ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1000/20 от 23.07.2020 Тулунского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун 23 июля 2020 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,

с участием:

административного истца – Губина Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1000/2020 по административному исковому заявлению Губина Р.С., Губиной Н.Г., Славной Н.С. к администрации г. Тулуна, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом об обязании выдать заключение о признании жилого дома непригодным для проживания и постановление о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу,

установил:

Губин Р.С., Губина Н.Г., Славная Н.С. обратились в суд с административным иском к администрации г. Тулуна об обязании выдать заключение о признании жилого дома непригодным для проживания и постановление о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В обоснование доводов административного иска они указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в двухквартирном доме, расположенном по адресу: ****.

...... ими было написано заявление об обследовании их дома межведомственной комиссией на предмет пригодности (непригодности) для проживания.

...... они получили письмо из Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Тулуна исх. *** о том, что межведомственная комиссия не может признать многоквартирный дом аварийным без заключения специализированной организации.

...... они заключили договор со специализированной организацией из представленного администрацией г. Тулуна списка, оплатив услуги в размере 17 000 рублей.

На основании полученного отчёта ...... они обратились с заявлением к председателю межведомственной комиссии, в котором просили выдать заключение о признании жилого дома непригодным для проживания и постановление о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.

...... они получили из Комитета по управлению муниципальным имуществом ответ от ...... исх. *** о том, что межведомственная комиссия лишена возможности вынести решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и предложили обжаловать данный отказ в суд.

Считают данный отказ необоснованным, так как улица, на которой находится принадлежащая им квартира, попала в зону чрезвычайной ситуации (100%), введённой постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г. № 1147-пп, а согласно заключению специализированной организации ООО «Научно-производственное отделение исследования строительных материалов» инв. № ***, капитальный ремонт жилого дома нецелесообразен, он является непригодным для проживания и подлежит сносу.

Просили: обязать администрацию г. Тулуна выдать заключение о признании жилого дома непригодным для проживания, а также выдать постановление о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в порядке подготовки к рассмотрению дела в качестве административного соответчика была привлечена межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – межведомственная комиссия).

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Административные истцы Губина Н.Г., Славная Н.С., представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Губин Р.С. в полном объёме поддержал заявленные административные исковые требования. Суду пояснил, что сам он с заявлением об обследовании дома межведомственной комиссией не обращался, обращалась только мама, так как им объяснили, что достаточно одного заявления. Заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу и соответствующее решение им не выдано. Просил рассмотреть административный иск по заявленным требованиям и к указанному административному ответчику.

Принимавшая ранее участив рассмотрении административного дела административный ответчик Губина Н.Г., требования административного иска также поддержала в полном объёме.

Принимавший ранее участие в рассмотрении дела представитель административного ответчика – Администрации г. Тулуна С., требования административного иска не признал. Суду пояснил, что административные истцы могут прийти и написать заявление на обследовании их квартиры, а обследовать жилой дом на основании заявления собственников одной квартиры они не могут.

В представленных возражениях на административный иск представитель Администрации г. Тулуна по доверенности Р. выразила несогласие с административным иском, указав, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, которая решения о признании жилого дома (отдельных квартир) по адресу: ****, пригодным (непригодным) для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу не принимала.

В представленных в суд возражениях на административный иск министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области также указало, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая принимает решение в соответствии с Положением. Из технического отчёта следует, что эксперты ООО «Научно-производственное отделение исследования строительных материалов» пришли к заключению по результатам обследования, согласно которому состояние строительных конструкций недопустимое. Физический износ дома составляет 80,78%. Физический износ строительных конструкций, кровли, фундамента – 85%. Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: ****, стало аварийным и непригодным для проживания вследствие естественного старения (износа) материалов и конструкций. Доказательств того, что спорное жилое помещение стало аварийным и непригодным для проживания вследствие наводнения, произошедшего в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, отвечающим требованиям относимости и допустимости, административными истцами не представлено. Просило в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от 27 июня 2019 г. № 1042 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования – «город Тулун» с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования – «город Тулун» введён режим чрезвычайной ситуации.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

В пп. «б» п. 2 данного Указа Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 916 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:

а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;

б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

е) возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта.

Согласно п. 9 Правил порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта повреждённых жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретение или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп были утверждены Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Одним из оснований выдачи свидетельства на право социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения либо свидетельства на получение социальной выплаты на капительный ремонт жилого помещения является предоставление гражданином сведений о признании жилого помещения утраченным или повреждённым (п. 1 постановления).

Как указано в ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение).

Согласно абз. 1 п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3 п. 7 Положения).

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п. 8 Положения).

В соответствии с п. 42 Положение оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника жилого помещения.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пп. «е» п. 45 Положения).

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (абз. 8 п. 47 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абз. 2 п. 49 Положения).

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).

В разделе 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием и обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., разъяснено, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Губину Р.С., Губиной Н.Г., Славной Н.С. на праве общей долевой собственности по .......... доли каждому принадлежит квартира по адресу: ****, что подтверждается выпиской от ...... г. № ***.

Сведения о регистрации права собственности на квартиру по адресу: ****, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлением от ......***.

Постановлением мэра городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ...... г. *** была создана межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

......Губина Н.Г. обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, аварийным и подлежащим сносу (л.д. ..........).

Однако данное заявление не было рассмотрено межведомственной комиссией, а вместо этого начальником отдела по жилью Комитета по управлению муниципальным имуществом С. в адрес административного истца Губиной Н.Г. было направлено письмо, в котором ей сообщено, о несоответствии форме, утверждённой ГОСТ 31937-2011 (Межгосударственный стандарт. Здания и Сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введённого в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. № 1984-ст), о наличии выводов в отношении всего объекта недвижимого имущества при обследовании только его части, представленного заключения по комплексному обследованию технического состояния объекта, что лишает межведомственную комиссию возможности вынести решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Требований об оспаривании бездействия межведомственной комиссии по не проведению обследования жилого дома, расположенного по адресу: ****, в том числе принадлежащей административным истцам на праве общей долевой собственности **** данном доме, Губиным Р.С., Губиной Н.С., Славной Н.С. не заявлено.

В судебном заседании административный истец Губин Р.С. настаивал на рассмотрении административного иска по заявленным требованиям и к указанному административному ответчику, в том числе в представленных в суд пояснениях от ......

Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, требований об оспаривании бездействия межведомственной комиссии административными истцами не заявлено, в связи с отсутствием заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления лишён возможности на основании п. 49 Положения принять решение о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то административный иск Губина Р.С., Губиной Н.Г., Славной Н.С. не подлежит удовлетворению.

При этом с учётом отсутствия требований административного иска к межведомственной комиссии, привлеченной к участию в рассмотрении дела судом в порядке подготовки дела к рассмотрению, административный иск к административному соответчику также удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в связи с отнесением вопросов признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции к исключительной компетенции межведомственной комиссии у суда отсутствуют полномочия по возложению на Администрацию г. Тулуна обязанности принятия решение по спорному объекту недвижимого имущества на основании заключения специализированной организации ООО «Научно-производственное отделение исследования строительных материалов» инв. № ***.

Доводы административного истца Губина Р.С. о принятии решений органом местного самоуправления в отношении иных жилых помещений по указанным административным истцом Губиным Р.С. адресам не принимаются судом, поскольку ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматриваются и разрешаются дела о защите прав, свобод и законных интересов конкретных граждан.

Доводы административного истца Губина Р.С. о том, что обязанность провести оценку ущерба, причинённого их жилому дому, была возложена на администрацию г. Тулуна Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 (п. 3м), отклоняются судом, так как пп. «м» п. 3 данного Указа Правительству Российской Федерации было получено обеспечить до ...... проведение оценки ущерба, причиненного в результате наводнения на территории Иркутской области жилым помещениям, объектам социальной инфраструктуры, в том числе зданиям общеобразовательных организаций, объектам транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктур.

При этом проведение оценки ущерба, причинённого в результате наводнения, необходимо было для определения размера трансферта, предоставляемого за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (п. 2 Правил), и не тождественно понятию признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

По указанным основаниям не принимаются доводы административного истца Губина Р.С. о том, что до момента наводнения, имевшего место в июне – июле 2019 г., жилое помещение по адресу: ****, было пригодным для проживания.

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Губина Р.С., Губиной Н.Г., Славной Н.С. к администрации г. Тулуна, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом об обязании выдать заключение о признании жилого дома непригодным для проживания и постановление о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 27 июля 2020 г.