№ 2-1471/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Кайгородовой О.Ю.
при секретаре Блодич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета 33 кв.м. на одного проживающего гражданина, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат из расчета 33 кв.м. на одного проживающего гражданина.
В обосновании заявленных требований указал, что является собственником домостроения по .... в ..... Данный дом принадлежит истцу на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула, свидетельство о праве собственности получено ДД.ММ.ГГГГ В результате паводка, произошедшего в мае – июне 2014 года дом пострадал, после чего был признан непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ после получения свидетельства о праве собственности, истец обратился в администрацию г. Барнаула с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ истец включен в список граждан – получателей сертификатов, документы были направлены в адрес ответчика. До настоящего времени истцу сертификат не выдан.
В судебном заседании истец не иске настаивал по доводам, изложенным в нем. Пояснял, что документы о включении его в список были направлены в адрес ответчика для выдачи сертификата, что не было сделано. Кроме пострадавшего в результате паводка помещения иных помещений в собственности не имеется.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, представили письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указали, что истцом должно быть доказано надлежащими доказательствами, что утрата жилого помещения произошла именно в результате чрезвычайной ситуации, а также то, что утрачено его личное имущество, кроме того, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Для вынесения законного и обоснованного решения по делу подлежат установлению следующие юридически значимые обстоятельства: общая жилая площадь утраченного жилого помещения, принадлежащего истцам; жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть для каждого из них единственным пригодным для проживания; регистрация заявителя в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия; постоянное проживание истца в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия; утрата жилого помещения или жилое помещение стало непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации.
Третье лицо администрация г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
В зону паводка попал жилой дом по ...., принадлежащий ФИО3 на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .....
Как следует из технического заключения от июля 2014 года, выполненному ООО «Алтайпрокт», дом по .... в .... имеет следующее техническое состояние: фундамент, стены, элементы пола, электрические сети, входной узел, система отопления имеют аварийное состояние, перегородки ограничено работоспособное, оконные и дверные проемы – работоспособное. Техническое состояние здания в целом оценивается как аварийное.
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ жилой .... в .... признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
ФИО3 обратился в администрацию г. Барнаула с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Как следует из ответа Главного управления строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края №/ПОГ/17122 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ истец включен в список граждан – получателей государственных сертификатов. Для формирования краевого дополнительного списка граждан – получателей ГЖС, администрация г.Барнаула в сентябре текущего года представило в Главный управление полный пакет документов на истца, включая заключение и акт межведомственной комиссии. Однако, заявление о выдаче сертификата было подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ гю. №, согласно которому внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Полагая нарушенным свое право на получение государственного жилищного сертификата, ФИО3 обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, предусмотрен выпуск государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения, в том числе в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. (пункт 2 Постановления в редакции на дату включения семьи в список органом местного самоуправления).
В силу п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982 (далее - Порядок) в редакции на дату включения ФИО3 в список органом местного самоуправления, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Действующая на момент разрешения спора редакция Порядка предусматривает составление органом местного самоуправления списка граждан, лишившихся жилья, который (список) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направляется в Министерство финансов Российской Федерации.
На территории Алтайского края органом, уполномоченным по работе с государственными жилищными сертификатами, является Главное управление строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года №158, Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года №55.
Таким образом, для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата необходимо установление следующих фактов: утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия; отсутствие иного жилого помещения для проживания; факт регистрации собственника и членов семьи в жилом помещении по месту жительства; постоянное проживание в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Регистрация ФИО3 по месту жительства по адресу: ...., в .... подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлениям Росреестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка по ...., в пос. Затон. Иных жилых помещений в собственности ФИО3 (в том числе за последние 5 лет) не имеется.
Домовладение по указанному адресу попало в зону затопления при чрезвычайной ситуации на территории п. Затон за период с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на составление списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, признал за ФИО8 право на получение государственного жилищного сертификата.
Отказывая в утверждении списка в части ФИО3, Главное управление указало, что заявление о выдаче государственного жилищного сертификата подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в действие Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 года № 231, согласно которому «внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Суд полагает позицию Главного управления необоснованной, поскольку само по себе указание на запрет внесения изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан и семей не может служить основанием для отказа в защите прав граждан.
При этом каких либо иных доводов, по которым истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в указанном письме не изложено, кроме ссылки на требования МСЧ о необходимости предоставления судебного решения.
Утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в данном случае установлено заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Техническим заключением ООО «Алтайпроект», представленным в материалы дела.
Отсутствие у истца иного жилого помещения для проживания подтверждается сведения Росреестра по Алтайскому краю, согласно которым ФИО3 кроме жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу .... в собственности не имеет.
Факт регистрации истца по указанному адресу, постоянное проживание в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия подтверждается выпиской из домовой книги.
В части доводов ответчика, изложенных в письменном отзыве на иск, о том, что право собственности на жилое помещение по .... возникло у истца только в 2015 году, то есть после произошедшего паводка, суд полагает возможным указать следующее.
Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО3 о признании права собственности на жилой дом по .... мкр. Затон удовлетворены. При этом, указанным решением суда установлено, что ФИО3 зарегистрирован и проживает в .... в ...., собственником дома являлась ФИО6,., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником по закону первой очереди является истец, который с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался, однако фактически принял наследство в виде жилого дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В данном случае наследство после смерти ФИО6 открылось после ее смерти в 1984 году, следовательно, наследнику ФИО3 наследственное имущество в виде жилого дома по .... принадлежит с момента открытия наследства, то есть 1984 года.
Сама по себе регистрация права собственности на наследственное имущество в мае 2015 года, не влияет на момент возникновения такого права. Следовательно, на дату паводка – май-июнь 2014 года жилой дом по .... находился в собственности истца ФИО6
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что жилой дом по адресу: ...., находился в собственности истца и был утрачен в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Представленные стороной истца доказательства суд находит достоверными и достаточными. Следовательно, ФИО3 имеет право на обеспечение государственным жилищным сертификатом.
Поскольку постановление органа местного самоуправления о включении истца в список на получение государственного жилищного сертификата не отменено в связи с письмом Главного управления, а нарушение прав истцов связано с отказом Главного управления в утверждении списка, суд полагает надлежащим ответчиком главное управление строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
При этом, удовлетворяя требования в части, суд полагает достаточным признание за истцом права на получение государственного жилищного сертификата, что само по себе является основанием для утверждения списка и последующих действий в целях обеспечения истцов сертификатом.
В отзыве Главное управление указывает также на то, что подлежащая указанию в сертификате площадь не должна превышать площадь принадлежащего истцу жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь жилого дома по ...., составляет 36 кв.м.
Согласно п.2 Постановления Правительства от 07 июня 1995 года (в редакции на дату включения истцов в список постановлением органа местного самоуправления от 08 сентября 2014 года) государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года №213 (вступившим с 24 марта 2015 года) указанная норма дополнена словами «но не более общей площади утраченного жилого помещения».
Поскольку в данном случае площадь утраченного жилого помещения составляет 36 кв.м., что более установленных законом 33 кв. государственный жилищный сертификат должен быть выдан из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м.
На основании ст. 98 ГПК РФ Главного управления строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка от сильных дождей в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Главного управления строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу ФИО3 судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова