к делу № 2-1000/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2016 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Фелекиди С.Ф.,
с участием:
представителя заявителя Сергеевой А.А.,
представителя заинтересованного лица,
администрации Афипского городского
поселения Северского района Алборовой С.С.,
представителя заинтересованного лица,
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата
Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Бубновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорова Е.Г. об установлении факта пригодности для постоянного проживания жилого строения,
УСТАНОВИЛ:
Григоров Е.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просит установить факт пригодности для постоянного проживания жилого строения лит. А, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>, принадлежащий ему на праве собственности. Обязать «Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю произвести кадастровый учёт жилого дома, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>
В обоснование заявленных требований указал, что на основании акта приёмки в эксплуатацию садового дома с хозяйственными постройками от 18.05.2005г., утверждённого главой администрации Афипского поселкового округа Северского района Краснодарского края ему на праве личной собственности принадлежит садовый дом (фактическое использование под жилой дом) общей площадью 77,8 (общая площадь уменьшилась с 85,1 кв.м. до 77,8 кв.м. за счёт внутренней отделки. По данным инвентаризации от 13.02.2016г. общая площадь составляет 77,8 кв.м., жилая площадь 46,9 кв.м., расположенный по адресу: <...>, что подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серия <...> от 31.08.2005г., выданным Северским филиалом Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Территория садоводческого товарищества «Прогресс», расположена на территории Афипского городского поселения входит в черту населённого пункта - поселок городского типа Афипский на основании генерального плана, утверждённого решением Совета Афипского городского поселения Северского района от 09.12.2010г. № 95 «Об утверждении генерального плана Афипского городского поселения Северского района» в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.07.2005г. № 906-КЗ «О порядке установления и изменения границ административно-территориальных единиц» (с изменениями от 06.03.2007г.), и Решения от 16.03.2006г. № 252 «Об утверждении схемы градостроительного планирования территории с генеральными планами населённых пунктов МО Северский район». Земельный участок, площадью 1045 кв.м. с кадастровым номером <...> что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия РФ – <...><...>, регистрационная запись <...> от 26.11.1996г., выданным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Северского района.
По мнению заявителя, он полностью привёл в соответствие садовый дом, достроил, и с вышеуказанного времени проживает в данном садовом доме. Жилое строение является единственным постоянным жилищем для него, однако отсутствие регистрации проживания по указанному адресу препятствует реализации личных прав. Указанное жилое строение по своим техническим характеристикам и степени благоустройства, отраженным в техническом паспорте, пригодно для постоянного проживания в нём, к данному строению подведены все необходимые коммуникации, обеспечивающие возможность круглогодичного проживания в указанном строении. При возведении садового дома, были, по мнению заявителя, соблюдены все требования СНиП 30-02-97 и СНиП 31-02-01, он используется как жилой дом, соответствует основным требованиям, так как является жилым строением и пригоден для постоянного проживания. Объект соответствует санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СанПиН 2.2.1.2645-10, и строение не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан, что также подтверждается экспертным заключением <...> от 29.02.2016г. В настоящее время на регистрационном учёте: Григоров Е.Г., <...> года рождения, не состоит, так как не имеет другого жилья, и его знакомый у которого он раньше был зарегистрирован, по адресу регистрации в Абинском районе отказал в дальнейшей регистрации. Григоров Е.Г. является пенсионером, иного другого дохода он не имеет.
Заявитель неоднократно обращался к начальнику отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Северском районе, и им был получен ответ, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008г., Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011г. № 13-П, и согласно разъяснениям ФМС России для оформления регистрации по месту жительства в жилые строения, расположенные на садовых участках, гражданам необходимо обращаться в суд с заявлением об установлении факта пригодности данного жилого строения для постоянного проживания.
Федеральным законодательством определено место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, то есть предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Указанное жилое строение является для заявителя, по его мнению, единственным местом жительства и единственным местом, где он может быть зарегистрирован, отсутствие же регистрации по месту жительства лишает его реальной возможности реализовать конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными ему льготами. Григоров Е.Г. обращался в администрацию Афипского городского поселения с заявлением о разрешении признании факта пригодности для постоянного проживания, однако получил отказ.
Жилищный кодекс РФ, по мнению заявителя, прямо не предусматривает возможности переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствуют об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждается принятием Федерального Закона № 93-ФЗ от 30.06.2006г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Вследствие чего, до принятия соответствующих нормативных актов, признание жилых строений пригодными для постоянного проживания могут осуществляться судами общей юрисдикции, имеющие юридическое значение.
Определением Северского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2016 года ходатайство представителя заинтересованного лица, администрации Афипского городского поселения Северского района Алборовой С.С. – удовлетворено и привлечено для участия в деле в качестве заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральной кадастровой палате Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.
В судебном заседании представитель заявителя Сергеева А.А. изменила заявленные требования и просила установить факт пригодности для постоянного проживания жилого строения, лит. А, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., год постройки – 2001, окончено строительство в 2001 году, стены кирпичные, этажность – 2 этажа, расположенного по адресу: <...>Дачная), принадлежащего Григорову Е.Г. на праве личной собственности. Данное решение является обязательным основанием для постановки на кадастровый учёт, о чём предоставила заявление Григорова Е.Г. за личной подписью последнего.
Представители заинтересованных лиц, администрации Афипского городского поселения Северского района Алборова С.С. и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Бубнова О.В. при вынесении решения по делу полагалась на усмотрение суда, в дополнительном времени для подготовки к изменённым требованиям заявителя не нуждались. Вместе с тем, от главы Афипского городского поселения Северского района Коваленко Ю.А. поступил отзыв на исковое заявление Григорова Е.Г. об установлении факта пригодности жилого строения для постоянного проживания от 08.04.2016г. № 1422 (л.д. 180), в котором последний просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
В обосновании отзыва указано, что согласно Положению о порядке признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания, утверждённому постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009г., одним из основных требований является то, что жилые строения должны располагать на садовых земельных участках в границах населённых пунктов в соответствии с функциональным зонированием территорий. Земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1045 кв.м., принадлежащий истцу на праве собственности, расположен на территории с/т «Прогресс». В соответствии с утверждённой границей населённого пункта – пгт. Афипский, садоводческое товарищество «Прогресс» не входит в границу пгт. Афипского, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (для садоводства).
Заявитель Григоров Е.Г. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление от 11.04.2016г. (л.д. 183), в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, представителю Сергеевой А.А. доверяет, заявленные требования просит удовлетворить в полном объёме.
Представители заинтересованных лиц, СНТ «Прогресс» Северского района и отдела УФМС РФ по Краснодарского краю в Северском районе в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом. От председателя СНТ «Прогресс» Северского района <...> поступило заявление от 11.04.2016г. (л.д. 179), в котором просит рассмотреть дело без их участия и удовлетворить заявленные требования в полном объёме, поскольку садовый дом является единственным жильём заявителя. Также, от Врио начальника отдела УФМС РФ по Краснодарского краю в Северском районе майора внутренней службы <...> поступило заявление от 13.04.2016г. <...> (л.д. 191), в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие и полагается на усмотрение суда.
Выслушав мнение представителя заявителя Сергеевой А.А., представителей заинтересованных лиц, администрации Афипского городского поселения Северского района Алборовой С.С. и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Бубновой О.В., учитывая мнение заявителя Григорова Е.Г., представителей заинтересованных лиц, СНТ «Прогресс» Северского района и отдела УФМС РФ по Краснодарского краю в Северском районе, изложенные в заявлениях, изучив заявление, изменённые заявленные требования, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что изменённые заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966г., каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора место жительства.
Как указано в ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" ETS N 046 (Страсбург, 16.09.1963г.), каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из ст. 57 Конституции РФ следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Как указано в ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их совокупности установлено, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, что ни в коей мере не ограничивает его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязанностей, возложенных на него законом либо договором, то есть предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Указанная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку, указывает на целевое назначение садового земельного участка и одновременно на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нём жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначено для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том, что возможность постоянного проживания в нём не предусматривается, но и не исключается.
Как указано в Постановлениях Совета Министров РСФСР от 11.11.1985г. N 517 и от 31.03.1988г. N 112, действовавших до 1990 года, на садовых земельных участках, исходя из их целевого назначения, могли возводиться только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых жестко регламентировались типовыми уставами садоводческого товарищества.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РСФСР от 24.12.1990г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", на территории РСФСР отношения собственности на землю, другие природные ресурсы, средства производства, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. Количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваются.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ указано, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.
В материалах дела имеется копия паспорта серии <...>, выданного 19.09.2013г. <...> в <...> (л.д. 5) на имя Григорова Е.Г., в которой указано, что 09.02.2016г. последний снят с регистрационного учёта, о чём в паспорте поставлен штамп ОУФМС России по Краснодарскому краю в Абинском районе.
В свидетельстве о государственной регистрации права серии <...> от 31.08.2005г. (л.д. 9) указано, что Григоров Е.Г. является собственником садового дома, лит. А, назначение: нежилое, площадь: общая 85,1 кв.м., по адресу: <...>, с кадастровым (условным) номером объекта <...>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.08.2005г. произведена запись регистрации <...>, что также подтверждается техническим паспортом от 13.02.2016г. (л.д. 17-28) с инвентарным номером 6204 на здание – садовый дом, лит. А, по адресу: <...>.
В свидетельстве на право собственности на землю серии <...><...> от 26.11.1996г. (л.д. 10) указано, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления главы администрации Северского района от 21.11.1996г. № 1050 Григоров Е.Г., приобрёл право частной собственности на землю по адресу: садоводческое товарищество «Прогресс», участок <...>, в районе <...>, общей площадью 1045 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства и пашни, о чём составлена регистрационная запись <...> от 26.11.1996г, что также подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.02.2016г. <...> (л.д. 11-14) и кадастровым планом земельного участка от 17.06.2004г. <...> (л.д. 15-16), в которых указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – для садоводства, площадью 1045 +/- 22 кв.м., на праве частной собственности является Григоров Е.Г. согласно регистрации <...> от 26.11.1996г.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Таким образом, собственник земельного участка, осуществляя вышеуказанные права, обязан соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, которые регламентируют соответствующие вопросы.
В экспертном заключении <...> от 29.02.2016г. (л.д. 131-174), выполненном ИП <...>, указано, что, сопоставив требования Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные», СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»; Санитарных правил и норм. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10; Правил землепользования и застройки Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края, предъявляемые к жилым домам, с конструктивными характеристиками обследуемого садового дома, с составом и характеристиками его помещений и их фактического использования, а также с обеспеченностью коммуникациями, эксперт пришёл к выводу о том, что садовый дом, расположенный по адресу: <...>, по состоянию на дату проведения экспертизы, соответствует основным требованиям, предъявляемым к жилым домам, и пригоден для постоянного в нём проживания. А также, в результате анализа объёмно-планировочного и конструктивного решения, качества строительных работ по возведению основных несущих конструкций исследуемого объекта, визуального осмотра конструкций садового дома, расположенного по адресу: <...>, конструктивных дефектов, требующих проведения специальных мероприятий по усилению строительных конструкций, замене материалов, а также дефектов влияющих на техническое состояние здания, по состоянию на дату проведения экспертизы, не обнаружено. Объект исследования не создаёт угрозу обрушения. Деформаций основных несущих конструкций (осадок основания, прогибов пролетных конструкций, выпоров и др. деформаций), по состоянию на дату проведения экспертизы, не выявлено, конструктивные элементы и применённые материалы, использованные при строительстве исследуемого строения, отвечают требованиям по долговечности, следовательно, угрозу жизни и здоровью граждан не создаёт.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение как допустимое доказательство по делу, поскольку экспертное заключение ИП <...> № 03/2016 от 29.02.2016г. сомнений не вызывает, выполнено квалифицированным экспертом. Отводов эксперту сторонами по делу заявлено не было, сведения об ограничениях при организации и производстве судебной экспертизы отсутствуют. Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения эксперта, поскольку оно подготовлено с учётом требований действующих норм и правил. При даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы. Судом не установлено ни одного объективного факта, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности вышеуказанного заключения. Неясности или неполноты заключения, являющиеся основаниями для назначения дополнительной экспертизы, судом не установлено. Заключение мотивированно, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона.
Согласно абз. 3 ст. 1 и абз. 3 ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до 01.03.2005г., жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения, с учётом изменившегося потребительского назначения этих строений, в качестве жилых, а, следовательно, не исключавшая возможности постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В отличие от прежнего порядка государственного учёта жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учёта жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможности отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
Согласно ч.ч. 1 и 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
Таким образом, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Как указано в п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, в том числе, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
Действующее законодательство Российской Федерации изменило правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на сегодняшний день законодательстве отсутствует.
Как указывалось ранее, одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В абзацах 1 и 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановление Правительства РФ от 17.07.1995г. N 713, регулируются порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
У института регистрации имеется специальная цель – административный учёт, который носит уведомительный характер. Действующее законодательство не содержит оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
Исключая Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В этой связи, правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. В результате такого использования института регистрации оказалось, что в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
Между тем, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу. Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.
Таким образом, абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства.
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.
С учётом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения, в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая, в отличие от нормы абз. 4 ст. 1 указанного Федерального закона, право регистрации в жилом доме, которым может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, то есть фактически вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства.
Как указано в ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В материалах дела имеется обращение Григорова Е.Г. от 20.02.2016г. (л.д. 6-7) на имя главы администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края <...> с просьбой оказать содействие о признании факта пригодности для постоянного проживания жилого строения, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>, принадлежащий Григорову Е.Г. на праве личной собственности.
Ответом на обращение от 10.03.2016г. № 928 (л.д. 8) за подписью главы Афипского городского поселения <...>, администрация Афипского городского поселения Северского района сообщает, что принятие решения о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, расположенного по адресу: <...>, не представляется возможным.
Согласно ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным установить факт пригодности для постоянного проживания жилого строения, лит. А, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., 2001 года постройки, стены кирпичные, этажность – 2 этажа, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего Григорову Е.Г. на праве собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198, 262-265 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изменённые заявленные требования Григорова Е.Г. об установлении факта пригодности для постоянного проживания жилого строения, удовлетворить.
Установить факт пригодности для постоянного проживания жилого строения, лит. А, общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., 2001 года постройки, стены кирпичные, этажность – 2 этажа, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего Григорову Е.Г. на праве собственности.
Данное решение является основанием для постановки в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю на государственный кадастровый учёт указанного имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 10 июня 2016 года.
Председательствующий А.С. Мальцев