ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1000/2016А-25 от 05.09.2016 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело № 2-1000 /2016 А-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2016 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Майко П.А.,

при секретаре Пронина С.Ю.,

ознакомившись с исковым заявлением прокурора Железнодорожного района города Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ФИО1 о признании недействительным распоряжения администрации Красноярска, о предоставлении земельного участка, о признании недействительным договор аренды земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать недействительным договора аренды от 15.05.2015 года земельного участка № 2426, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, в районе СНТ «Овинный» с кадастровым номером 24:50:0100410:938 площадью 1218 кв.м., заключенный между ДМИиЗо администрации г. Красноярска и ФИО1, а также распоряжение от 15.5.2015 года №2426 – недв о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

Помощник прокурора иск поддержал, указав, что был нарушен порядок предоставления земельного участка ответчику, т.к. он не был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, хотя земельный участок был предоставлен, как нуждающемуся инвалиду.

Ответчик иск не признал, т.к. условие о нуждаемости в улучшении жилищных условий требуется только в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Представитель администрации города Красноярска, представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений Красноярска, представитель Управления Росреестра, представитель ФГБУ Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю не явились. Были уведомлены надлежаще.

Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил –

В соответствии с п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 74, 75 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать, в том числе интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания ее судом.

По смыслу указанной нормы, ничтожная сделка недействительна изначально.

Согласно положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, данный орган имеет основные задачи по обеспечению эффективного управления муниципальным имуществом, жилым и нежилым фондом, а также регулирование и контроль использования земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска (2.2); осуществляет передачу муниципального имущества в доверительное управление (3.10); заключает имущественные договоры со сторонними организациями ; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города (3.39).

В силу положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в редакции от 22.8.2013 года, действующей в настоящий момент, разрабатывает предложения по эффективному использованию муниципального имущества данный орган управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города (24,25).

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Данная процедура исключает возможность предоставления земельных участков под садоводство помимо торгов, бесплатно, если закон прямо не предусматривает данную возможность.

Ответчик ФИО1, как видно из его заявления от 23.10.2015 года, обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Красноярска с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для ведения садоводства.

15.5.2015 года распоряжением №2426-недв., ответчику утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе СНТ ОВИННЫЙ, общей площадью 1218 кв.м. и земель населенных пунктов. В данном распоряжении указано, что земельный участок согласован в силу, в том числе, и права ФИО1, установленного 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Согласно договора аренды земельного участка №1753 от 18.11.2015 года, между ФИО1 и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Красноярска, ФИО1 на 20 лет был предоставлен в аренду земельный участок в районе СНТ ОВИННЫЙ площадью 1218 кв.м. кадастровый У.

При этом, как видно из письма администрации Центрального района Красноярска, пояснений ФИО1 в суде, он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и не стоит в очереди на данное.

Исследовав доводы участников процесса, суд установил обоснованность иска. Свой вывод суд основывает на следующем –

Конституция Российской Федерации в ст. 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Таким образом, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование, вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, с учетом правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку распоряжение №2426-недв., от 15.5.2015 года, о Предварительном согласовании предоставлении земельного участка и договор аренды земельного участка от 18.11.2015 года №1753, изданы в нарушение требований действующего законодательства РФ, без учета нуждаемости ФИО1 В улучшении жилищных условий.

Вышеуказанные решения нарушают права неопределенного круга лиц на приобретение соответствующего участка, а неэффективное распоряжение государственной собственностью причиняет убытки муниципальной казне.

Довод ФИО1, что правило о нуждаемости в улучшении жилищных условий применяется только в случае предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а в данной ситуации, ФИО1 имеет право на внеочередное получение земельного участка, как инвалид, без торгов, суд полагает признать не состоятельным, в силу того, что закон, в силу которого был предоставлен земельный участок ФИО1, а именно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентирует именно улучшение жилищных условий инвалидам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать недействительным распоряжение администрации Красноярска от1 5.2.2015 года №2426- недв. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1.». Признать недействительным договор аренды земельного участка №1753 от 18.11.2015 года заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска и ФИО1 .

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, которое можно получить в канцелярии суда через 5 дней.

Председательствующий: Майко П.А.