в пределах предоставленных пав обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта;
- координация работы линподразделений Управления по предупреждению, пресечению и выявлению преступлений и административных правонарушений по линии охраны общественного порядка;
- организация работы подразделений патрульно-постовой службы полиции, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (п.п.6-9).
К основным функциям и полномочиям отдела охраны общественного порядка относится, в частности:
- обеспечение общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.12.2014 № 1075дсп «Об утверждении Наставления об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий» (пункт 16);
- организация мероприятий по обеспечению правопорядка на объектах транспортной инфраструктуры. Обеспечение соблюдения законности в деятельности подразделений ППСП при исполнении возложенных на них обязанностей (пункт 17).
Обязанности начальника отдела охраны общественного порядка закреплены в разделе VI указанного Положения, согласно которым ФИО2 в соответствии с Положением об отделе охраны общественного порядка, в частности, обязан:
- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в случае привлечения к охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 26.31);
обеспечить в установленном порядке участие сотрудников подчиненных подразделений в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 26.60).
Начальник отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте ФИО2 в соответствии с Положением об отделе охраны общественного порядка, утвержденным приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, с которым он ознакомлен <Дата обезличена>, обязан:
- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в случае привлечения к охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 35.31);
- обеспечить в установленном порядке участие сотрудников подчиненных подразделений в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 35.60).
При этом, согласно указанного Положения об отделе охраны общественного порядка, в основные функции и полномочия отдела входят, в том числе:
- обеспечение общественного порядка и имущественной безопасности граждан на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в том числе при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 04.10.2019 № 682дсп «Об утверждении Наставления об организации деятельности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий» (пункт 17);
- организация мероприятий по обеспечению правопорядка на объектах транспортной инфраструктуры. Обеспечение соблюдения законности в деятельности подразделений ППСП при исполнении возложенных на них обязанностей (пункт 24).
Приказом МВД России от 21.05.2018 № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2018 N 51348) определены размеры надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
В соответствии с пунктом 4.3 приложения № 1 к Приказу МВД России от 21 мая 2018 года N 314 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время", сотрудникам, замещающим должности, указанные в пунктах 41 - 44, 48, 52 и 54 раздела III приложения N 2 к настоящему приказу за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается надбавка в размере 20%.
Разделом III приложения N 2 к Приказу N 314 определены штатные должности, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в том числе, в п. 43 указаны штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения.
Исходя из системного анализа данного приказа, основанием для установления спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, является постоянное выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Постоянное выполнение истцом специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, судом установлено не было.
Исходя из предусмотренных должностным регламентом должностных обязанностей начальника отдела охраны общественного порядка, истец не был занят постоянным выполнением задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Следовательно, истец не относится к категории сотрудников, которые имели право на получение спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, по основаниям, предусмотренным п. 4.3 Приказа МВД России от 21 мая 2018 года N 314, действовавшего в период спорных отношений.
Указанный приказ МВД России от 21 мая 2018 года N 314 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 16.03.2021 N 126, определившего новые размеры надбавок и перечень должностей.
При этом для получения указанной надбавки к должностному окладу занятие должностей, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, должно носит постоянный характер.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику установление надбавки возможно лишь при выполнении сотрудником указанных задач регулярно, на постоянной основе, что должно быть непосредственного закреплено в его должностном регламенте.
В подтверждение доводов иска о том, что ФИО2 выполнял задачи непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в материалы дела доказательств не представлено.
При этом ответчик указал, что в соответствии с приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности, недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области, в связи с прибытием 1 и <Дата обезличена> в аэропорт г. Иркутска международных авиарейсов № <Номер обезличен>, 6332 и 5702 из Королевства Тайланд, в охране общественного порядка задействовался начальник отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте ФИО7ёлкин <Дата обезличена> - рейс <Номер обезличен>; <Дата обезличена> - рейс <Номер обезличен>.
Сам истец в обоснование исковых требований сослался на то обстоятельство, что в соответствии с приказами Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте выезжал с 13 по <Дата обезличена> в служебную командировку в ФИО3, ФИО4 ЛОП, Чарский ЛПП, ЛПП на ст. Новый Уоян, ФИО5.; задействовался в охране общественного порядка <Дата обезличена> на рейсе <Номер обезличен>, <Дата обезличена> на рейсе <Номер обезличен>; осуществлял гласные и скрытые проверки несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции, выполняя при этом как функции по охране общественного порядка, так и функции по проверке несения службы нарядами, возложенные на командира, заместителя командира подразделения ППСП, получающих наравне со своими подчиненными надбавку за выполнение специальных задач непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; принял участие в проведении инструктажа наряда ППСП ЛОП на ст. Черемхово; задействован в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения хоккейного матча на льду оз. Байкал с участием звезд мирового уровня; привлекался на обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности <Дата обезличена> в период проведения праздничных мероприятий посвященных Дню Победы.
Оценив указанные доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что при исполнении истцом ФИО2 своих должностных обязанностей начальника ОООП им периодически выполнялись также задачи, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Исполнение служебных обязанностей по сопровождению пригородных поездов, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при встрече авиарейсов подпадает под категорию задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, вместе с тем, исполнение данных обязанностей ФИО2 носило не постоянный характер.
При этом суд учитывает, что проведение гласных и скрытых проверок не может расцениваться как выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исполнение ФИО2 служебных обязанностей начальника отдела охраны общественного порядка, не порождает для истца право для выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, поскольку такие задачи на постоянной основе истцом им выполнялись и не выполняются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о признании незаконным приказа Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены истцу выплаты, возложении обязанности на ответчика отменить приказ, удовлетворению не подлежат.
Поскольку, в удовлетворении требования о признании приказа от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с отказано, следовательно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных требований о признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 о признании незаконным приказа Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены начальнику отдела охраны общественного порядка ФИО2 выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, возложении обязанности отменить приказ в указанной части, признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Л. В. Жильчинская
Решение в окончательной форме принято судом <Дата обезличена>